Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организации являются необходимой частью общества. Принятие решений и действия руководителей в организациях оказывают все возрастающее влияние на отдельных людей, другие организации и общество в целом. В нашей жизни организации играют важную роль, которая повышается по мере роста компаний и отделения собственности от управления. Поэтому важно понять, как функционируют организации, и оценить то влияние, которое они оказывают на людей.
При оптимизации управления организациями необходимо учитывать тот факт, что имеются разные факторы, оказывающие воздействие на этот процесс (политических, экономических, законодательных и т. п.). Среди них главное место отдается психологическим факторам, т. е. факторам, которые связаны с учетом личностно-психологических особенностей людей и закономерностей их взаимодействия в социальных группах и организациях.
Все это, наряду с учетом общих закономерностей социального управления вызывает необходимость психологического обеспечения управления организациями. Следствием этих процессов стало выделение нового направления науки «организационная психология». Основной задачей практической организационной психологии является создание и внедрение психолого-организационных технологий с целью решения основных психологических проблем, появляющихся во время деятельности и развития организаций.
Данные технологии в системном виде объединяют в себе совокупность различных видов психологической помощи, являющиеся целесообразными в ходе решения некоторого типа психолого-организационных проблем. Исследования психологических основ управления должны начинаться с общего анализа феномена управления, потому как анализ видового понятия заключается, в первую очередь, с учета важных характеристик родового понятия. Поэтому весьма важным считается освещение содержания управления как социального явления и основных аспектов его проявления, а также обоснования особенностей функционирования организации с точки зрения организационной психологии.
Объект исследования: организация.
Предмет исследования: психология управления организацией.
Цель исследования – изучить особенности управления организацией в организационной психологии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «организация» в организационной психологии.
2. Определить психологические аспекты управления организацией.
3. Рассмотреть стили управления и руководства организацией.
4. Дать характеристику функций и методов управления организацией.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, обобщение, классификация.
Структура исследования: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Организация как предмет исследования
1.1 Понятие «организация» в организационной психологии
Началом становления организационной психологии стал 1913 г., когда Г. Мюнстерберг написал свою работу «Психология и эффективность производства», где он раскрыл информацию исследований в сфере техники безопасности, тестирования специальных способностей и методы отбора рабочих. Данные исследования показали взаимосвязь внутренней среды организации, ее социальной стороны с особенностями протекания самих производственных процессов.
В будущем в течение почти полувека организационная психология развивалась на базе трудов Л. Гилберта, В. Мура, Ф. Тейлора и др. В 1973 г. Американская психологическая ассоциация выделила в отдельное 14-е отделение Общество индустриальных психологов, целью которого было профессиональное, научное, образовательное направление деятельности, которое позволило решать проблемы организаций. Так организационная психология получила свое самостоятельное развитие и статус [4].
Организация в переводе с позднелатинского organize означает «сообщаю стройный вид, устраиваю», и ее можно определить как:
1) разновидность социальных систем, группу людей, которые вместе реализуют какую-либо программу (цель) и которые действуют в соответствии с определенными принципами и правилами;
2) внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействий относительно автономных частей системы, связанную с ее строением;
3) одну из общих функций управления, совокупность процессов и (или) действий, которые ведут к образованию и улучшению взаимосвязей между частями целого (структурными элементами системы) [1].
Организациями обычно называют институты, которые объединяют людей с целью достичь определенные цели. У организации имеются следующие родовые признаки:
1) наличие целей существования и развития, внутренней структуры, особой культуры; неизменное взаимодействие с внешней средой;
2) использование человеческих, натуральных и материальных ресурсов.
Несмотря на большое число разных трактовок понятия организации, его сущность отражают следующие признаки:
– организация – это группа людей, которые выполняют специфические функции и роли в ней;
– организация создается и существует для того, чтобы достигать общие цели, соединяющие людей для претворения в жизнь каких-либо потребностей и интересов;
– совместная деятельность для достижения общей цели осуществляется в разных формах взаимодействия (совместное осуществление работ, их координация, обмен информацией и т. д.). Данные формы в каждой отдельно взятой организации находятся в зависимости от ее целей, видов деятельности, разделения труда и прочих факторов. Взаимодействие позволит организации стать единым целым, иметь качественно новые свойства, которые не сводятся к сумме свойств входящих в него частей (синергетический эффект);
– у организации есть некоторые границы, которые дают ей возможность существовать автономно от других организаций. Данные границы определяются видом деятельности, числом работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т. д. Границы организации закреплены в документах (устав, учредительный договор, положение) [7].
Комбинация указанных выше признаков является уникальной для каждой отдельно взятой организации, и они определяют ее специфику. Данные значения вполне могут использоваться и в организационной психологии.
Объектом для изучения и проведения исследований в организационной психологии являются и сама организация в целом, и организационные процессы, и организационные отношения, и мн. др. Системообразующим термином в данном случае является организация как целостное явление.
Организация, являясь разновидностью социальных систем, основывается на группах людей. В соответствии с определением М. Мескона, для того чтобы быть организацией, группе людей необходимо соответствовать некоторым требованиям:
– присутствие по меньшей мере двух людей, которые считают себя частью данной группы;
– наличие по меньшей мере одной цели, которая является общей для всех членов данной группы;
– наличие членов группы, работающих специально вместе, дабы была достигнута значимая для всех цель [6].
Все организации в соответствии с указанными выше требованиями могут быть разделены на 2 типа:
1) формальные – специально образованные группы людей, деятельность которых сознательно согласуется для того, чтобы достичь общие цели;
2) неформальные – неожиданно образованные группы, в которых люди вступают во взаимодействие весьма часто.
Неформальные организации имеют место быть практически во всех формальных организациях. Организации могут быть классифицированы также и в соответствии с выполняемыми ими функциями или целями:
– производственные, либо экономические, – производят продукцию, оказывают услуги, обеспечивают материальное существование общества;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авакян, И. Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому [Текст] / И. Б. Авакян // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 4. – С. 67–72.
2. Бакаева, И. А. Роль социально-психологического климата в коллективе [Текст] / И. А. Бакаева // Экономика и социум. – 2018. – № 2 (45). – С. 116–118.
3. Барсукова, А. В. Сущность социально-психологического климата в организации и основы его формирования / А. В. Барсукова, В. В. Задворная // Скиф. – 2019. – №10 (38). – С. 310–321.
4. Бойко, В. В. Психоэнергетика : источники психической энергии, эмоционально-энергетическое воздействие, психологический комфорт и защита, правила эмоционального поведения [Текст] / В. В. Бойко. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 409 с.
5. Вереникина, И. М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций в образовательном учреждении [Текст] / И. М. Вереникина. – Москва : Дрофа, 2014. – 260 с.
6. Веснин, В. Р. Основы менеджмента [Текст] / В. Р. Веснин. – Москва : Триада- ЛТД, 2015. – 384 с.
7. Герасимов, Б. Н. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании [Текст] : монография / Б. Н. Герасимов. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2011. – 157 с.
8. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Текст] : учебник / И. Н. Герчикова. – Москва : ЮНИТИ, 2016. – 354 с.
9. Гонина, О. О. Эффективность стилей управления педагогическим коллективом [Текст] / О. О. Гонина // Бизнес и дизайн ревю. – 2017. – № 4 (8). – С. 24–28.
10. Гришина, Н. В. Психология межличностного конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 361 с.
11. Гуляева, М. И. Управление конфликтами в образовательной организации [Текст] / М. И. Гулаева // Инновационная наука. – 2015. – № 10-3. – С. 95–97.
12. Дятлов, А. Н. Современный менеджмент [Текст] / А. Н. Дятлов. – Москва : Издательство ВШЭ, 2014. – 321 с.
13. Кинева, Т. С. Компетенции руководителей по управлению конфликтами в организации [Текст] / Т.С. Кинева // Нефтегазовое дело. – 2013. – Т. 11. № 1. – С. 49–51.
14. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : учеб. пособие / Я. Л. Коломинский. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 365 с.
15. Кротова, Д. Н. Роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата [Текст] / Д. Н. Кротова, Л. П. Лобачева // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. – Москва, 2018. – С. 99–102.
16. Крюкова, О. В. Психология в управлении организацией [Текст] / О. В. Крюкова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – 2022. – № 2 (29). – С. 41–46.
17. Кузьмина, Е. Г. Психология управления педагогическим коллективом [Текст] : учеб. пособие / Е. Г. Кузьмина, Н. В. Бубчикова. – Орск : Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та, 2009. – 347 с.
18. Незоренко, Т. К. Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе [Текст] / Т. К. Незоренко. – Москва : Лаборатория Книги, 2010. – 102 с.
19. Организационная психология [Текст] : учеб. пособие для обучающихся направлений подготовки высшего образования – магистратуры «Психология» 37.04.01 / сост. В. А. Шамис, Е. П. Щербаков. – Омск: Изд-во ОмГА, 2020. – 132 с.
20. Парыгин, Б. Д. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. – Санкт- Петербург : СПбГУП, 2013. – 616 с.
21. Психологическое здоровье специалиста социальной сферы [Текст] : коллективная монография / авт. коллектив под науч. ред.
Н. К. Баклановой, Ю. В. Челышевой. – Москва : МГПУ, 2014. – 104 с.
22. Реньш, М. А. Организационная психология [Текст]: учеб. пособие / М.А. Реньш. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. – 255 с.
23. Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь [Текст] / А. Л. Свенцицкий. – Москва : Проспект, 2017. – 512 с.
24. Устюжанин, А. П. Социально-психологические аспекты управления коллективом [Текст] : учеб. пособие для повышения квалификации специалистов / А. П. Устюжанин, Ю. А. Утюмов. – Москва: Колос, 2014. – 112 с.
25. Чередниченко, И. П. Психология управления [Текст] /
И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 529 с.
26. Шеметов, П. В. Менеджмент : управление организационными системами [Текст] : учеб. пособие / П. В. Шеметов, Л. Е. Чередникова,
С. В. Петухова. – 4-е изд., стер. – Москва : Омега-Л, 2016. – 233 с.
27. Шепель, В. М. Управленческая психология [Текст] /
В. М. Шепель. – Москва : Экономика, 2015. – 248 с.
28. Яровова, Т. В. Словарь педагогических терминов [Текст] /
Т. В. Яровова. – Одинцово : Одинцовский гуманитарный ин-т, 2013. – 314 с.