Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема влияния первобытного африканского искусства на творчество немецкого художника Э.Л. Кирхнера в настоящее время остается недостаточно изученной. Между тем, Э.Л. Кирхнер по праву считается идейным вдохновителем немецкого экспрессионизма, представители которого положили начало поиску новаторских методов в искусстве, применение которых позволяло бы создавать произведения, соответствующие глобальным социальным, духовным и мировоззренческим переменам, принесенным ХХ веком. В процессе духовных исканий живописцы начала ХХ века заново открыли для себя художественное творчество первобытных африканских мастеров.
Вплоть до начала ХХ века африканское искусство являлось предметом изучения исключительно этнографов. Однако в 20-30-е годы к данной теме резко возрастает интерес, прежде всего, со стороны ведущих европейских художников, в том числе, немецких экспрессионистов. Археологические находки способствуют всплеску интереса к теме первобытного африканского искусства. Западноевропейские художники заимствуют технические приемы древних мастеров и воплощают их в своем творчестве. При этом рецепция первобытного искусства в творчестве немецких экспрессионистов вообще и конкретно в творчестве Э.Л. Кирхнера весьма своеобразна и существенно отличается от копирования первобытного искусства их современниками, в частности, представителями французского фовизма.
Объектом исследования является специфика копирования образности и техники первобытного африканского искусства в немецком экспрессионизме первых десятилетий ХХ века.
Предмет исследования – особенности рецепции первобытного искусства в творчестве Э.Л. Кирхнера.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что в творчестве основателя немецкого экспрессионизма Э.Л. Кирхнера присутствует рецепция технических приемов и образности первобытного африканского искусства.
Цель настоящей работы заключается в исследовании особенностей рецепции первобытного африканского искусства в творчестве Э.Л. Кирхнера.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть истоки и основы первобытного искусства;
2) охарактеризовать основные этапы и тенденции развития первобытного искусства, акцентируя внимание на характеристике древнего искусства Африканского континента;
3) рассмотреть особенности копирования первобытного искусства в
немецком экспрессионизме первых десятилетий ХХ века;
4) проанализировать особенности рецепции приемов первобытных африканских мастеров в творчестве Э.Л. Кирхнера;
5) рассмотреть образы тотемов, выявленные в произведениях Э.Л. Кирхнера.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания спецкурсов и спецсеминаров по теории и истории искусства в высших учебных заведениях.
Методы исследования: метод сбора фактов; системный метод; метод искусствоведческого описания и анализа.
Посредством применения метода сбора фактов нами был собран, изучен и подготовлен для анализа материал данного исследования.
Использование системного метода позволило провести систематизацию основных характеристик первобытного искусства: определить его основы и истоки; охарактеризовать основные этапы становления и развития; проанализировать образы и технические приемы первобытных художников.
С использованием метода искусствоведческого описания и анализа нами были проанализированы памятники первобытной наскальной живописи и петроглифы, выполненные древними африканскими мастерами, а также художественные произведения Э.Л. Кирхнера и других немецких экспрессионистов.
Методологическую основу работы составляют научные труды М.Н. Афасижева, О.В. Беспалова, К.В. Макаренко, Б. Малиновского, В.Б. Мириманова, В.Л. Нейдинг, Л.В. Сарнацкой, В.И. Семеновой и др. исследователей. Ряд работ (в частности, М.Н. Афасижева, О.В. Беспалова, В.Б. Мириманова, В.Л. Нейдинг), посвящен изучению истоков первобытного искусства и его взаимосвязи с формированием первобытного сознания. Перечисленные исследователи рассматривают и сопоставляют различные гипотезы, связанные с происхождением доисторического искусства, обосновывают и отстаивают собственную позицию в этом направлении. А.Д. Столяр, В.И. Семенова, Я.А. Шер в своих работах преимущественно уделяют внимание историко-археологическому аспекту первобытного искусства. Научные труды Л.В. Сарнацкой, П.А. Куценкова посвящены исследованию образности первобытного искусства и художественной технике древних мастеров. В исследованиях К.В. Макаренко, А. Шевчук представлены сведения о причинах возникновения и тенденциях развития немецкого экспрессионизма – художественного течения, к которому принадлежал Э.Л. Кирхнер, анализ произведений которого составляет основу данной работы.
Материалом исследования являются произведения Э.Л. Кирхнера: «Обнаженная в кресле» (1908), «Сани в тумане» (1908), «Девочка с котом» (1910), «Коричневые фигуры» (1910), «Голубые артистки» (1911), «Две обнаженные женщины» (1911), «Девушка, сидящая на африканском стуле» (1911), «Акробатический танец» (1912), «Две девочки, играющие с кошкой» (1912), «Коровы весной» (1912), «Лежащая обнаженная перед зеркалом» (1912), «Стоящая обнаженная» (1912), «Две лежащие обнаженные» (1918), «Две обнаженные» (1918), «Горная вершина» (1920), «Обнаженные в пейзаже» (1920), «Обнаженные на ковре» (1922), «Наездница» (1931/32) и др.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, список иллюстраций, приложения. Во введении обоснованы актуальность, практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования. В первой главе рассмотрены причины и тенденции копирования первобытного искусства в немецком искусстве 1900-1920-х гг. Во второй главе проведен анализ особенностей рецепции образности и технических приемов первобытных африканских мастеров в творчестве Э.Л. Кирхнера. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы. В Приложениях представлены иллюстрации произведений Э.Л. Кирхнера, проанализированных в настоящем исследовании, а также фотокопии памятников наскальной живописи и петроглифов, относящихся к первобытному периоду африканского искусства.
Глава 1. Копирование первобытного искусства в немецком искусстве 1900-1920-х гг.: причины и тенденции
1.1 Истоки и характерные черты первобытного искусства
Искусство представляет собой один из древнейших атрибутов существования человечества. Оно является предметом изучения многочисленных отраслей научного знания: археологии, палеонтологии, этнографии, антропологии и др.
Как отмечает Е.А. Попов, эпоха первобытности включает несколько периодов, которые могут быть разграничены на основе приблизительных временных рамок: древнекаменный век (2,4 млн. – 12 тыс. лет до н. э.), который делится на ранний (нижний), средний и поздний (верхний) палеолит; мезолит (12–10 – 8–7 тыс. лет до н. э.); неолит (8–7 – 4–3,5 тыс. лет до н. э.) [14; с.11]. По имеющимся научным данным, первые изобразительные памятники первобытного искусства относятся к 35-20 тыс. лет до н.э. [4; с.34].
Анализ содержания понятия «первобытное искусство» позволяет выявить неоднозначность подходов исследователей к его определению. Так, например, с точки зрения Я.А. Шер, предпочтительнее уточнить понятийный аппарат, включив в него понятие «первобытная изобразительная деятельность», чтобы разграничить первобытные памятники и произведения искусства последующих эпох, т.к. действия, цели, мотивы современных живописцев и первобытных художников существенно различаются [21; с.82]. М.С. Кухта, напротив, считает, что, если материальная культура первобытного человека находится на примитивном уровне, то в сфере духовной культуры, в частности, в художественном творчестве, произведения верхнего палеолита могут быть поставлены в один ряд с творениями великих мастеров всех времен и народов [4; с.34].
Л.В. Сарнацкая подчеркивает, что специфика первобытного искусства обусловлена своеобразием истоков человеческого сознания, языка и общественной организации. По мнению исследователя, становлению человека как биологического вида сопутствовали разнообразные социальные процессы, в том числе, связанные с первобытной изобразительной деятельностью [16; с.8].
А.Д. Столяр связывает возникновение первобытной изобразительной деятельности с формированием языка. По мнению исследователя, слаборазвитая речь древних людей способствовала зарождению охотничьей пантомимы, в которой выразительно отображались процессы охоты и труда. Рассматривая последовательность развития первобытного искусства, А.Д. Столяр отмечает, что первоначальную изобразительную деятельность сменили чрезвычайно объемные «натуральные макеты», которые воспроизводили пещерного медведя и других зверей. «Натуральные макеты» постепенно совершенствовались: от головы зверя, возложенной на сооружение из камней (вначале – естественное, позже – специально воздвигнутое) до грубой лепки животного, накрывавшейся его же шкурой. На более позднем этапе «натуральный макет» приближается к стене, уплощается и превращается в барельеф [19; с.36].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афасижев М.Н. Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Первобытное общество / М.Н. Афасижев. М.: 2004. – 295 с.
2. Балогун О. Традиционное искусство и культурное развитие Африки / О. Балогун // Культуры.1984. № 1. С 112-114.
3. Беспалов О.В. Архетипы пластического мышления / О.В. Беспалов // Вопросы теории искусства. 2018. № 2. С.36-63.
4. Кухта М.С. История искусств: учебник /М.С. Кухта. Томск. Издательство Томского политехнического университета. 2010. – 269 с.
5. Куценков П. А. Некоторые проблемы периодизации первобытного и традиционного искусства / П.А. Куценков // Восток Афро-азиатские общества история и современность. 2001 № 3. С 5-18.
6. Куценков П.А. Образ в искусстве палеолита / П.А. Куценков // Искусствознание. 2004. № 1. С 43-71.
7. Куценков П. А. Традиционное искусство и история бамбара и моей (Западный Судан) / П.А. Куценков //Народы Азии и Африки. 1986. № 6. С 44-53.
8. Куценков П.А. Эволюция первобытного и традиционного искусства (на материале Евразии и Тропической Африки) / П.А. Куценков: автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора культурологии. М: 2007. – 46 с.
9. Макаренко К.В. Образы природы в живописи немецкого экспрессионизма / К.В. Макаренко // Вестник СПб ГУКИ. 2016. № 3 (28 сентября). С.138-141.
10. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. М.: Рефл-бук, 1998. – 277 с.
11. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира / В.Б. Мириманов. М.: Наука, 1997. – 231 с.
12. Мириманов В.Б. Искусство Тропической Африки Типология, систематика, эволюция / В.Б. Мириманов. М.: Наука, 1986. – 272 с.
13. Нейдинг В.Л. Об истоках первобытного синкретического сознания и началах искусства / В.Л. Нейдинг: дисс. ... канд. философ. наук. М: 1983. – 182 с.
14. Попов Е.А. Мировая культура и искусство: От первобытности до Возрождения: учеб. пособие / Е.А. Попов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 156 с.
15. Притыкин В.П., Файзрахманова Г.Р. История изобразительного искусства: учебно-методическое пособие / В.П. Притыкин, Г.Р. Файзрахманова. Казань, Изд-во Казанского гос. архитектурно- строит. ун-та, 2016. – 60 с.
16. Сарнацкая Л.В. Специфика образности первобытного искусства (методологический аспект) / Л.В. Сарнацкая: дисс. ... канд. философ. наук. Л: 1984. – 187 с.
17. Семенова В.И. Поселение и могильник Частухинский Урий / В.И. Семенова. – Новосибирск: Наука, 2005. – 164 с.
18. Синий всадник / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка, пер., комм. и вступ. ст. З. С. Пышновской. М.: Изобразительное искусство, 1996. – 118 с.
19. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства Евразии в историко-археологическом освещении / А.Д. Столяр: автореферат дисс. доктора ист. наук. Л.: 1972. – 52 с.
20. Шевчук А. Опыт интерпретации немецкого искусства с Первой Всеобщей германской выставки 1924 года художниками ОСТа / А. Шевчук // Сборник статей по материалам Международного Форума молодых исследователей искусства «НАУЧНАЯ ВЕСНА–2018» 9–18 апреля 2018 года. М.: 2019. Выпуск 10. С.133-141.
21. Шер Я.А. Первобытное искусство: факты, гипотезы, методы и теория / Я.А. Шер // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 2. С.77-88.