Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации Основным Законом государства является Кон-ституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 де-кабря 1993 года (далее – Конституция РФ). В Конституции нашего государства закреплены основные нормы права, имеющие высшую юридическую силу, ко-торые регулируют принципы организации и функционирования органов госу-дарственной власти, органов местного самоуправления, основы экономической и правовой систем, основы правового статуса государства и личности, их взаим-ные права и обязанности. Основной Закон государства закрепляет и провозгла-шает российское государство как социальное, светское, демократическое феде-ративное правовое государство с республиканской формой правления.
К сожалению, следует констатировать, что Конституция РФ не совершен-на и содержит некоторые коллизии и пробелы. Стоит отметить, достаточно наглядное противоречие в конституционно-правовом статусе субъектов Россий-ской Федерации.
Хотелось бы подчеркнуть, что проблема правового статуса субъектов Российской Федерации относится к важнейшим проблемам юридической науки, которая требует детального исследования со стороны ученых-правоведов. Кон-ституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется определенными характеристиками, содержащимися в Конституции и других нормативных правовых актах.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей федератив-ного устройства Российской Федерации.
Соответственно основной цели выдвигается ряд конкретных задач:
1. Анализ основополагающих принципов федеративного устройства в Российской Федерации.
2. Рассмотрение федеративного устройства в Российской Федерации.
3. Исследование особенностей конституционно-правового статуса субъектов в составе Российской Федерации.
4. Анализ реформирования государственно-территориального устрой-ства Российской Федерации.
5. Рассмотрение особенностей конституционно-правового статуса сложноустроенных субъектов Российской Федерации.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, склады-вающиеся в процессе становления и развития конституционно-правового статуса субъекта в составе Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются Конституция Российской Федера-ции, федеральное законодательство, теоретико-правовые исследования.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы: кон-кретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный и частно-научные методы: сравнительного правоведения, формально-юридический.
Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
1. Теоретико-правовые основы федеративного устройства Российской Федерации
1.1. Основополагающие принципы федеративного устройства в Рос-сийской Федерации
Вопрос об устройстве государства затрагивается во многих научных ис-следованиях правоведов, политологов и историков. Поиски путей совершен-ствования государственного управления государственной территорией, эффек-тивных механизмов достижения баланса между центральной властью и органа-ми местного самоуправления не прекращались за всю историю существования .
Исходные начала федеративного устройства закреплены в Основном за-коне, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международ-ного права. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, «федеративное устрой-ство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, един-стве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и пол-номочий между органами государственной власти Российской Федерации и ор-ганами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Законодательство предусматривает основополагающие принципы федера-тивного устройства Российской Федерации, своеобразие административно-территориального устройства нашей страны и особенности федерализма в Рос-сии.
Рассмотрим эти принципы:
1. Целостность государства. В.А. Кочев отмечает, что целостность ха-рактеризуется интегрированностью государственно-территориальной структуры РФ как федеративного государства .
2. Единство системы публичной власти. Этот основной принцип при-сутствует в деятельности органов публичной власти как по «вертикали», так и по «горизонтали». Функционирование публичной власти по «вертикали» харак-теризуется следующими особенностями:
- все 89 субъектов РФ обладают равными правами и обязанностями, а именно: вправе иметь свое законодательство, не противоречащее федеральному законодательству, создавать на своей территории собственные органы публич-ной власти.
- единство государственной власти по «вертикали» характеризуется структурной схожестью федеральных органов государственной власти и орга-нов государственной власти субъектов Федерации.
Единство государственной власти по «горизонтали» проявляется в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной вла-сти субъектов Федерации выступают в качестве единой государственной власти - федеральной и субъекта Федерации соответственно.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем каждая из ветвей является самостоятельной. Помимо этого, в ст. 71 и 72 пропи-саны предметы ведения федеральных органов государственной власти РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ соответственно. Статья 73 гласит, что «вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совмест-ного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой госу-дарственной власти».
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ. В.А. Кочев опреде-ляет этот принцип как равное право всех народов РФ на сохранение этнической (национальной) идентичности, проявляющейся в особенностях языка, верова-ний, традиционного образа жизни .
Согласно ч. 1. ст. 1 Международного пакта об экономических, социаль-ных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и сво-бодно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» .
5. Равноправие субъектов РФ. Равенство субъектов РФ включает следую-щие структурные элементы:
- во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ);
- все субъекты РФ обладают равными правами и обязанностями: вправе иметь свое законодательство, не противоречащее федеральному законо-дательству, создавать на своей территории собственные органы публичной вла-сти.
Отталкиваясь из конституционных норм, следует иметь ввиду отдельные отличия прав и обязанностей субъектов:
- статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Следовательно, конституционная норма показывает право респуб-лик иметь Конституцию и отсутствие этого права у других субъектов;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голо-сованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г.
№ 6–ФКЗ, от 30 дек.2008 г. № 7–ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2–ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11–ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 1–ФКЗ) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496–ом пленарном засе-дании Генеральной Ассамблеи ООН. URL: https://www.consultant.ru/ doc– ument/cons_doc_LAW_5429 (дата обращения: 26.06.2023).
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10–П. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).
4. О статусе столицы Российской Федерации: закон Российской Феде-рации от 15 апреля 1993 года №4802–1 //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. –№ 19.–ст. 683.
Литература
5. Гриценко Е.В. Федерализм и местное самоуправление как ресурсы развития / Е.В. Гриценко // Байкальские компаративистские чтения: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.–практ. конф. (22–23 апреля 2022 г.). – Иркутск: Байкальский гос. ун–т, 2022. – С. 79–88.
6. Добрынин Н. М. Российский федерализм: онтологическая состоя-тельность модели государственного устройства как фактор солидаризации народа в условиях «необъявленной» экономической войны со стороны «коллек-тивного Запада» / Н.М. Добрынин // Государство и право. – 2022. – № 8. – С. 21–33.
7. Кочев В.А. Понятие и принципы федеративного устройства / В.А. Кочев // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. научных трудов по материалам VI Междунар. науч.–практ. конф. (2–4 апреля 2019 г.). – Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. – C. 130–135.
8. Кошокова С.Я., Скичко А.А. Принципы и особенности построения и развития федеративного устройства в современной России / С.Я. Кошокова, А.А. Скичко // Эпоха науки. – 2022. – № 30. – С. 294–298
9. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации / А.Н. Лебе-дев. – М., 1999. – 329 с.
10. Мальцева С.М. К вопросу о современном переживании футурушока / С.М. Мальцева, С.В. Грибанов, Т.В. Крылова // Современные исследования со-циальных проблем. – 2020. – Т. 12. – № 3–3. – С. 179–183.
11. Мустафина Д.Р. Правовые основы и значение федерализма в Рос-сийской Федерации / Д.Р. Мустафина, Е.С. Балашова // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов по материалам 4–ой Между-нар. науч. конф. (24 марта 2022 г.). – Курск: Юго–Западный гос. ун–т, 2022. – Т. 1. – С. 14–16.
12. Родионова К.А. Основные признаки федерализма и их классифика-ция / К.А. Родионова // Социум и власть. – 2008. – № 4 (20). – С. 65–69
13. Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России / А.А. Степанова // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – №7. – C. 20–24.
14. Федорец М. Н. Современное государственно–территориальное устройство Российской Федерации: правовые проблемы отечественного федера-лизма / М.Н. Федорец // Вестник Тюменского государственного университета. Социально–экономические и правовые исследования. – 2022. – Том 8. – № 4 (32).
15. Цветкова О.В. Эволюция субнациональных политических институ-тов России / О.В. Цветкова // Вопросы политологии. – 2021. – Т. 11. №9(73). – С. 2498–2507.
16. Шамаева К.В. Некоторые методологические подходы к изучению конституционно–правового статуса субъекта в составе Российской Федерации / К.В. Шамаева // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 4. – С. 36 – 39.
17. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учеб-ник для академического бакалавриата и магистратуры. 4–е изд., изм. и доп. / С.М. Шахрай – М.: Статут, 2017. – 624 с.