Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня мы живем в огромной стране с богатой историей. И в контексте этой истории наше государство проходило разные этапы общественного самосознания, мы выстраивали разные ценностные системы понимания своей роли в историческом процессе и перспективах развития. Вместе с изменениями понимания себя и своей роли в обществе менялась и профессия режиссера-сценариста праздничных форм культуры, поскольку наша профессия неотделима от времени, в котором мы живем и максимально быстро отвечает на любые изменения в общественной жизни. «По возможности отвечать немедленно на злободневные события, по своей политической заостренности эстрада имеет большие преимущества перед театром, кино, серьезной литературой» - писал А. В. Луначарский.
В советском союзе, в то время, когда зарождалась профессия режиссера театрализованных представлений и праздников, каждый человек ощущал себя частью общества, в котором он живет, частью страны, частью идеи. Была идеология, которая объединяла всех граждан страны. И государство предпринимало меры для формирования гражданской позиции личности с самого детства. Формирование патриотических ценностей у молодежи имело статус официальной общегосударственной задачи и четкую структуру. Воспитание правильного отношения к Родине, к социуму начиналось в детских садах и продолжалось в октябрятских, пионерских и комсомольских организациях. Каждый человек с пеленок знал, каким должен быть настоящий гражданин, как должен относиться к себе, учебе, товарищам, старшему поколению и т. д.
Особое внимание государство уделяло культурной политике. Фильмы, мультфильмы, массовые праздники должны были воспитывать поколение, духовно обогащать его, закладывать важные и нужные ценности в сознание людей. Наша профессия была идеологизирована. И. Г. Шароев к первостепенным качествам режиссера праздничных форм культуры относит наличие четкой гражданской позиции. Режиссер «должен постоянно находиться в центре общественной жизни, в самой сердцевине событий века, быть истинным художником-патриотом, обращающимся к серьезным темам и проблемам в своем творчестве. Только тогда он будет являться истинным проводником тех идей, которые волнуют его современников». «Свою задачу педагоги по режиссуре и актерскому мастерству видят не только в воспитании у студентов профессиональных навыков, но и в формировании его мировоззренческой основы, т.е. в воспитании в нем гражданина».
Именно с таким пониманием своего профессионального долга выпускались студенты нашей кафедры.
Однако кардинальные социально-политические и экономические реформы, произошедшие в начале 1990-х годов, изменили ситуацию в области культурного развития граждан страны.
Тот путь, по которому развивалась страна на протяжении предыдущих 70 лет, стал трактоваться как ошибочный и тупиковый. Люди потеряли привычную картину мира. Незыблемые, казалось бы, идеалы, ценности ставились под сомнения. Смещались понятия добра и зла, долга, чести, совести; размывались представления о социальных нормах поведения. Наблюдался нравственный кризис большей части общества.
Ушел в прошлое тип нравственности, связанный с коллективизмом, со стремлением быть полезным обществу. Страна потеряла статус великой державы, которым ранее было принято гордиться. Идея демократических реформ по западному образцу так и не смогла объединить людей в стремлении к одной цели. Гражданственность и патриотизм сменились индивидуалистическими ценностями. Ушла цензура, появилась полная свобода творчества.
Государство ничем не ограничивало работников культуры, но при этом и не финансировало. Поэтому деятели культуры предлагали то, что должно было найти отклик у зрителей, то, на чем можно было заработать. В киноиндустрии это были комедии и боевики, вызывающие в большей степени яркие эмоции, а не осознание общественно значимых смыслов и ценностей. Театр не успевал перестроиться под новое веяние и практически перестал существовать во времени. «Если европейский театр в те же годы всегда был частью гражданского общества, там всегда существовала очень прямая связь между реальностью и тем, что происходило на сцене, истоки жизни как таковой всегда пронизывали театральную жизнь, то у нас театр стал восприниматься обществом как место для эскапизма» - пишет Марина Давыдова, театровед, главный редактор журнала «Театр».
Наша профессия тоже претерпела изменения. Ушли государственные социальные проекты: демонстрации, парады и митинги, приоритетом любого праздника стала развлекательная часть. От режиссеров не требовали особых личностных качеств. В институте не пропагандировалась гражданственность и гражданская позиция.
Сейчас ситуация изменилась. К началу 2000-х социально-политическая обстановка нормализировалась. Люди устали жить в развлечениях и вседозволенности. Появилась потребность жить для чего-то, развиваться, работать не ради денег, а ради реализации своего потенциала, быть полезным обществу в своей профессии.
Предпосылки приобщения себя к социуму в последние 10 лет звучат у многих звезд шоу-бизнеса: Алсу «Я люблю тебя, Россия» 2015 г., Денис Майданов «Мы с тобой одной крови» 2015г., Полина Гагарина «Миллион голосов» 2015 г., проект «#Жить» 2016 г., Баста «Сансара» 2019 г., SHAMAN «Я русский» 2022 г. Значит век тотальной индивидуализации прошел, мы стремимся быть частью общества, чувствовать поддержку своего народа, своего государства.
Государство и личность, живущая в нем, связаны с рождения. Мы получаем бесплатное общее среднее образование, возможность получать бесплатную медицинскую помощь. У нас есть возможность обучения выбранной профессии за счет бюджета государства, хоть для этого и нужно приложить некоторые свои усилия. После получения профессии, мы реализуемся в ней и работаем на благо общества.
Виды взаимодействия личности и государства могут быть разными. На сегодняшний день в нашей стране провозглашена демократия: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». (Глава 1, Статья 3).
А это значит, что в нашем государстве запрещена любая идеология, и мы можем выбирать свою систему ценностей и идей. Это значит, что у нас есть право на труд, и мы можем самостоятельно выбирать кем и как работать: в государственных учреждениях, в частных организациях, быть самозанятым. Это значит, что любой гражданин, если у него есть идеи продвижения и развития своего государства, имеет право быть избран в любой орган власти. Это значит, что мы можем с помощью государства реализовывать свои идеи, писать проекты и получать материальную помощь.
Отношения с государством в современном мире строятся на партнерском взаимодействии. Но важно помнить, что такие отношения с одной стороны, дают свободу действий, но с другой – накладывают большую ответственность. Развитие страны в демократическом государстве зависит от тех людей, которые в нем проживают. И каждый должен в рамках своего образа жизни, своего мировоззрения и в рамках своей профессии развивать свое государство.
Вот пример продуктивного взаимодействия гражданина и государства: кемеровчанка Ангелина Таминен, имеющая вторую группу инвалидности, после выпуска из института, обратилась к государству за помощью в трудоустройстве. И помимо того, что сама получила хорошо оплачиваемую работу, её просьба обратила внимание на существующую социальную проблему и стала поводом для реализации целого проекта по трудоустройству инвалидов.
«Чтобы жить в цивилизованной стране, не надо уезжать из России. Тем более делать в ней революцию. Просто…: не мусори, не матерись, начни ездить по правилам на дорогах, не давай взяток, не бери взяток, не пей алкоголь и не кури, не изменяй Любимому Человеку, уважай культуру и учи историю отчизны, уважай стариков. … И сам не заметишь, как окажешься в цивилизованном государстве» – Михаил Задорнов.
Мы сценаристы-режиссеры праздничных форм культуры. Какова миссия нашей профессии в социальном прогрессе? Чем мы можем быть полезны своему государству? Согласно государственному федеральному стандарту высшего образования по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» помимо режиссерско-постановочной деятельности мы должны выполнять следующие профессиональные задачи:
- создание театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры, направленных на культурно эстетическое развитие всех категорий населения;
- использование культурного наследия для удовлетворения культурно-эстетических потребностей всех категорий населения;
- создание благоприятной культурной среды;
- сохранение нематериального культурного наследия многонациональной культуры России;
- художественно-просветительская деятельность:
- формирование окружающей культурной среды и художественно-эстетическое воспитание всех категорий населения в учреждениях культурно-зрелищного типа;
- формирование художественно-эстетических взглядов общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность.
Следовательно, наша профессиональная деятельность не ограничивается организацией развлечений. На нас лежит ответственность сохранения культурного наследия, культурного развития граждан и формирования художественно-эстетических взглядов общества.
Для того, чтобы выполнить возложенные на нас ожидания нам необходимо владеть следующими навыками:
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисова, А. М. (2017) Коллективные проявления как психологический фактор интеграции в праздничной культуре // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. №4. С. 30–37.
2. Генкин, Д. М. (1975) О Драматургии и режиссуре массовых праздников. М. : Просвеще% ние. 140 с.
3. Грекова Г.А., Дудкина О.В. Актуализация современной системы обучения в сервисных организациях // Экономические исследования и разработки. 2017. № 4. С. 134-146.
4. Дудкина О.В. Компетентностный подход в менеджменте человеческих ресурсов в современных условиях // В сборнике: Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. Сборник научных трудов. Выпуск 12. Сер. «Социально-экономические и общегуманитарные проблемы развития сферы услуг» Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 57-60.
5. Дудкина О.В. О выборе восприятия внешней среды для предприятия сервиса // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития. Материалы II Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской Государственный Технический Университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2016. С. 175-177.
6. Дудкина О.В., Палецкий Д.В. О применении опыта брендирования российских городов для Ростова-на-Дону // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития. Материалы III Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской Государственный Технический Университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 165-171.
7. Дудкина О.В. Ориентиры HR-службы в современных условиях // В сборнике: Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. Сборник научных трудов. Выпуск 12. Сер. «Социально-экономические и общегуманитарные проблемы развития сферы услуг» Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 60-63.
8. Культурология. XX век (1998) : энциклопедия : в 2 т. / главный редактор, составитель и ав% тор проекта С. Я. Левит. СПб. : Университетская книга. Т. 2. 447 с.
9. Луночарский А.В. Статье «Первый первомайский праздник после победы» : «Красная нива», 1926, № 18, 2 мая – [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/vospominaniya-i-vpechatleniya/pervoe-maa-1918-goda-eskizy-iz-zapisnoj-knizki/
10. Минасян Л.А., Дудкина О.В., Бородай В.А. Нарративные процедуры новой системы мотивации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 3 (109). С. 15.
11. Палецкий Д.В., Дудкина О.В. Проблематика современного территориального брендирования на примере города Ростова-на-Дону// Форум молодых ученых. 2017. № 3 (7). С. 354-358.
12. Плаггенборг шт. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / пер. С нем. И. Карташевой. СПб, 2000. 416 с