Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, социальное поведение представляет собой совокупность поведенческих процессов, напрямую связанных с удовлетворением социальных и физических потребностей людей и возникающих в качестве реакцию на окружающую социальную среду. Поведение человека практически всегда связано именно с сознательным волевым проявлением. При этом очень важно, чтобы поведение было социально одобряемым.
Во-вторых, сущностный смысл социально одобряемого поведения раскрывается на пересечении следующих процессов, осознание человеком себя в качестве члена общества, как субъекта взаимодействия с другими людьми и отдельными группами; обязательное и сознательное выполнение людьми норм социального бытия, которые приняты конкретным обществом.
В-третьих, подростковый возраст характеризуется как время становления характера. Именно в обозначенный период влияние среды, а также ближайшего окружения оказывает большое значение. Таким образом, включенность всех членов общества в социальное поведение, необходимость его соответствия социально одобряемым нормам, а также особенности подросткового возраста делают рассмотрение темы «Формирование у подростков установки на социально одобряемое поведение» актуальным.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие исследователи: И.В. Бабурова, Я.И. Гилинский, И. Дементьева, Н.Д. Завгороднева, Ю.А. Клейберг, А.Б. Кулакова, Д.А. Кураева, Л.И. Маленкова, П.И. Пидкасистый, О.В. Поликашина. Л.Н. Фахрадова, З.К. Хачирова и др.
Объект исследования – социально одобряемое поведение подростков.
Предмет – формирование у подростков установки на социально одобряемое поведение.
Цель исследования – выявить особенности формирования у подростков установки на социально одобряемое поведение.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность социально одобряемого поведения;
- изучить подходы к формированию у подростков социально одобряемого поведения;
- диагностическим путем выявить установки подростков на социально одобряемое поведение;
- выработать практические рекомендации по формированию у подростков установки на социально одобряемое поведение.
Гипотеза исследования: формирование у подростков установок на социально одобряемое поведение будет более успешным, если будут соблюдаться следующие психолого-педагогические условия: 1) учет индивидуальности каждого подростка; 2) понимание подростками важности правового поведения и соблюдения правовой культуры; 3) формирование у подростков внутреннего спокойствия и гармоничного взаимодействия с окружающими; 4) организация работы по формированию у подростков саморегуляции.
Методы исследования: 1) методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, 2) методы эмпирического исследования: эксперимент, методики «Как поступать» (сост. И.Б. Дерманова), диагностический опросник «ДАП-П», методика Баса-Дарки, тест правового и гражданского сознания (ТПГС) (авт. Л.А Ясюкова).
Базой исследования стало МБОУ средняя школа № 48. Выборку составили 24 подростка в возрасте 13-14 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования у подростков установки на социально одобряемое поведение
1.1 Понятие и сущность социально одобряемого поведения
Социально одобряемое поведение в классической психологии определяется в качестве положительной оценки личности либо группы непосредственно в социальном контексте. Индивид практически с самого рождения, в процессе взаимодействия с социумом, усваивает отдельные поведенческие паттерны [4, c. 43]. Такого рода усвоение происходит по причине того, что практически каждый здоровый в психическом плане человек ориентирован на позитивное взаимодействие с социумом. В свою очередь социум свое позитивное отношение выражает непосредственно через социальное одобрение, а именно: похвалу, материальные блага, симпатии, поддержку, разного рода привилегии, удовлетворение потребностей, а также эмоциональный отклик и т.п.
Социально одобряемое поведением в первую очередь подразумевает культурное поведение. Последнее в «Словаре по этике» трактуется в качестве «совокупности форм повседневного поведения человека, в которых свое внешнее выражение находят эстетические и моральные и нормы этого поведения» [26, с. 195].
Принято выделять внутреннюю и внешнюю культуру личности. При этом под внешней культурой личности либо же культурой поведения, с точки зрения М.С. Можарова, необходимо понимать умение индивида вести себя в обществе, находящее свое выражение в его манерах, речи, жестах, эстетике внешнего вида, а также в умении правильно организовывать свое рабочее пространство и умение распорядится своим свободным временем. В свою очередь внешнюю культуру традиционно определяют и поддерживают сформировавшиеся правила и нормы культурного поведения [16].
Внешняя культура либо же культура поведения в себя включает правила поведения непосредственно в общественных местах, а также правила отношений и общения между людьми. При этом внутреннюю культуру индивида составляют его мировоззрение, свойственные ему моральные черты, его знания, духовные запросы и интересы. Эта сторона культуры человека находит свое выражение в отношении индивида к окружающей действительности, к другим людям, а также к результатам труда. Именно по характеру этого отношения принято определять уровень воспитанности, а также культуры каждого отдельного человека [16].
В культуре поведения находит свое проявление единство и внешних факторов, контролирующих и регулирующих поведение и деятельность личности, и внутренних специфик личностей, ее природных задатков. С позиции З.К. Хачирова и С.А. Каракотова, хорошие манеры, воспитанность, а также соблюдение этикета практически всегда обладали и обладают сегодня ценностью в обществе, так как именно они отражают весьма богатый внутренний мир каждого человека. Однако в реальности единство внешней и внутренней культуры выдерживается не во всех случаях. Нередко добрые и порядочные люди просто не умеют правильно себя вести в обществе. И, наоборот, за хорошими вкусом, внешним лоском, а также замечательными манерами может скрываться необразованный и глупый человек [25].
Рассмотрение социально-педагогической и психологической литературы позволяет социально одобряемое поведение (либо социально адекватное поведение, а также культуру поведения) определить в качестве сложной системы взаимосвязанных действий и поступков индивида, которые отображают его умение себя вести в обществе адекватным образом, отвечать всем требованиям и ожиданиям данного окружения, усваивать социальные нормы поведения, присущие конкретной социальной среде, и соблюдать их в своем поведении. Для социально одобряемого поведения свойственны следующие основные качества: адаптивность, мотивированность, продуктивность, аутентичность, а также адекватность [8, c. 25].
Все выше сказанное позволяет заключить, что под социально одобряемым поведением необходимо понимается совокупность поступков и действий личности, отражающих ее умение себя вести в обществе адекватным образом, отвечать соответствующим требованиям и ожиданиям данного окружения, а также усваивать и владеть и социальными моделями поведения, характерными конкретной социальной среде. При этом в содержании социально одобряемого поведения условно выделяют такие компоненты: культура общения, культура деятельности, а также культурно–гигиенические привычки и навыки [11].
С социально одобряемым поведением тесным образом соотносятся такие понятия, как нравственность, мораль, духовно-нравственные ценности.
Нравственность, по мнению Н.Г. Авериной, являет собой выработанное индивидом согласно с традициями, социальной средой, а также «воспитанием и опытом поведения убеждение в значимости и необходимости моральной нормы отношений непосредственно к окружающему миру, людям, наконец, самому себе» [1, c. 68].
И.В. Гильгенберг указывает, что дефиницию «нравственность» принято понимать в качестве совокупности реальных отношений, возникающих между людьми, в соответствии с общепринятыми нормами, оцениваемым именно с позиции добра и зла. Нравственность – это внутренние (то есть душевные и духовные) качества индивида, которые основаны «на идеалах добра, долга, справедливости, чести, проявляемые в отношении к людям и природе» [7, c. 12].
Мораль при этом подразумевает поведение людей, совокупность всех тех норм, которые регулируют отношение к обществу. Мораль – это совокупность существующих норм, идеалов, а также «принципов, определяющих ценностные ориентации каждого отдельного человека в обществе и воспринимаются им в качестве личностное достояние» [9, c. 23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников / Н.Г. Аверина. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 68-71.
2. Бабурова, И.В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе / И.В. Бабурова // Вестник СВФУ. 2009. №3. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-polozheniya-kontseptsii-vospitaniya-tsennostnyh-otnosheniy-shkolnikov-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 19.06.2023). – Текст: электронный.
3. Бачева, Е.В. Родительству стоит учиться! / Е.В. Бачева. – Текст: непосредственный. // Социальная педагогика. – 2013. – №2. – С.49-56.
4. Бейтсон, Г. Шаги в направлении экологии разума: избранные статьи / Г. Бейтсон. – Москва: КомКнига, 2016. – 248 с. – Текст: непосредственный.
5. Гапоненко, А.В. Мир подростка / А.В. Гапоненко. – Текст: непосредственный // Школа и производство. – 2007. – № 2. – С. 44-51.
6. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 254 с. – Текст: непосредственный.
7. Гильгенберг, И.В. Педагогические условия приобщения школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания / И.В. Гильгенберг. – Челябинск, 2018. – 88 с. – Текст: непосредственный.
8. Дементьева, И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия / И. Дементьева. – Текст: непосредственный // Социальная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 23 - 30.
9. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации Глинские чтения. – Москва: Самшит-издат, 2017. – 176 с. – Текст: непосредственный.
10. Завгороднева, Н.Д. Работа по профилактике правонарушений подростков / Н.Д. Завгороднева. – Текст: непосредственный // Классный руководитель. – 2017. – № 1. – С. 74-79.
11. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения: монография / Ю.А. Клейберг. – Москва: ВИТА - Пресс, 2007. – 242 с. – Текст: непосредственный.
12. Козлова, С.А. Нравственное воспитание младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова. – Москва Педагогика, 2018. – 376 с. – Текст: непосредственный.
13. Кулакова, А.Б. Поколение Z: теоретический аспект / А.Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 19.06.2023). – Текст: электронный.
14. Кураева, Д.А. Взаимодействие общеобразовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Кураева. – Ставрополь, 2006. – 20 с. – Текст: непосредственный.
15. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – Москва: Педагогическое общество России, 2012. – 480 с. – Текст: непосредственный.
16. Можаров, М.С. Уточнение понятия «организационная культура»: педагогический аспект / М.С. Можаров Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utochnenie-ponyatiya-organizatsionnaya-kultura-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 19.06.2023). – Текст: электронный.
17. Невский, И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников / И.А. Невский. – Москва: Педагогика, 1992. – 212 с. – Текст: непосредственный.
18. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – Москва: Академия, 2016. – 619 с. – Текст: непосредственный.
19. Поликашина, О.В. О роли образовательных организаций в профилактике правонарушений несовершеннолетних / О.В. Поликашина. – Текст: непосредственный // Наука и Школе. – 2016. – № 6. – С. 43-45.
20. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. – Санкт-Петербург: Иматон, 2017. – 242 с. – Текст: непосредственный.
21. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: практическое пособие / автор-составитель Л.Н. Смотрова, П.А. Шацков. – Саратов: Наука, 2017. – 212 с. – Текст: непосредственный.
22. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2014. – 250 с. – Текст: непосредственный.
23. Фахрадова, Л.Н. Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних на уровне образовательной организации / Л.Н. Фахрадова, В.Н. Барсукова. – Текст: непосредственный // Проблемы развития территории. – 2016. – № 2. – С. 123-129.
24. Фёдоров, В.А. Эволюция понятия «ценность» / В.А. Фёдоров, А.С. Благова // Вестн. Рос. Ун-та дружбы народов. Сер. Философия. 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-tsennost. – (дата обращения: 19.06.2023). – Текст: электронный.
25. Хачирова, З.К. Формирование у школьников культуры поведения / З.К. Хачирова, С.А. Каракотова. – URL: https://s.science-education.ru/pdf/2014/6/1580.pdf. – (дата обращения: 19.06.2023). – Текст: электронный.
26. Этика. Энциклопедический словарь / под редакцией Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – Москва: Гардарики, 2011. – 671 с. – Текст: непосредственный.