Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью овладения английским языком в современном мире. В настоящее время знание английского языка рассматривается как один из жизненно необходимых навыков (Life Skills). Это язык, которым владеет большинство населения нашей планеты и знание которого стало распространенным требованием при приеме на работу.
Перед преподавателями иностранных языков стоит задача формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции у своих обучающихся во всей совокупности ее составляющих. На сегодняшний день общество предъявляет строгие требования к выпускнику XXI века, которому для эффективного взаимодействия в современном мире необходимо владеть набором как твердых (hard skills), так и мягких навыков (soft skills).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к овладению обучающимися иноязычной лексикой. Обучающийся должен знать лексические единицы и устойчивые словосочетания в пределах, изучаемых тем; правильно распознавать и употреблять оценочною и этикетную лексику; получить начальное представление о способах словообразования; познакомиться с явлением заимствования слов из других языков.
История методики отражает активный поиск способов и средств эффективного обучения лексике, постоянные усилия учителей и методистов, направленные на создание благоприятных условий для того, чтобы сформировать у обучающихся обширный и прочный словарный запас. Заметное место в методическом арсенале учителя иностранного языка давно занимает специально организованный показ разнообразных предметов и явлений окружающего мира с целью облегчения его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности. Это способствует формированию правильных представлений об изучаемых явлениях языка и развитию соответствующих навыков и умений в силу непосредственного воздействия визуальных и воспринимаемых на слух стимулов на восприятие и производство речи.
Аудиовизуальная наглядность - тематические картинки, аудиозаписи, учебные фильмы и слайды - как правило, разрабатывается авторами учебно-методических комплексов специально для решения тех или иных учебных задач. Очевидно, такие материалы более удобны в использовании и обеспечивают предсказуемое и надежное управление процессом формирования речевых навыков и умений. С другой стороны, ограничиваясь на уроках только учебной наглядностью, учитель лишает обучающихся возможности встретиться с «неадаптированной» речевой реальностью и культурой изучаемого языка и научиться понимать и использовать изучаемый язык в естественных ситуациях общения.
Один из способов решения этой проблемы - использование современных аудиовизуальных, наглядных материалов на уроках иностранного языка.
Цель работы: изучение роли средств наглядности в формировании лексических навыков у младших школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие лексических навыках в методической литературе;
• Рассмотреть виды наглядного материала и его использования при формировании лексических навыков на младшем этапе обучения;
• Охарактеризовать наглядные материалы, используемые при обучении школьников иностранному языку на младшем этапе;
• Проанализировать практические основы использования средств наглядности при обучении .английскому языку на младшем этапе.
Объект исследования: процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования: наглядность как средство формирования лексических навыков.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Лингвометодические основы формирования лексических навыков младших школьников с использованием наглядного материала
1.1. Понятие о лексических навыках в методической литературе
Знания лексики способствуют успешному усвоению всех видов речевой деятельности. Понятие «лексические знания» — совокупность сведений о языке в иностранном слове, а также определенных стратегий его владения.
При овладении чтением особая значимость приобретается лексическими навыками. Следует дать понятие термину «навык». «Навык» — это доведенное до автоматизма действие в процессе ее отработки при помощи выполнения упражнений [4, с. 111].
Понятие «лексический навык» определяется как «автоматизированное действие «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие, и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [25, с.89].
Традиционно лексические навыки разделяются на продуктивные и рецептивные, которые имеют «синтетико-комбинаторный» и «аналитико-синтетический характер». Лексические навыки обладают собственной структурой, в которых выделяются несколько типов операций. В первую очередь, они играют ключевую роль в совершенствовании навыков лексики.
Как правило, ученые выделяют несколько операций, обобщенно называя их «действиями в уме» [5, с. 35].
Не менее важными являются интеллектуальные действия, на основе которых происходит накопление некого ресурса умственных приемов и действий. В свою очередь, данные приемы и средства являются основополагающими для этапа концептуализации — этап накопления первичной информации иноязычного слова. Немаловажным является владение лексическими единицами школьного минимума, так как на этой основе происходит не только формирование формулировки своих мыслей на иностранном языке, но также это приводит к решению определенных коммуникативных задач, цель которых – достижение прагматических результатов [26, с. 243].
Необходимо отменить, что лексическая компетенция играет важную роль в формировании лексического навыка. «Лексическая компетенция» представляет собой способность учащегося понимать и разделять значение слов в контексте, анализировать их. Выделяется обобщенная классификация навыков, применимая в том числе и к навыкам лексики:
1. Навык автоматизирован. Данная характеристика является ключевой составляющей понятия «навык».
2. Навык гибок. Даже несмотря на автоматизированность, навык не может остаться «неподвижным». Как правило, гибкость рассматривается как способность функционировать, как и в новых операциях, так и в новом речевом материале.
3. Навык сознателен. Однако, мнение ученых на этот счет разделено: одни считают навык автоматичным и бессознательным, другие — что сознателен и им же обусловлен.
4. Навык относительно сложен. Создание навыка может состоят из нескольких односложных задач, в процессе создавая сложно-автоматизированный навык. [5, с. 35].
Само понятие «лексический навык» представляет из себя действие, автоматизированное на поиск лексической единицы, ее равноценной замене в речи, а также ее автоматическое восприятие. Для наиболее успешного овладения лексическими навыками важна осознанность познаний лексики.
Такое познание классифицируется в различных формах, таких как:
1) Сравнения с родным языком;
2) Опора на положительный и отрицательный опыт использования иностранных слов в речи;
3) Опора на словопроизводство при построении новых в лексиконе учащегося слов;
4) Вспоминание внутреннего образа слова при ситуативном использовании. [6, с. 92]
Важно конкретизировать следующие этапы работы над лексикой:
• ознакомление с новым материалом, тренировка, то есть первичное закрепление;
• развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности [25, с.157].
Каждый этап процесса коррелирует с периодами формирования лексических навыков: восприятием, имитацией, осмыслением, а также воспроизведением на уровнях рецепции и продуктивности [27, с. 297].
Традиционно работа над лексикой складывается из следующих этапов:
• ориентировочно-подготовительный;
• ситуативно-стереотипизирующий;
• вариативно-ситуативный.
Не менее важным аспектом деятельности учителя является формирование лексических навыков, побуждение к познавательной деятельности, семантизация слов, создание тренировочных условий для совершенствования навыков, а также создание условий общения для закрепления лексических навыков [27, с. 56].
В связи с этим, каждый этап формирования лексического навыка требует глубокого анализа. Первый этап, ориентировочно-подготовительный, имеет одну цель – закрепить рецептивных лексических навыков учащихся. В начале данного этапа лексические единицы изучаются как активная составляющая, затем тренировка на понимание их в чтении и аудировании. Со стороны учителя является необходимым грамотный подбор упражнений для тренировки [27, с. 64].
Также учителю следует грамотно объяснять новый лексический материал. Нижеприведенные особенности объяснения, по мнению А. Н.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/ М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – Москва : Academa, 2002. – 160 с
2. Андриади, И.П. Педагогический словарь / И.П. Андриади, С.Ю. Темина – М.: Инфра-М, 2018. – с. 224
3. Арканов, А.К. Идеи Ушинского / А.К. Арканов. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
4. Бадалян, А.С. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А.С. Бадалян // Молодой ученый. – 2018. — № 13. – С. 111—112
5. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В.С. Бронская // Москва, 2011. –– № 5. – С. 34 – 39.
6. Буданова, Е.А. Когнитивно-моделирующий подход к формированию лексических навыков в процессе обучения иностранному языку студентов гуманитарных вузов. / Е. А. Буданова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 1. – С. 90 – 94
7. Булычев, В.В. Критерии создания качественной инфографики / В.В. Булычев // Аллея науки. – 2017. – №2(8). – С.725 – 741.
8. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам : Лингводидактика и методика : учеб, пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
9. Гапон, Л.А. Инфографика как инструмент визуализации грамматического материала в контексте компьютерно-опосредованной коммуникации / Л.А. Гапон, В.В. Алиева // Новые идеи в лингвистике XXI века: Актуальные проблемы и тенденции в рамках современных направлений лингвистической мысли. – Пятигорск, 2016. – с. 57-67.
10. Ермолаева Ж.Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации. / Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова, И.Н. Герасимова // Концепт. – Москва, 2014. – С. 1-3.
11. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1960. – 312 с.
12. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учебное пособие / Т.С. Кабаченко. – 2-е изд. – Москва: Педагогическое общество России, 2001. – 384 с.
13. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский – М.: Юрайт, 2019. – 440 с.
14. Коменский, Я.А. Учитель учителей. Избранное / Я.А. Коменский – М.: Карапуз, 2008. – 288 с.
15. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться / С.Н. Лысенкова. – М.: Педагогика, 1985. – 176 с.
16. Максимов, А.М. Песталоцци XXI. Книга для умных родителей / А.М. Максимов – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 256 с.
17. Мильтруд, Р.П. Теория обучения иностранным языкам. Английский язык : учебник для вузов / Р. П. Мильруд. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 406 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В.С. Мухина – М.: Академия, 2015. – 656 с.
19. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / сост. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва: ИКАР, 2009. – 448 с.
20. Нуркова, В.В. Общая психология. В 7 томах: учеб. пособие : Том 3 Память / В. В. Нуркова. –– Москва: Academia, 2006. - 320 с.
21. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: Златауст,1999. – 472 с.
22. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой – М.: ГЭОТАР Медиа, 2010. – 592
23. Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология. Учебник для вузов. / К.Д. Ушинский – М.: Юрайт, 2019. – 488 с.
24. Фетисова, А.А. Наглядность, визуализация и инфографика – их роль на занятиях по иностранному языку // Человек в информационном пространстве: сборник научных статей [12-14 ноября 2020г.] – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. – С. 206-212.
25. Филатова, В. М. Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. / В.М. Филатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.
26. Шамов, А.Н. Обучение лексической стороне речи и способы ее совершенствования в условиях средней школы. / А.Н. Шамов // Известия ВГПУ. – 2011. – № 5. – С. 89 – 93
27. Шамов, А.Н. Теоретические и практические вопросы обучения лексике на уроках немецкого языка / А. Н. Шамов. - Нижний Новгород : ГОУ ВПО НГЛУ, 2010. – 179 с.
28. Шахнарович, А. М. Психолингвистика. / А.М. Шахнарович. – М.: Прогресс,1984. - 367 с.
29. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. — Москва : Педагогика, 1989. – 560 с.
30. Ballweg, S., Drumm, S., Hufeisen, B., Klippel, J., Pilypaityte, L., Wie lernt man die Fremdsprache Deutsch? / S. Ballweg, S. Drumm, B. Hufeisen, J. Klippel, L. Pilypaityte. – Klett, 2019. – 198 S.