Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Тема религиозной политики английской королевы Елизаветы I Тюдор на сегодняшний день по-прежнему сохраняет высокую степень актуальности, так как эти религиозные преобразования стали переломным моментом в истории Англии, когда государство встало на рельсы развития и превратилось в одну из передовых государств эпохи Нового времени. Направление в изучение истории религиозных реформ в Англии в 16 веке тесно переплетается историей Реформации в Европе и с личностью королевы Елизаветы. Становление религиозных реформ в Англии было связано с множеством факторов, свидетельствующих о необходимости изменить страну и самосознание английского народа, которое на тот момент находилось на грани новой гражданской войны или смутного времени на религиозной почве.
Учитывая, что данная тема является специфической и на первый взгляд однотипной в рамках истории Англии, то здесь необходимо отметить, что тема религиозных реформ часто упоминалась во множестве научных работы, посвященных истории Реформации и правлении королевы Елизаветы I Тюдор. Также следует подчеркнуть, данная тема является дискуссионной, так как большинство зарубежных историков, особенно в английском научно-историческом сообществе, старались выявить основные причины религиозных реформ. В своих трудах зарубежные историки отмечали основные направления и факторы развития религиозных реформ на фоне внешней политики и влияния представителей высшего сословия, а также главные стороны противодействия данным реформам в лице пуритан и католиков. Кроме того, данные реформы, как отметили зарубежные исследователи, сформировали национальное самосознание у народа Англии.
Особенность данной работы заключается в анализе политической и религиозной обстановке в Англии на протяжении всего 16 века, когда зарождались предпосылки проведения религиозных реформ и последствия этих преобразований, приведших к внутриполитическим интригам и втягивания зарубежных политикой и монархов во внутренние дела Англии. Необходимо проанализировать научные работы, в которых отмечаются основные моменты и законодательные документы, свидетельствовавшие о проведении реформ.
Историография. Данная историческая тема встречается в историографических работах Акройда Питера, Гай Джона, Дмитриевой О.В . Необходимо также выделить труды зарубежных историков, рассматривавших историю Реформации в Англии, Бригдена С., Гудвина Р.Дж. и Пэллисера Д.М .
Объектом исследования является история Англии в 16 веке в период Реформации в научных исторических исследованиях.
Предметом исследования является история религиозных реформ в период правления Елизаветы I Тюдор в научных исторических исследованиях.
Цель работы заключается в выявлении особенностей реализации религиозной политики в период правлении Елизаветы I Тюдор и зарождения англиканской церкви в научных работах.
1. Анализ основных предпосылок и факторов, предшествующих религиозной политике королевы Елизаветы I Тюдор в научных работах.
2. Анализ особенностей проведения религиозной политики Елизаветы I Тюдор и последствий реализации религиозных преобразований в научных трудах.
Методологическая база данного исследования.
1. Метод причинно-следственного анализа позволил выявить факторы и причины реализации религиозных реформ в период правления королевы Елизаветы Тюдор.
2. Диалектический метод способствует определению интерпретации истории зарождения новой идеологии и формирования англиканской церкви.
3. Метод научного анализа способствует выявлению целей и задач исследования, решение которых позволяет разделить предмет исследования на отдельные тезисы для обобщения результатов исследования.
Структура работа. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Формирование и первые шаги в реализации религиозной политики Елизаветы I
Начало и середина 16 века – это, прежде всего, эпохи религиозных реформ или Реформации, когда по всей Европе стали распространяться идеи о создании новой религии, которая отвечала бы духовным потребностям христиан, разочаровавшиеся в католичестве. Католичество на тот момент представляло собой религиозный институт с элементами политики, которая была направлена на утверждение католичества по всей Европе и возвышению влияния католической церкви на внутреннюю и внешнюю политику западноевропейских стран, в том числе и Англии в период правления королей и королев из династии Тюдоров, особенно при правлении королевы Елизаветы Первой Тюдор. Религиозная политика королевы Елизаветы была сформирована не ею лично, а это была целая тенденция, которая прослеживалась и развивалась на протяжение все начала 16 века.
Английский историк Англии Даниэл Кристофер в своем научном исследовании отметил, что в начале 16 века в Англии остро назревала проблема изменения и реформирования английской церкви. Это была также связано с потребностью английского народа иметь переведенную библию на английский язык, так как большинство населения Англии было безграмотным, а также были священнослужители неграмотные. В то время настоятель собора Святого Павла Джон Колет настоял не только совершить перевод библейских текстов, но требовал реформировать церковь изнутри. Данное требование было аналогично многим монахам Европы, которые критиковали злоупотребления власти у Ватикана, что выражалось в речах Мартина Лютера и Эразма Роттердамского. Новое движение в лице протестантизма стало активно придвигаться в вглубь Англии. Король Генрих сначала оценивал, как отметил Кристофер Даниэл, данное движение протестантов, как радикальное, но позже изменил свою точку зрения. Это было связано со знакомством короля с трудом Уильяма Тиндалла под названием «Послушание христианина». С этого момент, как считает автор, началось направление во внутренней политике английского короля в борьбе за национальное самосознание Англии, связанное с религиозным выбором .
Однако, несмотря на то, что у короля Генриха были протестантские и национальные настроения и желания изменить общество и духовный мир Англии, в стране сохранялись тенденции сохранить католичество, особенно это проявлялось в высших кругах и среди представителей парламента. Известный представитель католичества был Томас Мор, отказавшийся признавать короля Генриха главой английской церкви, утверждая, что Англия в духовном плане подчиняться должна только Папе Римскому. За такое заявление Томас Мор был казнен. Король Генрих считал, что английская церковь нуждается в реформации, подобной протестантизму, но при этом реформы должны иметь свою особенность, не прибегая к радикальным изменениям, о чем было прописано в «Акте о шести статьях», принятом в парламенте в 1539 году .
Советский исследователь в области истории Английской реформации Сапрыкина Ю.М. отметила, что отделение английской церкви от католической было связано с распространением по всей Европе политики абсолютизма. Еще до принятия, ранее упомянутого «Акта о шести статьях», король Генрих Тюдор добился принятия особого акта в парламенте, согласно которому король Англии был объявлен главой национальной церкви. Иными словами, можно утверждать, что провозглашение короля главой английской церкви являлось первым шагом в установлении государственной церкви, которое поддерживалось проабсолютным дворянством и духовенством, верными английскому королю. Более того, подчинение английского религиозного института королю являлся неотъемлемой частью государственного аппарата в системе абсолютной монархии. Кроме того, попытки решения реформирования церкви отвечали не только духовным проблемам в политике короля, это также влияло и на экономические
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Отечественная литература
1. Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 320 с.
2. Ерохин В.Н. Религиозная история Англии XVI – первой половины XVII века в освещении современной британской историографии. Автореферат. дисс…д. ист.наук. – Казань, 2009.
3. Миронович Н.Ю. Религиозные реформы Елизаветы Тюдор в контексте формирования национального сознания англичан [Электронный ресурс]//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №3. –Тамбов: Грамота, 2017. С. 98-101. URL: www.gramota.net/materials/3/2017/3-1/27.html
4. Сапрыкина Ю.М. Английская реформация (Документы и материалы) [Электронный ресурс]. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 104 с. URL: https://vk.com/doc35528094_443927793?hash=4EzDYYKqJ3MFsv5tRqhSz2bcKqjdxDNHZRMRqb36ZSz&dl=pwAk4Hv4atwxr7wYnCIqFPoqPKsBznAxavuySm28HsT
5. Серегина А.Ю. Английское католическое сообщество XVI-XVII вв.: виконты Монтегю. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 544 с.
6. Таубер В.А. Архиепископ Мэтью Паркер (1559-1575) и его политика по отношению к английскому духовенству [Электронный ресурс]//Вестник Московского университета. История. №5. 2014. С.13-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhiepiskop-metyu-parker-1559-1575-i-ego-politika-po-otnosheniyu-k-angliyskomu-duhovenstvu
2) Зарубежная переведенная литература
7. Акройд П. История Англии. Тюдоры: От Генриха VIII до Елизаветы I / Пер. с англ. И. А. Черненко. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. - 656 с.
8. Даниэл К. Англия. История страны. – М.: Эксмо, Мидгард, 2007. - 389 с.
9. Гай Дж. Елизавета. Золотой век Англии. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021. — 592 с.
3) Зарубежная литература
10. Susan Brigden. New worlds, lost worlds: the rule of the Tudors, 1485-1603. — Viking Penguin, 2001. — 433 p.
11. Palliser David Michael. The Age of Elizabeth: England under the later Tudors, 1547—1603. — London; New York: Longman, 1992. - 516 p.
12. Ridley Jasper Godwin. Elizabeth I: The Shrewdness of Virtue. — New York: Fromm International, 1989. — 391 p.