Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Цели, задачи, принципы обучения второму иностранному языку 6
1.2. Характеристика особенностей обучения немецкому языку как второму иностранному языку 11
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ 18
2.1. Обучение грамматике 2-го (немецкого) языка на уроках в 5-6 классах 18
2.2. Практические примеры упражнений при обучении грамматике немецкого языка как второго иностранного языка на основе УМК для 5-6 классов 24
Выводы по 2 главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления
2
Изучение иностранных языков является важной частью современной образовательной программы. Немецкий язык, как один из наиболее распространенных европейских языков, привлекает внимание многих школьников в разных странах. Особенно важно начинать изучение немецкого языка как второго иностранного языка в раннем возрасте, в 5-6 классах, когда дети находятся в периоде активного языкового развития.
Актуальность данной темы в наше время уже ни у кого не вызывает сомнений. В результате структурных изменений в системе школьного языкового образования родной язык и иностранные языки объединены в одну образовательную область – филологию, что нашло свое отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (иностранные языки). Это свидетельствует о том, что обучение иностранному языку стало официально рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений современного образования.
При этом родной язык, первый и второй иностранный образуют уникальное явление – искусственную триглоссию, на фоне которой учащиеся овладевают вторым иностранным языком, и коммуникативная природа триглоссии меняется в ходе продвижения учащимся в овладении как первым, так и вторым иностранным языком [17, c. 130].
Актуальность темы обусловлена еще и тем, что грамматика является одним из ключевых аспектов при изучении любого языка, и понимание ее особенностей является фундаментом для развития навыков чтения, письма, говорения и понимания на немецком языке.
Изучение особенностей обучения грамматике немецкого языка как второго иностранного языка в 5-6 классах является актуальной и распространенной темой в области лингвистики и образования. Существует значительное количество исследований, публикаций, методических пособий и практических материалов, которые затрагивают эту тему.
В литературе можно найти работы, посвященные различным аспектам обучения грамматике немецкого языка в начальной школе, включая влияние возраста на обучение, методические подходы, игровые формы обучения, коррекцию ошибок и прочие вопросы.
Грамматике, как важному аспекту обучения иностранному языку, посвящены работы И. Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, С. Ф. Шатилова, В. А. Бухбиндера и многих других.
В своей работе И. Л. Бим большое внимание уделяет вопросу обучения грамматике в целом и тому какие трудности зачастую возникают в ходе учебного процесса. Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез наиболее подробно останавливаются на вопросах, касающихся уточнения понятия «грамматика», установления связи грамматики иностранного языка с практикой обучения.
Однако стоит отметить, что в связи с быстрым развитием педагогических и методических подходов, новыми исследованиями и обновленными учебными программами, в данной теме всегда есть место для новых исследований и практических разработок [13, c. 10].
Объектом данного исследования является процесс обучения немецкому языку как второму иностранному на базе английского.
Предметом данного исследования являются особенности формирования грамматических навыков немецкого языка.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении особенностей обучения грамматике немецкого языка в 5-6 классах как второго иностранного языка.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить цели, задачи и принципы обучения второму иностранному языку;
2. Дать характеристику особенностям обучения немецкому языку как второму иностранному языку;
3. Изучить обучение грамматике 2-го (немецкого) языка на уроках в 5-6 классах;
4. Привести практические примеры упражнений при обучении грамматике немецкого языка как второго иностранного языка на основе УМК для 5-6 классов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по вопросам особенностей обучения грамматике немецкого языка, как 2-го иностранного языка в 5-6 классах. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Структура работы в соответствии с целями и задачами исследования состоит из введения, двух глав и 4 параграфов, заключения и списка источников и литературы, включающего 26 источников.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Цели, задачи, принципы обучения второму иностранному языку
Различные методисты трактуют цели обучения второму иностранному языку по-разному, и до сих пор нет единого определения.
По словам экспертов в области преподавания немецкого языка как второго иностранного, Ж. Нойнера и Б. Хуфайзена, одна из основных целей обучения состоит в формировании умений учащихся применять второй иностранный язык в повседневных коммуникационных ситуациях. Другими словами, учащиеся должны уметь использовать второй иностранный язык как средство общения [26, c. 227].
Эта цель тесно связана со второй целью обучения - формированием межкультурной компетенции учащихся. Это включает развитие лучшего и глубокого понимания образа жизни, менталитета носителей второго иностранного языка и их культурного наследия.
Предложение Гальсковой Н.Д. о стратегической цели обучения немецкому языку как второму иностранному состоит в развитии у учащихся способности к межкультурному общению. В этой стратегической цели выделяются два аспекта: прагматический и педагогический.
Прагматический аспект цели обучения второму иностранному языку связан с формированием коммуникативной компетенции у учащихся, чтобы они могли использовать второй иностранный язык в типичных социально-определенных ситуациях общения.
Педагогический аспект цели подразумевает дальнейшее развитие языковых способностей учащихся, а также развитие их способности понимать сходство и различия между своей родной культурой и культурами стран, где используется первый и второй иностранный языки [9, с. 109].
Согласно Л.Г. Денисовой и Э.И. Соловцовой, цель обучения второму иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции на основе коммуникативных умений учащихся в родном и первом иностранных языках, а также на основе предварительно сформированных общеучебных умений на межъязыковом и межпредметном уровнях [11, с. 15].
Н. В. Барышников предложил две основные цели обучения второму иностранному языку в общеобразовательной школе и назвал их коммуникативно-когнитивной и когнитивно-развивающей. Согласно его взглядам, реализация коммуникативно-когнитивной цели в первую очередь требует овладения учащимися чтением аутентичных иноязычных текстов, а также комплексного обучения остальным формам коммуникативной деятельности, таким как аудирование, говорение и письмо, с акцентом на развитии навыка чтения аутентичных текстов.
Вторая цель, когнитивно-развивающая, тесно связана с первой и фактически достигается в процессе обучения чтению аутентичных иноязычных текстов, поскольку чтение способствует развитию когнитивных способностей учащихся, их общих мыслительных и речевых навыков, а также филологической проницательности [4, c. 5].
Задачи обучения второму иностранному языку можно выделить следующие:
• овладение языковыми навыками: развитие умений говорения, аудирования, чтения и письма на втором иностранном языке с использованием соответствующих грамматических и лексических структур.
• развитие стратегических навыков: учащиеся должны научиться использовать различные стратегии для общения и понимания на втором иностранном языке.
• развитие межкультурной компетенции: понимание и уважение культурных различий, адаптация к нормам и ценностям другой культуры, развитие способности к межкультурному взаимодействию.
• формирование лингвистической грамотности: овладение грамматическими правилами, синтаксисом, орфографией и пунктуацией второго иностранного языка.
• развитие стремления к самостоятельности и самообразованию: поощрение самостоятельности в овладении языком, развитие навыков самообучения и использования различных ресурсов для расширения знаний.
Принципы обучения представляют собой основные научно обоснованные положения, на которых строится процесс обучения второму иностранному языку в определенных условиях.
Н. Д. Гальскова выделила четыре основных методических принципа обучения второму иностранному языку:
1) Развитие способностей учащихся к межкультурной коммуникации является центральной целью обучения.
2) Учет речевого и учебного опыта учащихся в их родном языке и первом иностранном языке.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, М. М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Ф. Джин, Р. Рорман. – 7-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2019. – 96 с.
2. Анисимова, О. Б. Об особенностях обучения немецкому языку как второму иностранному // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2009. – №3. – С. 73-75.
3. Барышников, Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. – М.: Просвещение. – 2003. – С. 157.
4. Барышников, Н. В. Многоязычный школьник – это реально / Н. В. Барышников // Иностранные языки в школе. – 2017. – № 1. – С. 3-8.
5. Бим, И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учеб. Пособие / И.Л. Бим. – М: Титул. – 2001. – 48 с.
6. Бим, И. Л. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников. И. Л. Бим, 5-9 классы / И. Л. Бим, Л. В. Садомова. – М.: Просвещение. – 2011. – 125 с.
7. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. – М.: Просвещение. – 1988. – 249 с.
8. Гальскова, Н. Д. Книга для учителя к учебнику «Und nun Deutsch!» по немецкому языку как второму иностранному для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. – 1997.
9. Гальскова, Н. Д. Особенности обучения немецкому языку как второму иностранному на базе УМК «UndnunDeutsch» / Н. Д. Гальскова, Л. Н. Яковлева // Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 2007. – С. 106-109.
10. Гафарова, Г. Р. Из опыта обучения немецкому языку как второму иностранному / Г. Р. Гафарова // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 2. – С. 26-31.
11. Денисова, Л. Г. Второй иностранный язык в средней школе / Л. Г. Денисова, Э. И. Соловцова // Иностранный язык в школе. – 1995 – №3. – С. 43.
12. Иващик, Е. А. Специфика обучения немецкому языку в качестве второго иностранного языка в средней общеобразовательной школе / Е. А. Иващик // Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: Материалы конференции, Благовещенск, 22 апреля 2021 года. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2021. – С. 643-649.
13. Игна, О. Н. Обучение второму иностранному языку в школе / О. Н. Игна // Медицина и образование в Сибири. – 2007. – № 1. – С. 13.
14. Игнатова, М. Н. Рациональный подход в обучении грамматике немецкого языка / М. Н. Игнатова // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2021. – № 1. – С. 6-9.
15. Коронаева, Л. З. Обучение второму иностранному языку (немецкому) в школе / Л. З. Коронаева // Немецкий язык в Башкортостане: проблемы и перспективы: материалы 14-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 06 апреля 2021 года. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. – С. 97-102.
16. Кравченко, А. Второй иностранный язык в школе. Повышение мотивации к изучению немецкого языка / А. Кравченко // Молодежь: образование, творчество, здоровье – 2019: Сборник научных трудов по материалам Региональной научно-практической конференции, Ставрополь, 19-22 мая 2019 года. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2019. – С. 64-67.
17. Лытаева, М. А., Базина, Н. В., Ионова, А. М. Второй иностранный язык в средней школе: осознанная необходимость // Ценности и смыслы. – 2018. – №5. – С. 128-139.
18. Мирошниченко, Н. И. Особенности организации обучения немецкому языку как второму иностранному // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2008. – №1c. – С. 57-62.
19. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М. М. Аверин, Ф. Джин, Материалы 70-й итоговой научно-практической конференции БГПУ, 2021 648 Л. Рорман и др.]. – 7 –е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2018. – 104 с.
20. Никишова, О. А. Обучение второму иностранному языку в средней школе / О. А. Никишова, В. Ю. Потапова, Т. В. Гроховская // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2022. – № 10 (45). – С. 25-26.
21. Рунгш, Н. А. Особенности обучения немецкому как второму иностранному языку на начальном этапе / Н. А. Рунгш, А. Р. Никонова // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных статей по материалам XXXII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 21–22 апреля 2022 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. – С. 327-332.
22. Халимова, А. Г. О проблемах обучения второму иностранному языку в школе / А. Г. Халимова // Роль носителя языка в обеспечении качества обучения иностранным языкам: Материалы Международного научно-практического семинара, Москва, 20 апреля 2018 года. – Москва: МГПУ, Канцлер, 2018. – С. 135-140.
23. Чернышева, Л. А. Роль грамматики в процессе обучения немецкому языку / Л. А. Чернышева // Ученые записки. Электронный научный журнал КГУ. – 2022. – № 3(63). – С. 230-235.
24. Широбокова, С. П. К вопросу об особенностях преподавания немецкого языка как второго иностранного языка в школе / С. П. Широбокова // Инновационные процессы в системе образования: Материалы XIII итоговой научно-практической конференции, Ижевск, 24 апреля – 25 мая 2018 года / Под редакцией Л.А. Каракуловой, И.А. Гришановой. – Ижевск: Глазовский государственный пед. институт им. В.Г. Короленко, 2019. – С. 303-307.
25. Якубова, Н. А. Роль грамматики в системе обучения немецкому языку как второму иностранному / Н. А. Якубова // Вестник Московского гос. лингвистического университета. – 2011. – № 610. – С. 101-109.
26. Neuner, G. Methodische Aspekte des Lehrens und Lernens fremder Sprachen / G. Neuner // Bausch/Christ/Krumm (Hrsg.): Handbuch Fremdsprachenunterricht. Tübingen: Francke, 4. Aufl, 2003. – S. 225–239.