Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Происходящие на современном этапе интенсивные изменения в жизни нашего общества неизменно приводят к возрастанию запросов и требований, которые предъявляются к современному человеку. Именно поэтому ведущей задачей системы образования выступает оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществления поиска и формирования необходимых условий для полноценного развития обучающихся.
Вместе с тем одной из задач, как современной школы, так и общества в целом выступает сохранение и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения. Значимость решения данной проблемы возрастает особенно на настоящем этапе, так как наблюдается стремительное увеличение числа детей, которые переживают эмоциональное неблагополучие, непосредственно связанное со школой. Это неизменно приводит к соматическому ослаблению учащихся и развитию у них неврозов.
В связи с этим проблема высокой школьной тревожности в качестве показателя эмоционального неблагополучия обучающихся, в подавляющем большинстве случаев накладывающего негативный отпечаток не только на состояние их как психического, но и физического здоровья, а также на успешность учебной деятельности младших школьников, является весьма важной и значимой.
При этом нередко педагоги и психологи сталкиваются с проблемой: как эффективным образом предупредить и преодолеть повышенную тревожность у младших школьников.
Цель данной работы: исследование взаимосвязи тревожности успеваемости у младших школьников.
Объект исследования – тревожность младших школьников.
Предмет – взаимосвязь тревожности младших школьников и их успеваемости.
Гипотеза исследования: у младших школьников высокая тревожность может влиять на успеваемость как положительно, так и негативно.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи работы:
1. Проанализировать исследования тревожности в психологии и педагогике.
2. Исследовать специфику обучения младших школьников с повышенной тревожностью.
3. Провести эмпирическое исследование тревожности у младших школьников.
4. Проследить связь тревожности и успеваемости у учащихся начальной школы.
4. Разработать психолого-педагогическую программу по профилактике и снижению тревожности у младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные исследования тревожности.
В отечественной психологии особое внимание причинам возникновения и проявления тревожности у младших школьников уделяли такие исследователи, как Г.С. Абрамова, В.М. Астапов, Л.В. Басов, В.Г. Белов, А.И. Захаров, Э.В. Зиновьева, А.В. Микляева, Н.П. Морянова, А.М. Прихожан и др. Истоки тревожности у зарубежных исследований нами изучались на основе работ Х. Айзенка и З. Фрейда.
В работе были использованы следующие методы:
1) теоретические методы – систематизация, анализ литературы, синтез, составление библиографии, реферирование, цитирование;
2) эмпирические методы: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, тест диагностики школьной тревожности Филипса, анализ школьной документации;
3) методы презентации полученных данных – таблицы, диаграммы;
4) математические методы: коэффициента корреляции Спирмена.
Этапы исследования:
I этап: подготовительный. Осуществлялся подбор литературы, постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследование, формулировка гипотезы исследования.
II этап: основной – систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, организация и проведение эмпирической части исследования, а также разработка коррекционной программы.
III этап: заключительный. Анализировались полученные в эмпирической части данные, проводилось литературное оформление работы.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном анализе теоретических концепций тревожности, анализе возможных причин тревожности. Материалы работы можно использовать для создания коррекционно-развивающих программ работы с повышенной тревожностью у младших школьников.
Эмпирическая база исследования: всего в исследовании приняло участие 30 младших школьников, обучающихся в МОУ Меловская основная школа (Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Меловой)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 Теоретический анализ проблемы обучения младших школьников с повышенной тревожностью
1.1 Понятие «тревожность» в научной литературе
В психологической литературе встречается немало определений понятия «тревожность». Первую попытку объяснить природу тревоги сделал З. Фрейд, давший ей 1925 г. понятие – неопределенный страх. Он указывал на необходимость разграничение понятий тревожности и страха, так как страх представляет собой реакцию на конкретную опасность, а тревога – это реакция, которая возникает при неизвестной угрозе. Следует указать, что его концепция была не раз пересмотрена и не раз уточнялась, в особенности в частях, в которых речь велась о причинах и функциях тревожности. Он полагал, что понимание тревожности для объяснения психической жизни индивида играет существенную роль [26]. Зигмунд Фрейд тревожность определяет в качестве переживания, возникающего как сигнал предвидимой опасности. В свою очередь, чувства неопределенности и беспомощности он рассматривает как ее содержание. Также, согласно З. Фрейду, тревогу в отдельных случаях определяют в качестве неопределенного страха или как состояние, вызванное отсутствием у человека возможности избежать опасности [26]. З. Фрейд пришел к выводу, что тревожность является состоянием, переживаемым на сознательном уровне, и сопровождается при этом умением справляться с опасностью. З. Фрейд тревожность помещал в Эго [27]. Он полагал, что испытанные на прошлом опыте ситуации, напрямую связанные с переживанием беспомощности, находят свое проявление в тревожности.
Идеи З. Фрейда легли в основные направления изучения тревожности, которое происходило в рамках неофрейдизма в трудах Г.С. Салливана, Э. Фромма, а также К. Хорни. К.Хорни говорит о появлении при тревожности вполне очевидной иррациональности тревоги, а также ощущения беспомощности. К. Хорни тревогу оценивает в качестве основного противодействия стремления самореализации, рассматривая ее как основную цель развития индивида [2].
С точки зрения К. Хорни, человек нуждается в столкновениях воли и желаний других людей. К. Хорни в качестве основного источника тревожности, в первую очередь именно для детей, выделяет неудовлетворение потребности в надежности, межличностной безопасности [2].
Э. Фромм указывал в качестве основного источника тревожности внутреннее беспокойство [2]. Он обозначал как основной путь для преодоления данной ситуации различные формы любви между людьми.
В свою очередь, Гарри Салливан полагает, что тревожность представляет собой состояние напряжения, однако противоположное напряжению, ориентированному на удовлетворение потребностей и активности, и применяет это понятие в качестве центрального. Также названый исследователь акцентирует внимание на возникновении при тревожности разного рода психосоматических проявлений, например, физического напряжения как во внутренних органах, так и в скелетных мышцах [2].
А. Адлер тревожность в своей индивидуальной теории личности рассматривал в качестве симптома невроза. С его точки зрения невроз - это диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения. При этом неврозы в основном появляются у людей из-за неправильно выбранного ими стиля жизни, а также потому, что их в раннем детстве излишне баловали, отвергали либо опекали, а также, если они переносили какие-либо физические страдания [4]. В такого рода условиях, при отсутствии ощущения безопасности у детей, заметно повышается уровень тревожности. Для преодоления чувства неполноценности они начинают применять стратегии психологической защиты.
Р.С. Немов понятие тревожности раскрывает как «свойство индивида приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать тревогу и страх в специфических социальных ситуациях» [20, с. 681]. Тревожность, в соответствии с идеями Р.И. Немова, может быть адекватной и неадекватной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. М.: Академ.Проект, 2010. 672 с.
2. Айзенк X. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2017. С.224-247.
3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 2014. № 2. С. 34-38.
4. Астапов В.М. Тревога и тревожность: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. 296с.
5. Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб.: Питер, 2014. 224 с.
6. Басов Л.В., Тихомирова Л.Ф. Тревожность у детей школьного возраста. Ярославль: Яросл. обл. ин-т усовершенствования. учителей,2017. 26 с.
7. Бачурова О.Ю., Швец И.Г. Влияние внутренней мотивации на продуктивность деятельности тревожных школьников // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск: Изд-во Помор, междунар. пед. унта, 2004.С. 84-89.
8. Белов В.Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 10. С. 36-41.
9. Блок методик для диагностики тревожности: сборник. Архангельск: ИПП «Правда Севера», 2015. 35 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.: Пед. об-во России, 2018. 488 c.
11. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестн. Томск. гос. пед. у-та. 2015. №4. С. 56-60.
12. Ермолаева М.В. Психология развития. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 336 с.
13. Жулина Г.Н., Васькина В.С. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2. С. 123-127.
14. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Речь, 2003. 264 с.
15. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников. М., 2017. 260 с.
16. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5. С. 627-631.
17. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 2014. 198 с.
18. 18Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2014. 248 с.
19. 19Морянова Н.П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Тверь, 1999. 20 с.
20. Немов Р.С. Общая психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2011. 1007 с.
21. Овчарова Р.В. Практическая психология. М.: «Сфера», 2006. 288 с.
22. Прежесецкая С.И. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в разных системах обучения. М., 2005. 114 с.
23. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 192 c.
24. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика. М.: МПСИ, 2010. 226 с.
25. Ушакова Е.М. Как избавить ребенка от тревожности // Директор школы. 2006. № 7. С. 99-101.
26. Фрейд З. Психология бессознательного. М.; 2009. 540 с.
27. Шекашвили М.В., Капустина Н.Г. Влияние тревожности на познавательный интерес в младшем школьном возрасте // Проблемы развития практической психологии: В 2 ч. Ч.2. Шадринск, 2001. С. 99 - 104.
28. Овсянникова Е.А., Белоцерковец Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с высоким уровнем тревожности // Вопросы науки и образования. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-mladshih-shkolnikov-s-vysokim-urovnem-trevozhnosti (дата обращения 19.06.2023).