Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время состояние экономики России характеризуется как кризисное и нестабильное. Поэтому в текущих условиях экономики деятельность любого хозяйствующего субъекта становится предметом внимания широкого круга участников рыночных отношений, которые заинтересованы в положительных результатах его функционирования. Для обеспечения выживаемости, нужно быть готовым дать реальную оценку финансовому состоянию, как своей организации, так и существующих потенциальных конкурентов. Таким образом, финансовое состояние представляет собой важнейшую характеристику экономической деятельности организации. Текущее финансово-экономическое состояние определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловом сотрудничестве, показывает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого организации и ее партнёров в финансовом и хозяйственном отношении.
Оценить правильность работы и эффективность применяемых методов финансового менеджмента можно с помощью ряда показателей. Один из наиболее информативных – это показатели рентабельность организации. Для любого руководителя понимание этого экономического показателя – возможность оценить эффективность расходования ресурсов в организации и скорректировать дальнейшее развитие организации.
Расчет показателей рентабельности часто используется с целью оценки эффективности деятельности для получения кредитов, займов, для привлечения инвесторов, расширении рынков сбыта за счет вывода новых продуктов.
Показатели рентабельности наиболее полно, чем показатели прибыли, отражают результат хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по повышению рентабельности предприятия.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие и сущность рентабельности предприятия;
- рассмотреть методы и показатели анализа рентабельности предприятия;
- дать общую характеристику ГАПОУ РТ «Кызыльский ТТ»;
- проанализировать финансовое состояние и деятельность ГАПОУ РТ «Кызыльский ТТ»;
- проанализировать рентабельность ГАПОУ РТ «Кызыльский ТТ»;
- предложить пути повышения уровня рентабельности предприятия.
Объектом исследования является Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Кызыльский транспортный техникум» (сокращенно ГАПОУ РТ «Кызыльский ТТ»).
Предметом исследования является рентабельность организации и пути ее повышения.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов в области финансов, рыночных отношений, таких как
Баканов М.И., Савицкая Г.В., Банк В.Р. , Бердникова Т.Б., Гиляровская Л.Т., Ковалев В.В., Лиференко Г.Н. , Шеремет А.Д. и др. В качестве конкретных методов проведения исследования использованы приемы и методы финансового анализа и финансового менеджмента.
Информационную базу составили внутренние нормативные материалы и бухгалтерская отчетность ГАПОУ РТ «Кызыльский ТТ» за 2020-2022 годы.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность рентабельности предприятия
Немаловажное значение в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеет рентабельность как более обобщённый показатель эффективности его деятельности. Чтобы данный показатель находился на высоких значениях, проводятся тщательные исследования формирования финансовых результатов деятельности предприятия.
В экономических литературных источниках встречаются похожие друг на друга понятия определения “рентабельность”, могут использоваться синонимичные слова, такие как “доходность”, “прибыльность”. В целом, рентабельность является отражением доходности от используемых в производственном процессе предприятия ресурсов, что неуклонно сводится к определению эффективности деятельности производства [8, с. 20]
Главное преимущество анализа показателей рентабельности между анализом показателей прибыли – полнота характеристики конечных результатов деятельности. Это объясняется тем, что они являются отношением полученных результатов к вложенному капиталу или привлечённым ресурсам.
Показатель рентабельности учитывается при дальнейшем анализе хозяйственной деятельности, а также по сравнению с другими конкурентными организациями по показателям эффективности.
Рентабельность является относительным показателем, по которому его можно сравнить с другими предприятиями. В этом основное отличие таких элементов, как прибыль, объем продаж и выручка – они признаются как абсолютные коэффициенты и, по сравнению с другими организациями, дают неверный результат.
Можно сказать, что коэффициент рентабельности должен быть рассчитан в следующих случаях:
1. При прогнозировании потенциальной прибыли предприятия.
2. Провести сравнительный анализ конкретной организации с конкурентами.
3. Чтобы установить рыночную стоимость компании, когда она продается.
4. Для обоснованного обоснования необходимости инвестиций в это предприятие.
5. Иногда это используется в процедуре кредитования предприятия, получения кредитов. На практике выделяют три варианта рентабельности таблица 1.
Таблица 1 - Анализ видов рентабельности [10 с. 101]
Товары и услуги Основой является чистая прибыль, полученная от производственной деятельности, и затраты, понесенные для ее получения. Этот показатель можно рассчитать как для всего ассортимента товаров организации, так и для конкретного вида продукции.
Предприятия в целом То есть анализ набора критериев, характеризующих состояние организации в целом. Он в основном используется для анализа работы предприятия непосредственными руководителями или потенциальными инвесторами
Доступные активы Позволяет определить, целесообразно ли предпринимателю использовать тот или иной тип ресурсов. Вы также можете установить перспективы для кредитов и инвестиций.
Показатель рентабельности отличается относительностью, поскольку он полностью зависит от внутренних показателей предприятия, а также от изменений рыночных условий извне.
Среди основных критериев, которые, так или иначе, влияют на прибыльность предприятия, можно отметить:
1. Уровень производительности труда.
2. Технические аспекты в процессе производства.
3. Варьируется стоимость ресурсов, услуг и материалов, приобретаемых компанией, а также персонала.
4. Изменения в предлагаемом ассортименте обусловлены кризисом или ростом, снижением спроса.
5. Сезонность предлагаемого товара.
Следует отметить, что уровень рентабельности повышается с увеличением товарооборота, снижением затрат и рациональным увеличением себестоимости товаров.
Для более точных расчетов и идентификации результатов необходимо четко понимать факторы, влияющие на уровень рентабельности.
Специалисты выделяют два типа: эндогенные (внутренние) и экзогенные (критерии, влияющие извне).
Эндогенные, как отмечено выше, включают в себя следующие элементы [3, с. 85]:
− территориальное расположение организации;
− степень рыночной конкуренции;
− налоговая политика, проводимая в государстве;
− общая ситуация на рынке товаров и услуг;
− политическое государство в стране.
Экзогенные или внутренние показатели включают в себя:
− качественные и комфортные условия труда для каждого сотрудника.
− эффективная работа отдела логистики и маркетинга.
− позитивная активность финансово-управленческой направленности руководства.
Принимая во внимание, понимая и анализируя эти показатели, опытный предприниматель может рассчитывать на положительный уровень прибыльности, а в случае выявления недостатков – на способность быстро и плавно их исправлять.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146- ФЗ (ред. от 24.06.2023)
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант Плюс: - Режим доступа: http://www.consultant.ru (ред. от 17.03.2023)
3. Артеменко, В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебник / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2018. – 270 с.
4. Агеева, О.В. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Ч. 2. Экономический анализ: учебник для вузов/ О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. – М.: Юрайт, 2020. – 240 с.
5. Агаркова, Л.В. Пути улучшения финансовых результатов предприятия / Л.В. Агаркова, И.М. Подколзина // Экономика. Бизнес. Банки. – №2 (11). – 2019. – С. 79-84.
6. Бондаренкова С. Г. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / С. Г. Бондаренкова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019 – 442 c.
7. Буров С. Ю. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: учебное пособие / С. Ю. Буров – Москва: Академия, 2020 – 341 с.
8. Быконя, А.В. Рентабельность организации: методика коэффициентного и факторного анализа / А.В. Быконя, Е.А. Маханькова // Научные записки ОрелГИЭТ. — 2010. — № 1. — С. 20. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/301059 (дата обращения: 17.05.2023).
9. Варнакова Г.Ф. Диагностика финансового состояния предприятия как основной фактор финансовой безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 1 (99). С. 103.
10. Ваганова, О.В. Рентабельность как фактор повышения эффективности деятельности предприятия / О.В. Ваганова, С.А. Кучерявенко, С.Г. Стенюшкина // Научный результат. Серия: Экономические исследования. — 2014. — № 2. — С. 101-107. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/295231 (дата обращения: 14.05.2023)
11. Вершинина М. А. Управление финансово - экономической устойчивостью предприятия в условиях экономического кризиса: учебное пособие / М. А. Вершинина. – Москва: АСВ, 2019 – 92 c.
12. Гвоздева, Е.А. Прибыль и рентабельность в организации / Е.А. Гвоздева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. — 2020. — № 12. — С. 37-38.
13. Гоник, Г.Г. Рентабельность и пути ее повышения / Г.Г. Гоник, Р.Н. Даренский // Colloquiumjournal. – 2020. - №13(65). – с. 128-132.
14. Гурнович, Т.Г., Захарова, М.И. Финансовая устойчивость предприятия / Т.Г. Гурнович, М.И. Захарова // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 8 (8). С. 71-73.
15. Гелета, И.В. Пути повышения рентабельности предприятия / И.В. Гелета, А.В. Щербак // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66761 (дата обращения: 28.04.2023).
16. Жилкина, А.Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов/ А.Н. Жилкина. – М.: Юрайт, 2020. – 285 с. 172
17. Землянская, С.В. Пути повышения роста рентабельности предприятия / С.В. Землянская // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2020. - № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/2020/03/16989 (дата обращения: 25.04.2023).
18. Казакова Н. А. Анализ финансовой отчетности. Консолидированный бизнес: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 233с.
19. Мельник, М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Мельника М.В. – М.: Форум, 2020. – 192 c.
20. Магомедова, З.О. Современные пути повышения рентабельности на предприятии // З.О. Магомедова, Ш.Т. Джандарова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.com/47748572- Sovremennye-puti-povysheniya-rentabelnosti-na-predpriyatii-klyuchevye-slova-predpriyatie-pribylrentabelnost-sebestoimost.html
21. Савчук, В. П. Управление финансами предприятия / В. П. Савчук. — 4-е изд. — Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 483 с. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/135556 (дата обращения: 19.05.2023).
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА — М, 2020. – 336с.
23. Чернова, В.Э. Анализ хозяйственной деятельности фирмы/ В.Э. Чернова, Т.В. Шмулевич. – СПб.: СПбГТУРП, 2019. – 95 с.
24. Шеремет А.Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.Д. Шеремет. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2019. – 316 с.