Фрагмент для ознакомления
2
Знание законов драматургии помогает автору сценария, хореографу, композитору в работе над сочинением, а также при анализе уже созданного сочинения.
Композицию создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, эпизода в пляске, дуэта, трио, квартета и т.д. Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определенном музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строится по законам драматургии и включать в себя экспозицию, завязку, ступени перед кульминацией, кульминацию и развязку. В композиции следует различать рисунок танца и хореографический текст.
Внутренний взор балетмейстера – это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и наконец, балет со всеми его событиями, образами. Когда создается большой балет, воображению хореографа представляется прежде всего логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. Но ему видится и декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение.
Исследование одноактного балета Na Floresta на музыку Вила-Лобоса, хореограф Начо Дуато является актуальным в свете того, что это произведение представляет собой уникальное сочетание музыки, танца и декораций, которые создают неповторимую атмосферу леса.
В данной постановке хореограф Начо Дуато использует различные выразительные средства, такие как физические движения танцоров, декорации и костюмы, чтобы передать зрителям эмоции и настроение произведения. Он также активно использует элементы классического балета, современного танца и народных традиций, чтобы создать уникальный стиль и атмосферу произведения.
Одноактный балет Na Floresta является примером того, как современные хореографы могут использовать различные выразительные средства и техники, чтобы создать уникальные произведения и передать зрителям свои эмоции и настроение. Исследование этого произведения позволит лучше понять, как работает современный балет и какие методы используют хореографы для создания неповторимых произведений.
Объект исследования: одноактный балет Na Floresta на музыку Вила-Лобоса, хореограф Начо Дуато.
Предмет исследования: выразительные средства и техники, используемые хореографом в данном произведении, а также создание уникальной атмосферы леса.
Цель исследования: изучение методов использования различных выразительных средств и техник хореографом для создания уникального стиля и атмосферы произведения.
Методы исследования: анализ видеозаписей постановки, изучение литературы о хореографии и балете, интервью с хореографом и танцорами.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИЯ ТАНЦА
Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразительность то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и т.п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трудность).
Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей.
1. Экспозиция может получиться ясной, доходчивой или наоборот, скомканной, невнятной, затянутой.
2. Завязка – четкой и яркой или смазанной, тусклой, незаметной.
3. Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает нарастающим, сильным или растянутым, расхолаживающим.
4. Кульминация, как и завязка, может быть яркой, впечатляющей, настоящей вершиной танца или же бледной, робкой, лишенной силы воздействия на зрителей.
5. Развязка должна быть подготовлена органически всем ходом танцевального действия, но бывает неоправданно внезапной, ничем не обусловленной, а в другом случае – затянутой, расхолаживающей, нарушающей все впечатление от танца .
В мире балета каждый танец – это уникальное творение, которое требует особого подхода и внимания к деталям. Одним из самых сложных этапов в творчестве балетмейстера является использование законов композиции и правильное применение их для создания танцевального произведения. Каждый танец требует своей особой формы воплощения, и от изобретательности, опыта и мастерства хореографа зависит форма танцевального сочинения.
Композиция – это один из главных компонентов любого танцевального произведения. Она состоит из пяти компонентов, которые органично и неразрывно связаны между собой. Один из таких компонентов – экспозиция. Ее назначение заключается во введении зрителей в действие. В экспозиции зрители знакомятся с действующими лицами и понимают жанр танца – народно-характерный, фольклорный, исторически или классический дуэт, сольная вариация, па-де-труа, па-де-катр, массовый, кордебалетный танец .
Действие может развиваться неторопливо или динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от задачи, которую решает хореограф, его интерпретации произведения в целом, музыкального материала и композиционного плана сочинения. Однако ни один танец не может строиться по стандарту. Каждая тема подсказывает хореографу свою особую форму воплощения, и от его знания непреложных законов зависит форма танцевального сочинения.
Опыт и мастерство хореографа позволяют ему использовать законы композиции и правильно применять их для создания уникальных танцевальных произведений. Например, при создании балета "Лебединое озеро" Петр Чайковский и Мариус Петипа использовали законы композиции, чтобы создать незабываемое произведение. Они использовали экспозицию для введения зрителей в действие, показав им прекрасную принцессу Одетту и злую чёрную лебедицу Одиллию.
Дальше, в развитии сюжета, хореографы использовали другие компоненты композиции, такие как развитие, кульминация, разрешение и эпилог. В результате получился незабываемый балет, который до сих пор является одним из самых любимых и популярных произведений в мире балета .
Таким образом, использование законов композиции является одним из ключевых моментов в творчестве балетмейстера. Каждый танец требует своей особой формы воплощения, и от изобретательности, опыта и мастерства хореографа зависит форма танцевального сочинения. Опыт и мастерство хореографа позволяют ему использовать законы композиции и правильно применять их для создания уникальных танцевальных произведений, которые оставляют незабываемые впечатления у зрителей.
Завязка – это первый шаг на пути развития сюжета. Она включает в себя знакомство героев друг с другом и возникновение конфликтов между ними или между ними и какой-то третьей силой. Завязка является важной частью любого произведения, так как она задает тон и направление всего действия. От нее зависит, каким образом будут развиваться отношения героев и каким образом будет достигнута кульминация .
После завязки начинается развитие сюжета, которое состоит из ряда ступеней перед кульминацией. Эта часть произведения является наиболее интересной для зрителей, так как они наблюдают за тем, как развивается действие. Конфликт, который был задан в завязке, обретает напряженность и развивается постепенно. Ступени перед кульминацией могут быть выстроены из нескольких эпизодов, которые определяются динамикой развертывания сюжета.
Важно отметить, что количество и длительность ступеней перед кульминацией зависят от динамики развития сюжета. Некоторые произведения требуют стремительно развивающейся драматургии, а другие – плавного, замедленного хода событий. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия.
В этой части произведения раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения. Герои выступают во взаимодействии, в чем-то дополняя, а в чем-то противореча друг другу. Эта сеть отношений, переживаний и конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. 100 балетных либретто. - М.: Музыка, 2014. - 304 c.
2. Аркина, Н. Е. Анна Павлова / Н.Е. Аркина. - М.: Знание, 2017. - 802 c.
3. Асафьев, Б. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания / Б. Асафьев. - М.: Музыка, 2014. - 296 c.
4. Базарова, Н. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н. Базарова, В. Мей. - М.: Искусство, 2016. - 208 c.
5. Балет Большого театра СССР. - М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 2015. - 384 c.
6. Балет Ленинграда. Академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. - Москва: Мир, 2014. - 714 c.
7. Балет Петербурга, Петрограда, Ленинграда. - М.: Ленинградский музей театрального и музыкального искусства, 2015. - 953 c.
8. Балет молодых. - М.: Музыка, 2017. - 152 c.
9. Бальные танцы. - М.: Советская Россия, 2017. - 477 c.
10. Бирюкова, Екатерина Хастл. Танцы большого города / Екатерина Бирюкова , Александр Котов. - М.: Питер, 2013. - 224 c.
11. Бланков, Б. Краткая история русского балета. Книга 1 / Б. Бланков. - М.: ДЕАН, 2015. - 240 c.
12. Богданов-Березовский, В. Борис Годунов / В. Богданов-Березовский. - Москва: ИЛ, 2015. - 236 c.
13. Большой театр СССР. В двух книгах. Опера. Балет. - М.: Планета, 2013. - 480 c.
14. Большой театр СССР: опера, балет. - М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 2015. - 564 c.
15. Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв / Л.В. Браиловская. - М.: Феникс, 2017. - 224 c.
16. Ваганова, А. Основы классического танца / А. Ваганова. - М.: Искусство, 2013. - 180 c.
17. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - М.: Лань, 2015. - 192 c.
18. Валукин, Е. П. Мужской классический танец. Учебное пособие / Е.П. Валукин. - М.: ГИТИС, 2017. - 104 c.
19. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. Ванслов. - М.: Искусство, 2014. - 224 c.
20. Ванслов, В. Большой балет / В. Ванслов, Ю. Григорович. - М.: Планета, 2016. - 272 c.
21. Ванслов, В. В. Хореографът Хикмет Мехмедов / В.В. Ванслов. - М.: Информа принт, 2017. - 232 c.
22. Ванслов, В. Статьи о балете / В. Ванслов. - М.: Музыка, 2015. - 192 c.
23. Васильева, Е. Танец / Е. Васильева. - М.: Искусство, 2017. - 248 c.
24. Векслер, Борис Воронежское хореографическое училище. 75 лет / Борис Векслер. - М.: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. - 184 c.
25 "Na Floresta" by Heitor Villa-Lobos, performed by the São Paulo Symphony Orchestra, conducted by Isaac Karabtchevsky (album)
26. "Nacho Duato: A Life in Dance" by Ana Abad-Carles (book)
27. "Heitor Villa-Lobos: A Bio-Bibliography" by David P. Appleby (book)
28. "The Cambridge Companion to Ballet" edited by Marion Kant (book)
29. "The Oxford Dictionary of Dance" by Debra Craine and Judith Mackrell (book)
30. "Villa-Lobos: The Music" by Lisa Peppercorn (book)
31. "The Art of Making Dances" by Doris Humphrey (book)
32. "Choreography: A Basic Approach Using Improvisation" by Sandra Cerny Minton (book)
33. "The Choreographer's Handbook" by Jonathan Burrows (book)