Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня по-прежнему актуальна тема профессиональной пригодности.
Профессиональную пригодность можно объяснить словами К.М. Гуревича: «Каждый человек может овладеть любой профессией (пли почти любой), но все дело в том, сколько на это понадобится сил и времени. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье — она отражается в конечном счете на всем обществе» [3].
Профессиональная пригодность есть свойство личности, постольку она, как и другие личностные свойства, формируется в процессе деятельности – в учебе, на производстве и т. д.
Чтобы определить уровень профессиональной пригодности можно использовать различный арсенал диагностических средств.
Психологическая диагностика в профессиональной ориентации имеет специфическое содержание, проявляющееся в особом наборе методов исследования. К примеру, в школьной профессиональной ориентации нецелесообразно применение сложных громоздких тестов.
Объект исследования – профессиональная пригодность.
Предмет исследования - диагностика профессиональной пригодности в сфере «человек – человек».
Цель исследования – проведение диагностики профессиональной пригодности в сфере «человек – человек».
Задачи исследования:
1. Определить сущность профессиональной пригодности;
2. Выявить особенности сферы «человек – человек»;
3. Рассмотреть психодиагностические методы и методики диагностики профессиональной пригодности в сфере «человек – человек»;
4. Провести диагностику профессиональной пригодности в сфере «человек – человек».
Теоретико- методологическую основу данной работы составляют:
- концепция системного подхода в психологии Б. Ф. Ломова;
- труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др., посвященные рассмотрению общепсихологических проблем деятельности;
- научные работы, посвященные проблемам профессиональной пригодности, Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича, В.Н. Дружинина, Е.А. Климова и др.
Методы исследования;
- теоретические: анализ, синтез и обобщение литературы.
- эмпирические: опрос, наблюдение.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, список использованной литературы.
1. Теоретические основы диагностики профессиональной пригодности в сфере «человек – человек»
1.1. Сущность профессиональной пригодности
В отечественной литературе к настоящему времени имеется большое количество работ, посвященных различным психологическим аспектам проблемы профессиональной пригодности, многие из которых имеют ведомственное назначение и поэтому малодоступны. Из достаточно известных, фундаментальных исследований в этой области следует отметить работы Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича, В.Н.Дружинина, Е.А. Климова, Б.В. Кулагина, Н.В Макаренко, В.Л. Марищука, В.А. Пухова, А.Т. Ростунова, Б.М. Теплова [1; 2]. Перечисленные издания посвящены отдельным, но очень важным проблемам, таким как роль основных свойств нервной системы и профессиональных способностей в развитии пригодности, методические приемы психодиагностики, психологический отбор конкретных специалистов.
Процесс выбора профессии, определения профессионального пути, профессионального становления и экспертизы успешности усвоения и реализации трудовой деятельности предусматривает необходимость, с одной стороны, оценки уровня соответствия человека требованиям профессии, а с другой – активного формирования и подготовки его как специалиста с учетом отведенного для этого времени.
Указанная процедура определения (оценки) соответствия требованиям конкретной трудовой деятельности и подготовки специалиста в научном и практическом отношении определяется как диагностика, прогнозирование и формирование профессиональной пригодности конкретного человека.
Сущность категории профессиональной пригодности человека заключается в том, что она отражает:
- выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
- удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
- меру оценки способности и готовности к труду, эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;
- одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;
- развитие «Я-концепции», зарождение и становление образа «Я – профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.
Профессиональная пригодность есть мера соответствия качеств человека как субъекта деятельности ее актуальным требованиям к нему, а также его способность выполнять соответствующие трудовые функции в настоящее время. Под пригодностью подразумевается не только факт определенной подготовленности, но и естественная способность человека быстро и субъективно легко овладевать профессией и успешно справляться с широким кругом профессиональных задач при минимальных психофизиологических затратах.
В широком смысле профессиональную пригодность можно рассматривать как свойство метасистемы «человек-профессия». При этом она будет определяться, с одной стороны, совокупностью условий труда на конкретном рабочем месте, с другой — совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения, и характером их интеграции в единое целое [2].
Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Она отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств для конкретной деятельности, которые формируются и проявляются на этапах жизненного и профессионального пути. К их числу относятся качества, характеризующие особенности трудового воспитания и обучения, профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые определяются требованиями профессии.
1.2. Особенности сферы «человек – человек»
Тип «человек-человек» объединяет профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением.
Общие психологические требования профессий этого типа к человеку:
Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми.
Устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции.
Способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать.
У представителей системы «человек – человек» выраженность самореализации выше, чем у представителей других систем [7]. Для них важна активная деятельная, продуктивная жизнь, основанная на саморазвитии, свободе выбора, уверенности в себе и внутренней гармонии, а также жизненная мудрость, достигаемая личным опытом, максимальное использование своих возможностей и способностей.
В рамках этого типа профессии можно разделить на следующие подтипы видов деятельности:
- связанные с коллективами и людьми, управление производством;
- связанные с обучением и воспитанием, профподготовкой и организацией детских коллективов;
- связанные с материально-бытовым и торговым обслуживанием людей;
- связанные с руководством художественных коллективов и их информационным обслуживанием;
- связанные с информационным обслуживанием людей;
- связанные с медицинской и другим типом помощи людям.
Главная задача таких профессий — уметь взаимодействовать с людьми. Не сумеете наладить это взаимодействие, не получится и наладить работу. Например, неспособность воспитателя или руководителя наладить контакт со своими подопечными/подчиненными не даст ему успешно выполнять задачи и развиваться в профессии, связанной с общением с людьми.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М. ПЕР СЭ, 2011 – 511 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.
3. Бойко, В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей [Текст] / В.В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара : Бахрах, 2001. – С. 486-490.
4. Гуревич, К. М. Основные свойства нервной системы и профессиональная пригодность. М.: Наука. - 1970. - 272 с.
5. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. - 142 с.
6. Диагностика профессионального самоопределения Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие/сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. – 112 с.
7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2004. 319 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для вузов рек. МО РФ. – СПб.: Академия, 2004. – 301 с.
9. Ломов, Б. Ф. Психическая регуляция деятельности : избранные труды / Б. Ф. Ломов ; отв. ред. В. А. Барабанщиков [и др.]. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2006. – 622с.
10. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/Под ред. С.Н. Чистяковой. – Тамбов: Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2003. – 78 с.
11. Поваренков, Ю. П. (2018). Определение и классификация деятельностно важных качеств профессионала. В сб.: Ю. П. Поваренков (ред.). Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Матер. VIII Всерос. научно-практич. конф. (22–31). Ярославль: Канцлер.
12. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. — М.: Академия, 2005. — 496 с.
13. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005.
14. Толочек, В. А. (2020а). Психология труда. СПб.: Питер.
15. Шадриков, В. Д. (2013). Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН
16. «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html?ysclid=ljb00k1k9p527236436