Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Значение периода, когда ребенок идет в школу, выражается в возможности с наименьшими потерями подготовить его к непривычным условиям, коллективу одноклассников, взаимоотношениям с учителем, новым правилам и требованиям. От этого будет зависеть его отношение к школе, к учебе, и даже состояние здоровья.
Школьная адаптация – это сложный процесс, поскольку на этом этапе ребенок не может в полной мере осознать необходимость получения школьных знаний. Поэтому основной задачей учителя и родителей является стремление заинтересовать его, привлечь к процессу. Результат успешного завершения данного этапа – адаптивность (появление системы качеств, которые обеспечивают последующую успешную социализацию личности).
Адаптация детей в этот период может занимать разное время. Наиболее напряженными являются первые четыре недели обучения. Этот период принято обозначать как острый. В большинстве случаев он оказывает не самое позитивное влияние на психику школьника. У детей довольно подвижная психика. Поэтому заметные сдвиги в процессе приспособления к новым условиям появляются уже в первом учебном полугодии. Это очень важно для первоклассника, поскольку происходит закладка фундамента на весь последующий период обучения и воспитания.
Учитывая тенденции роста негативных последствий дезадаптации, которые выражаются в затруднениях в обучении, нарушениях поведения, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности.
Целью данного исследования является теоретическое и практическое изучение особенностей сопровождения адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: адаптационный период первоклассников.
Объект исследования: педагогическое сопровождение адаптации к школе.
Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:
1 Рассмотреть понятие «Адаптации».
2 Выделить трудности адаптации к школе первоклассников.
3 Изучить особенности адаптации первоклассников.
4 Предложить рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения первоклассников
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что первоклассники в период адаптации к школе нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении; разработанная программа сопровождения ускорит процесс адаптации детей, оптимизирует эмоциональное состояние, школьную мотивацию, межличностные отношения детей.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, материалов научных исследований, изучение педагогического опыта, прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся, тестирование, эксперимент.
Методологические основы исследования: единство педагогического, психологического и психофизиологического подходов, раскрывающих сущность и структуру механизмов адаптации (П.К. Анохин, P.M. Баевский); онтологические, гносеологические и социально-культурные характеристики основных этапов развития образования, раскрывающих основы педагогического общения (Я.А. Коменский, М.Ю. Олешков, В.В. Рубцов, В.И Слободчиков, В.А. Сухомлинский и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности полученных результатов для педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
Практическое значение работы заключается в направленности его результатов на совершенствование работы педагогов, психологов по педагогическому сопровождению первоклассников в адаптационный период.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей к условиям школьного обучения
1.1. Трудности адаптации к школе младших школьников
1.1.1. Понятие «Адаптации»
Под адаптацией понимают приспособление организма к условиям существования. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.
Сегодня, проблема адаптации человека приобретает комплексный характер, является предметом изучения многих дисциплин, находясь на стыке исследования в области психологии, физиологии, медицины, экологии, биологии. Существует множество определений адаптации, как в общем смысле, так и на различных уровнях.
Ф.З. Меерсон представляет адаптацию как процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме[3]
Изучение процессов адаптации тесно связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Г. Селье установил, что различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной (стрессом), имеют относительную не специфическую реакцию организма. Проявление этой реакции он назвал общим адаптационным синдромом, а возникающее при этом состояние организма - стрессом.
Ф.Б. Березин считает, что адаптация представляет собой процесс пост¬роения оптимальных соотношений между организмом и средой.
По мнению М.Г. Агаджаняна, адаптация - динамический процесс гармоничного взаимодействия биопсихосоциальной системы «Человек» с условиями жизнедеятельности. Автор говорит о невозможности разрыва разных видов адаптации.
По мнению А.А. Налчаджян, адаптация - это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Соответственно, адаптация, через социализацию формирует адаптированность личности[9].
Вышеприведенные точки зрения дают понимание адаптации как глобального явления, лежащего в основе жизни человечества.
В литературе изучены составляющие адаптации: социальная, социально-психологическая, биосоциальная, физиологическая, психическая, психофизиологическая и др. В реальной жизни все они переплетаются друг с другом, образуя процесс целостной адаптации.
Личностная адаптация – это стиль чувств, мыслей и поведения, развившийся в результате врожденной предрасположенности и раннего детского опыта.
В.П. Казначеев, рассматривает физиологическую адаптацию как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом.
По мнению Л.Н. Собчик, собственно психическая адаптация характеризуется показателями актуального психического состояния[9].
По Ф.Б. Березину ведущая роль в приспособлении принадлежит психофизиологической адаптации, реализация которой обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно по психологическим или физиологическим механизмам. В общей системе адаптации он выделяет три основных уровня: собственно, психический, социально-психологический и психофизиологический. Задачами психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья. Задача социально-психологического уровня - организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологического уровня - оптимальное формирование психофизиологических взаимоотношений и сохранение физического здоровья.
По мнению Ф.З. Меерсона, М.А. Беребина, Л. И. Вассермана психическая адаптация понимается как системная, многомерная, самоуправляемая функциональная система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой. Такая системная модель исследования предполагает анализ взаимосвязей физиологических, психологических и социальных компонентов. Изменение хотя бы одного из них вызывает необходимость включения компенсаторных механизмов[3].
Ф.Б.Березин проводит аналогию с основными стадиями стресса по Г.Селье. Периоду первичной адаптации соответствует реакция тревоги, стабильной адаптации - стадия сопротивления, а адаптационному утомлению — стадия истощения. Наиболее интимным и облигатным механизмом психического стресса по Ф.Б. Березину является тревога, ещё, тревогу можно рассматривать как охранительный и мотивационный механизм.
Одной из важных составляющих процесса адаптации является социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Успешная социальная адаптация определяется познавательной и социальной направленностью развития личности, ее социальной активностью, интегрированностью в общество посредством включенности в различные сферы жизнедеятельности[3].
Особое значение имеет адаптация детей к школе на начальном этапе обучения, так как успешность освоения школьной жизни в первом классе, отношения, которые формируются у младшего школьника к себе, к учению, к одноклассникам, учителям, школьной среде, во многом определяют весь дальнейший путь ребенка от класса к классу. С приходом ребенка в школу изменяется вся его жизнь: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/
2. Андрющенко, Е. Г. Программа психолого-педагогического сопровождения / Е. Г. Андрющенко // Сибирский педагог. – 2011. – № 77. – С. 38-39.
3. Аниденкова М.М., Рабинович О.Т. Педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в условиях образовательного учреждения// Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ’2012». – Выпуск 4. Том 17. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – ЦИТ: 412-0240. – С.56-58.
4. Базарова, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения : на примере Центра диагностики и консультирования : автореф. дис. ... канд.психолог. наук : 19.00.07 / Базарова Светлана Васильевна ; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. – Курск, 2019. – 24 с.
5. Березина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС [Электронный ресурс] // Лицей № 1 : [сайт]. – Оренбург, [б. г.]. – URL: http://orenlicey.shkola.hc.ru/galery/267-2011-01-29-05-06-54.html
6. Бугаева Н. Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. – 2019. – № 2. – С. 25–28.
7. Вильчинская Т. П. Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста. – URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/pamd.htm
8. Володина Н. В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / Н. В. Володина. - Изд. ЭКСМО. 2018. – 127 с. С.56.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Академический Проект, 2014.- 184 с.
10. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 2017.
11. Знаменская С. И. Адаптация первоклассника к школьному обучению. – URL: http://kidshealth.spb.ru/problems/firstclass/
12. Ильющенко Г.А. Профессиональная культура современного педагога / Г.А. Ильющенко. – СПб., 2019.
13. Кривец М. Е. Динамика развития внутренней позиции школьника у учащихся начальной школы: дипломная работа. М.: Институт психологии и педагогики, 2014.
14. Курганский, С. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса / С. Курганский // Школьное планирование. – 2019. – № 1. – C. 62-77.
15. Лоханина Л. В. Формирование педагогической культуры родителей младших школьников / Л.В. Лоханина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lib2.znate.ru/docs/index-341201.html
16. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Психологическая готовность ребенка к школе: Метод. разраб. – Волгоград: Перемена, 2016.
17. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 2013. – 528 с. С.267.
18. Пешкова, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса саморазвития учителей начальных классов / Н. А. Пешкова // Инновации в образовательных системах : материалы I Всерос. дистанц. науч.-практ. конф. (25 дек. 2019 г.) / под ред. И. В. Резанович. – Челябинск, 2019. – С. 188-192 .
19. Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. № 5 (68). С. 83–87.
20. Прокопова Н.Н. Педагогическая культура родителей: сущность, структура, уровни / Н.Н. Прокопова. – СПб.,2016.
21. Психологическое сопровождение образовательного процесса : (из опыта работы педагогов-психологов Сев. окр.) / Сев. окр. упр. образования Департамента образования г. Москвы ; [сост.: Т. В. Ветер, С. В. Кравец]. – М. : Амиграф, 2018. – 148 с.
22. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях : сб. материалов регион. науч.-практ. семинара, Биробиджан, 12-13 нояб. 2019 г. : в 2 ч. / под науч. ред. О. Е. Шаповаловой. – Биробиджан : ДВГСГА, 2019- . Ч. 1. – 221 с.
23. Решетникова, О. Как нам разобраться со стандартами? О роли психолога в работе по внедрению новых ФГОСов / О. Решетникова // Школьный психолог. – 2012. – № 8. – С. 51-53.
24. Сафонова, О. А. Модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе / О. А. Сафонова // Детство: образование, социализация, коммуникация, развитие : сб. ст. по материалам заоч. науч.-практ. конф. (март-апрель 2019 г.). – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та, 2019. – С. 223-227.
25. Сорокоумова Г.В. Методы формирования педагогической культуры родителей в образовательном пространстве школы / Г.В. Сорокоумова, А.О. Беспалова // Развитие образования. – 2020. – № 4 (10). – С. 38-42.
26. Таболова Э.С. Говенко Ю.А. Обучение приемам педагогического воздействия в общей системе подготовки учителя начальных классов коллективная монография, посвящённая 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Уфа, 2018 Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС" (Уфа) Страницы: 81-89