Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня рынок общественного питания охватывает различные категории потребителей. Это и школьники и студенты, которые посещают столовые и кафе, и специалисты, работающие в офисах и предприятиях, которые предпочитают рестораны, клубы и бары. В то же время, российские граждане начали активно путешествовать по стране и за границу, что привело к повышенному спросу на услуги общественного питания в таких местах, как гостиницы, аэропорты и вокзалы. Рынок общественного питания своеобразен, потому что здесь представлено множество различных форматов заведений: от бюджетных столовых и кафе до роскошных ресторанов. При этом с каждым годом смещается акцент в пользу новых форматов, зарождаются новые тренды и концепции. Например, повышенный интерес к здоровому образу жизни привел к развитию здорового питания, который стал весьма популярен в последнее время. Сейчас на рынке общественного питания можно увидеть множество заведений, которые специализируются на здоровом питании, а также продуктах, содержащих мало калорий или аллергенов.
Актуальность данной темы заключается в том, на сегодняшний день развитие предприятий общественного предприятия вынуждены очень быстро меняться, что бы удовлетворять потребности потребителя в условия повышенной конкуренции. Поэтому эффективное управление предприятием и разработка стратегий его развития становятся критически важными функциями для достижения успеха в бизнесе. Сложность и многообразие процессов, связанных с управлением предприятиями общественного предприятия, требуют совершенствования методов и подходов к решению проблем, которые возникают в ходе их деятельности. Поэтому экономические и социальные аспекты управления предприятием общественного предприятия являются актуальными и требуют дальнейших исследований.
Так же данная сфера имеет свои особенности и требования, которые должны соблюдаться предпринимателями в данной сфере. В том числе, необходимо соблюдать все правила санитарии и гигиены, а также следить за качеством продукции, которое должно соответствовать всем установленным стандартам. Важно также развивать маркетинговые стратегии и привлекать клиентов. Таким образом, рынок общественного питания в России является очень перспективным сектором экономики. Он продолжает расти, привлекая новых игроков и развивая новые тренды. Это создает большие возможности как для предпринимателей, так и для потребителей, которые могут выбирать из большого разнообразия предложений.
Цель: изучить теоретические и методические аспекты эффективности общественного питания, проанализировать динамику и современные направления развития, место в экономической системе, оценить социально-экономическую эффективность общественного питания ,влияющие факторы и выявить направления повышения эффективности.
Предмет исследования: Предприятия общественного питания г. Екатеринбург
Для достижения поставленных целей сформулированы следующие задачи:
- Изучить сущность общественного питания как подотрасли торговли, рассмотреть тенденции его развития на рынке.
- Изучить факторы влияющие на эффективность ОП.
- Изучить состояние социально-экономические показатели эффективности ОП.
- Проанализировать состояние показателей развития.
- Рассмотреть возможные тенденции развития предприятий в будущем.
Методы исследования:
-изучение и теоретический анализ литературы;
-проведение анализа полученных результатов;
-обобщение результатов;
-математический метод.
Теоретической базой изучения послужили труды ученых в области торговли, а также были учтены положения нормативно-правовой литературы, методические материалы, интернет источники.
Практическая и теоретическая значимость исследования Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты, теоретический материал будет использованы для углубленного изучения профессионального материала и совершенствованию профессиональных компетенций ПК.
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ КАК ПОДОТРАСЛИ ТОРГОВЛИ
1.1. Экономическая сущность общественного питания, тенденции его развития.
Общественное питание – это предпринимательская деятельность, связанная с приготовлением и продажей пищевых продуктов, напитков и услуг в специальных заведениях для широкого круга потребителей. Основная экономическая сущность общественного питания заключается в предоставлении услуг и получении прибыли от продажи продукции.
Общественное питание как подотрасль торговли предоставляет услуги по приготовлению и продаже пищи и напитков. В отличие от торговли товарами, общественное питание предоставляет услуги, связанные с питанием и хозяйственной деятельностью.
Основная цель общественного питания - удовлетворение потребностей в питании у клиентов. В рамках подотрасли торговли общественное питание занимает одно из важных мест, поскольку потребности в пище являются необходимыми для жизни людей. Кроме того, общественное питание является одной из важных отраслей экономики, так как ее деятельность направлена на удовлетворение повседневных потребностей населения, что способствует развитию социальной и экономической сфер.
Таблица 1 - Определения понятия общественного питание в экономической литературе
Автор, источник Определения понятия
ГОСТ 31985-2013 [1] Общественное питание (индустрия питания) - Самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
ГОСТ 31985-2013 [1]. Предприятие общественного питания (предприятие питания): Объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Постоянный рост числа ресторанов, кафе, баров, фаст-фудов и других заведений общественного питания говорит о том, что это выгодный бизнес, способный принести хороший доход. Общественное питание может быть как самостоятельным бизнесом, так и дополнительным направлением деятельности для гостиниц, отелей и других туристических объектов. Предпринимателю необходимо оценить все риски и выгоды открытия заведения и точно выстроить бизнес-процессы, чтобы добиться успеха в данной сфере.
Так же данная сфера имеет свои особенности и требования, которые должны соблюдаться предпринимателями в данной сфере. В том числе, необходимо соблюдать все правила санитарии и гигиены, а также следить за качеством продукции, которое должно соответствовать всем установленным стандартам. Важно также развивать маркетинговые стратегии и привлекать клиентов.
Роль общественного питания очень важно в современной России, в первую очередь она закрывает одну из главных потребностей человека – потребность в еде. Однако, общественное питание играет не только роль обеспечения людей пищей, оно также способствует формированию культуры поведения и коммуникации в обществе. Кафе, рестораны, столовые – это места, где люди могут встретиться, провести время в приятной обстановке, обсудить работу или личные дела. Общепит является частью инфраструктуры города и является важным аспектом в развитии туризма и гостеприимства. Общественное питание является важным элементом туристической инфраструктуры, так как оно способствует развитию туризма, привлекая посетителей и улучшая их размещение в гостиницах, отелях и других туристических объектах. При этом выработка качественной продукции и обеспечение высокого уровня сервиса являются главными критериями успеха в этой отрасли.
Также, общепит играет важную роль в экономике страны. Он является одной из отраслей, которые могут привлекать иностранные инвестиции, создавать новые рабочие места, развивать производство и торговлю сельскохозяйственной продукцией, а также увеличивать экспорт продовольственных товаров.
Кроме того, общественное питание играет не маловажную роль в формировании у людей правильных пищевых привычек. Большое количество заведений, которые предлагают здоровое и полезное питание, способствуют улучшению качества жизни населения и снижению заболеваемости различными болезнями
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания.
2. Нестерова З.В. Актуальность использования современных маркетинговых подходов при продвижении продуктов предприятия в условиях цифровой трансформации экономики // В сборнике: Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021. С. 141-143.
3. Васюкова, А. Т. Технологическое проектирование предприятий общественного питания. Практикум : учебное пособие для бакалавров / А. Т. Васюкова, В. А. Ермолаев. - 2-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 150 с. 23-24 с.
4. Д. А. Карх Основы торговли потребительскими товарами [Текст] : учеб. пособие / Д. А. Карх, В. М. Гаянова, З. О. Фадеева; 2017. 58-61 с.
5. Лаврова, Л. Ю. Теоретико-практические основы здорового питания : учебное пособие / Л. Ю. Лаврова, Е. Л. Борцова. - Москва : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. – 74-81 с
6. Жилина Е. В. Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой сети // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2019. — С. 34-37. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4858/ (дата обращения: 01.05.2023)
7. Коваль И.В. Трансформация розничных торговых услуг в современных условиях на примере города Владивостока//Региональная экономика: теория и практика. 2019. С. 27-32 . [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18726803 (дата обращения 23.04.2023)
8. Фуд-ретейл в 2022 году: анализ рынка и прямых коммуникаций с клиентом [Электронный ресурс] URL:https://retailloyalty.org
9. Условия и факторы, оказывающие влияние на тенденции развития предприятий общественного питания. [Электронный ресурс] URL: https://bstudy.net/690290/ekonomika/usloviya_faktory_okazyvayuschie_vliyanie_tendentsii_razvitiya_predpriyatiy_obschestvennogo_pitaniya (дата обращение 23.04.2023)
10. Экономические показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия общественного питания. [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/5187987/page:3/ (дата обращения 05.05.2023)
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 20.05.2023)