Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Приоритетной целью современного школьного образования является развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели и проектировать пути их реализации. У школьников должно быть сформировано умение самостоятельно учиться. Требования ФГОС регламентируют в рамках всех учебных дисциплин формирование у школьников предметных и метапредметных образовательных результатов в рамках урочной и внеурочной деятельности. Дисциплина «География», как и все остальные учебные предметы играет в этом процессе большую роль.
Основным требованием ФГОС является формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Кабинет географии играет в этом процессе важную роль. Деятельность обучающихся в рамках уроков по географии, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Помимо предметных результатов необходимополучить результат личностный, который может включать в себя:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка;
- приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества и др.
Предметные знания, умения и навыки рассматриваются сегодня как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих школьников. Современное общество сегодня нуждается в планировании и достижении личностных результатов субъектов в целях развития целеустремлённой, способной к самообразованию и самовоспитанию личности.
Цель работы: теоретически и практически обосновать роль кабинета географии в педагогическом воспитании обучающихся.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс при обучении географии.
Предмет исследования: формы и методы работы в кабинете географии.
Задачи:
1. Изучить роль кабинета географии в учебно – воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть средства и формы достижения образовательных результатов по географии в условиях реализации ФГОС.
3. Описать организационно – педагогические условия реализации учебно – воспитательного процесса при работе в кабинете географии.
4.Предложить методические рекомендации по обучению и воспитанию обучающихся при работе в кабинете географии.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, нормативной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации
учебно – воспитательного процесса в кабинете географии
1.1. Роль кабинета географии в учебно – воспитательном процессе
в условиях реализации ФГОС
В современной образовательной среде большую роль играет конечный образовательный результат, который формируется не просто как знания, умения и навыки (ЗУН), как это было в традиционной образовательной модели. В условиях реализации ФГОС на каждой образовательной ступени педагоги сегодня формируют у каждого ученика предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты. ФГОС регламентирует системно – деятельностный и личностно ориентированный подход, которые позволяют обеспечить все эти аспекты конечного образовательного результата в учебно – воспитательном процессе [13]. Это позволяет обеспечивать познавательный и поисковый интерес каждого обучающегося школьника.
Во многом это зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Модернизация школы затронула все элементы образовательной системы. Изменения коснулись также в области преподавания предмета «География». В процессе реализации всех образовательных задач особую актуальность приобретает проблема оформления современного кабинета географии.
Наличие оборудования в кабинете географии регламентируется «Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ». Кабинет – это сложная система, которая включает в себя большое количество обязательных аспектов. Это мебель, устройства для хранения учебного оборудования, установки для хранения и использования технических средств обучения, экспозиционные материалы, учебно-методические комплекты и др. Здесь большую роль играет систематизация всех тех средств, которые необходимы для успешного обучения школьников предмету «География». Современный кабинет географии должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, в том числе, организации самостоятельной и творческой деятельности учеников. ФГОС регламентирует реализацию системно – деятельностного и личностно ориентированного подхода. Реализация деятельностного подхода в обучении географии в значительной степени зависит от оснащения кабинета географии оборудованием. В кабинете географии должны присутствовать:
1. Объекты натуральные.
2. Модели.
3. Приборы.
4. Инструменты.
5. Приспособления.
6. Печатные пособия.
7. Средства ТСО.
8. Серия портретов.
Всё это должно способствовать формированию конкретных представлений и понятий о природных объектах и явлениях, их пространственно-территориальном размещении. В настоящее время нельзя забывать об ИКТ и цифровых образовательных ресурсах по предмету. В рамках проектной деятельности школьники могут самостоятельно изготавливать самодельные таблицы, схемы, гербарии, модели и др. Каждый вид оборудования должен храниться в определенном месте, системно, исходя из возможностей школьного кабинета.
В кабинете должны быть:
- нормативно-инструктивная документация по организации УВП по географии (концепция, стандарты, программы и др.);
- учебники, учебные и методические пособия, справочная, научно-популярная и художественная литература;
-дидактический и раздаточный материал для организации самостоятельной и практической познавательной деятельности учащихся;
-тематические (поурочные) материалы по курсам географии;
- комплекс материалов для диагностики качества обучения предмету, в т. ч. критерии оценки за выполнение практических работ, заданий на контурных картах, за ведение тетрадей;
- материалы для проведения олимпиад;
- материалы по внеклассной работе (сценарии праздников, вечеров, КВН, игр, викторин, программы кружков, недель географии и др.);
- планы краеведческой исследовательской работы.
В настоящее время основным направлением изменений в преподавании географии становится применение информационных технологий. В кабинете географии из технических средств обучения имеется компьютер, проектор, имеются уроки-презентации по всем курсам и темам географии. По всем курсам географии должен быть материал для входного, текущего и итогового контроля в виде тестовых заданий из материалов ОГЭ.
Современная образовательная модель выстраивается с учетом основных нормативных документов. К ним относят базисный учебный план, примерную основную образовательную программу, фундаментальное ядро содержания общего образования и др. Все эти документы обеспечивают требования ФГОС на каждом образовательном этапе. Каждый из нормативных документов федерального и регионального уровня должны обеспечивать требования ФГОС в части формирования предметных, метапредметных и личностных результатов. Этот процесс имеет отношение к любой образовательной дисциплине, включая предмет «География». Помимо урочной деятельности ФГОС регламентирует внеурочную деятельность. Кабинет географии способствует реализации урочной и внеурочной деятельности. Помимо дидактических, программно – планирующих и методических документов учитель использует контрольно – оценочные и диагностические материалы. Текущий, промежуточный и итоговый контроль должен учитывать
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
2. Баринова, И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии [Текст] /под ред. И. И. Баринова, Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
3. Божович, Е.Д. развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования [Текст]: учебник / под ред. Е.Д. Божович. – М.: ПЕРСЭ, 2012. – 399 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ под редакцией Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2012. – 432 с.
5. Вартанова, И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности [Текст] / под ред. И. И. Вартанова //Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология». —2013. — No 4. — 18 с.
6. Герасимова, Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии [Текст] / Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2014. — 156 с.
7. Грудзинская, Е.Ю. Активные методы обучения в высшей школе. [Электронный ресурс]. // Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». URL: http://www.unn.ru/pages/issues/aids/2007/88.pdf (дата обращения 06.07.23).
8. Демченко, И.Г. Мониторинг качества учебного процесса [Текст] / авт. - сост. Демченко, И.Г. – Волгоград: Учитель, 2014. – 56 с.
9. Жильцова, О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий [Текст] / О.А. Жильцова. — М.: Просвещение, 2012. – 156 с.
10. Иваньшина, Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий [Текст]: учебно- методическое пособие / Е.В. Иваньшева – СПб.: СПб АППО, 2013. – 56 с.
11. Исаченко, А.Г. Теория и методология географической науки [Текст] / А.Г. Исаченко – М.: Академия, 2012. – 234 с.
12. Карабанова, О.А. Учимся учиться. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Электронный ресурс]. // URL: http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12250 (дата обращения 06.07.23).
13. Круговая, С.Е. Формирование универсальных учебных действий на уроках географии [Электронный ресурс]. URL:http://www.myshared.ru/slide/543497/ (дата обращения 06.07.23).
14. Курганов, С.Ю. Учебный диалог и психологическое исследование мышления [Текст] / Курганов, С.Ю., Соломатин, И.М. – М.: Просвещение, 2012. – 187 с.
15. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев / Школьные технологии. – М.: Народное образование, 2014. – No 5. – С. 3 – 12 с.
16. Машарова, Т.В. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова, А.А. Пивоваров и др. – Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. – 108 с.
17. Меньшикова, Л.А. Активное слушание [Электронный ресурс]. URL:http://www.maam.ru/detskijsad/metody-aktivnogo-slushanija-rebenka.html (дата обращения 06.07.23).
18. Николина, В.В. Проектное обучение в школьной географии: теория и практика [Текст] / учебное пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 107 с.
19. Рудник, Г.А. Урок в координатах современности [Текст] / Г.А. Рудник // М.: Школьные технологии, – 2013. - No4. – 93 с.
20. Стандарты второго поколения: новые подходы к результатам обучения // География и экология в школе ХХI века. – 2014. - No 6. – 34 с.
21. Строкова, Т. А. Готова ли школа к реализации компетентностного подхода [Текст] / Т. А. Строкова // М.: Народное образование, – 2012. - No7 – 191 с.
22. Тользак, О.В. Формирование УУД в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud (дата обращения 06.07.23).
23. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / интернет- журнал. – М.: Науковедение, – 2014. – 159 с.
24. Шегаев, И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2013. - No10. - С. 550-552. URL: https://moluch.ru/archive/57/7920/ (дата обращения 06.07.23).
25. Щенев, В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии [Текст] / В.А. Щенев. - М.: Просвещение, 2012. – 193 с.