Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современных условиях актуальной проблемой образования является оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ сказано, что для лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия для коррекции нарушений развития.
Одной из самых распространенных категорий детей с ОВЗ являются дети с нарушениями речи, в том числе дети с общим недоразвитием речи. В научных исследованиях отмечается, что одних из ведущих дефектов при данном речевом нарушении является нарушение фонематических процессов (И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова, О.А. Токарева).
Недостаточная сформированность фонематического слуха, фонематического восприятия, анализа и синтеза затрудняют освоение детьми произношением, а также тормозит развитие речи в целом. Низкий уровень сформированности фонематических процессов не позволяет овладеть навыками звукового анализа и синтеза в процессе обучения грамоте. В дальнейшем, в начальной школе, у детей с ОНР могут возникнуть такие речевые нарушения, как дисграфия и дислексия.
Актуальность данной проблемы и необходимость ее углубленного изучения обусловили выбор темы исследования: «Изучение особенностей развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи». В данной работе в качестве детей с ТНР выбраны дети с общим недоразвитием речи (III уровень).
Цель исследования – изучить особенности развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: фонематическое восприятие.
Предмет исследования: особенности развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «фонематическое восприятие» в научной литературе.
2. Изучить этапы формирования фонематических процессов в онтогенезе.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи.
4. Выявить особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР.
5. Разработать рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: фонематическое восприятие детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи отличается такими особенностями, как трудности различения фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение литературных источников), эмпирические (логопедическое обследование), методы обработки результатов исследования.
Теоретическая база исследования:
– теории ведущих отечественных ученых по проблеме общего недоразвития речи (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.);
– исследования по изучению особенностей фонематических процессов дошкольников с ОНР III уровня (А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Н.Х. Швачкин и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию фонематического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами дошкольного образования в работе с детьми.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 9».
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, основной части, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические исследование особенностей фонематического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Лингвистические представления о фонематической системе русского языка
Теоретической базой исследования фонематических процессов являются труды В.И. Бельтюкова, Н.И. Жинкина, А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина и других, которые в своих трудах изучали особенности фонематической стороны речи ребенка дошкольного возраста. Фонематическая сторона речи – это процесс различения звуков речи [8].
Процесс восприятия фонемы рассматривал Л.С. Выготский, описав «закон восприятия звучащей стороны речи». В частности, он писал: «Всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, то есть восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи» [21].
Р.Е. Левина, развивая положение Л.С. Выготского, пишет о фонематической системе, выполняющей определенные функции для восприятия и воспроизведения устной и письменной речи: смыслоразличение, фонематический анализ и синтез. Составной частью фонематической системы является фонематический слух [19].
Т.В. Волосовец фонематический слух рассматривает, как способность воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, отражать основные особенности фонем и их варианты [22].
Фонематический слух играет важную роль в овладении звукопроизносительной стороной речи. Звукопроизношение обеспечивается не только речевой моторикой, посредством которой происходит «механическое нанизывание звуков по степени доступности их произносительному аппарату» [7]. Именно от фонематического слуха зависит правильно произношения звука, так как происходит завершение акустического процесса, который направлен на выделение и различение соответствующего звука среди потока других фонем. Акустический образ звука, который сформирован благодаря фонематическому слуху, реализуется посредством речевой моторики [3].
Фонематический слух является незаменимой составляющей, которая обеспечивает восприятие фонем родного языка, основой для понимания смысла сказанного. Для овладения правильным звукопроизношением ребенку нужно овладеть процессами анализа и синтеза речевых звуков, а также иметь достаточный уровень развития фонематического слуха [1]. Фонематический слух у ребенка формируется в процессе непосредственного речевого общения. Первичный фонематический слух формируется очень рано, но осуществлять звуковой анализ слова, раскладывать его на составляющие звуки, определять порядок звуков в слове ребенок еще не в силах [21].
Помимо фонематического слуха, в процессе звукопроизношения участвуют и другие фонематические процессы – фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Фонематическое восприятие необходимо для овладения не только устной, но и письменной речью. Посредством фонематического восприятия дети учатся выделять в потоке звуков выделять необходимые фонемы, устанавливать порядок звуков в слове [1]. А.Н. Корнев считает, что между понятиями «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» существует тонкая грань. В научной литературе существуют различные точки зрения на то, как соотносить эти понятия [15].
Н.С. Жукова считает, что необходимо разделять фонематический слух от фонематического восприятия. Фонематическое восприятие, по ее мнению, является более сложным процессом, результатом развития фонематического слуха. Благодаря фонематическому восприятию ребенок не только слышит слово как комплекс звуков, но и может осуществлять специальные действия по выделению нужных звуков в слове, устанавливать звуковую структуру слова [11].
И.А. Гришанова отмечает, что фонематическое восприятие, в отличие от фонематического слуха, включает в себя также такие умения, как способность дифференцировать звуки речи, в том числе акустически близкие. Именно от фонематического восприятия зависит правильность звукопроизношения, а в дальнейшем – умение осуществлять звуковой анализ слова, осваивать письменные виды речи – чтение и письмо [9].
Т.Н. Волковская под фонематическим восприятием понимает умение, которое обеспечивает формирование более сложных фонематических процессов – фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений. Только на основе фонематического восприятия формируется правильное звукопроизношение и представления о слоговой структуре слова [5].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтухова Т. А., Российская Е. Н., Гаранина Л. А. Коммуникативно-речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. 179 с.
2. Андреева А. В. Теоретические основы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы науки и образования. 2019. № 1 (3). С. 75–89.
3. Аржанова О. В., Медведева Е. Ю. Нарушения фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 26–29.
4. Бобылёва Н. Ю. Логопедическое обследование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Студенческий. 2022. № 18-3 (188). С. 14–17.
5. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Национальный книжный центр (НКЦ), 2014. 90 с.
6. Гвоздев А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007. 284 с.
7. Гладких М. К. Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи // Актуальные исследования. 2022. № 16 (95). С. 74–77.
8. Горобец Т. С., Чистобаева А. Ю. Подходы к исследованию особенностей развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вопросы педагогики. 2021. № 12-2. С. 61–64.
9. Гришанова И. А. Развитие фонематических процессов у детей. Глазов: ГГПИ, 2019. 151 с.
10. Дмитриева Е. Е., Медведева Е. Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2021. 162 с.
11. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. 238 с.
12. Зиндер Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. 574 с.
13. Касаткина И. О. Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2021. № 3 (345). С. 370–371.
14. Коноваленко С. В. Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. М.: Гном, 2018. 269 с.
15. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: методическое пособие. М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2007. 119 с.
16. Крылова Е. С. Методические аспекты развития фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 188–194.
17. Лазарева Г. Н. Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2020. № 14 (304). С. 21–24.
18. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2010. 224 с.
19. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс, 2013. 367 с.
20. Логвинович Г. Е. Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2019. № 5. С. 55–59.
21. Логинова Е. А., Елецкая О. В. Общее недоразвитие речи. Алалия. М.: Форум: ИНФРА-М, 2020. 62 с.
22. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рекомендаций / авт.-сост.: Л.В. Лопатина. СПб.: САГА, 2006. 271 с.
23. Муратова М. А. Когнитивные процессы у дошкольников с общим недоразвитием речи. Комплексный подход к диагностике: монография. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2017. 132 с.
24. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. 63 с.
25. Отекина А. С., Медведева Е. Ю. Нейропсихологический подход в развитии и коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 212–215.
26. Парамонова Л. Г. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи. СПб.: Ленинградский государственный ун-т, 2012. 139 с.
27. Попова Е. Ф. Особенности фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. С. 207–212.
28. Рудик О. С. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР. М.: ВЛАДОС, 2021. 302 с.
29. Сайфутдинова Е. А., Резникова Е. В. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста // Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития. Уфа, 2020. С. 277–279.
30. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно: система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: Гном и Д, 2003. 109 с.
31. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации. М.: Дрофа, 2010. 189 с.
32. Цуканова С. П. Речевое развитие детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. М.: Гном, 2018. 95 с.
33. Чумакова И. В., Горбунова Е. И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 69–83.
34. Яковлева Н. П. Ретроспективный анализ изучения фонематических процессов у дошкольников со стертой дизартрией в отечественной и зарубежной литературе // Научный аспект. 2020. Т. 4. № 3. С. 552–561.