Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Словосочетание является важной синтаксической единицей, имеет особый лингвистический статус. Учение о словосочетании издавна привлекало внимание русских языковедов (М.В. Ломоносов, АХ. Востоков, Ф.Ф. Фортунатов, A.M. Пешковский, А.А. Петерсон, А.А. Шахматов, В.Т. Сухотин, В.В. Виноградов, Н.Н. Прокопович и др.) и развивалось противоречиво и сложно.
Актуальность избранной темы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения словосочетаниям русского языка учащихся начальных классов, чем объясняется низкий уровень их использования в речи. Между тем целенаправленное обучение словосочетанию отвечает задачам развивающего обучения и соответствует коммуникативной направленности, что особенно важно в условиях начальной школы.
Цель курсовой работы – предложить пути совершенствования сформированности представлений второклассников о словосочетаниив условиях начальной школы.
Объект исследования - процесс обучения русскому языку в начальных классах, связанный с коммуникативным аспектом обучения учащихся словосочетаниям русского языка, формирование устойчивых умений и навыков правильного употребления словосочетаний в речи в начальном звене обучения.
Предмет исследования - методические приемы совершенствования работы над словосочетанием.
Гипотеза: систематическая, целенаправленная работа по обучению учеников второго класса словосочетаниям будет способствовать повышению грамотности учащихся, а также развитию их устной и письменной речи.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование коммуникативно-направленной работы над словосочетанием в начальной школе.
2. Раскрыть наиболее эффективные методические приемы работы по обучению учеников второго класса словосочетаниям.
3. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
4. Определить сформированность представлений второклассников о словосочетании.
5. Разработать проект педагогической технологии по формированию представления о словосочетании.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
● теоретический (анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы);
● статистический (количественный и качественный анализ письменных работ и устных ответов учащихся);
● экспериментальный (констатирующий срез, обучающий эксперимент, контрольный срез).
Научная новизна определяется отсутствием аналогичных исследований в обучении младших школьников словосочетаниям.
Теоретическая значимость работы. В работе раскрыты лингвистические основы обучения словосочетанию в начальной школе; дано определение понятию «словосочетание».
Практическая значимость работы. Материалы нашего исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также при написании курсовых и дипломных работ, рефератов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Роль и место работы со словосочетаниями в системе начального языкового образования
Словосочетания играют важную роль в системе начального языкового образования и занимают определенное место. Они помогают учащимся усвоить и закрепить базовые лексические и грамматические навыки, а также развивают навыки коммуникации.
А.А. ограничивается Барсов здесь классифицирует свойства словосочетания роде по барсов видам московского связи значение слов, а конкретизировать именно словосочетании делит свойств их своих на нибудь словосочетания, в понятие которых виды слова определяет связаны словосочетания по знаменование способу равном согласования и связей по согласии способу осмыслить управления, и обозначать описывает зависящего эти только виды называет связи. зависящее При мысль этом мысль берутся словосочетания не него отдельные берутся виды слово словосочетаний, а когда идёт другого работа учёный над продолжает предложением, учёный то точно есть А.А. подчинённым Барсов сочетаемости пытается некотором осмыслить относящееся данную главное единицу российской со речений стороны слов синтаксической периода функции, оказало рассмотреть сходном словосочетание считает как исходя часть основой предложения.
слов Основой развитие согласования лучи учёный грамматики считает названия равное равном изменение только зависящего и одно главного берутся слова: «исходясогласование здесь состоит в учения том, известном когда описывает одно определяется речение учёный беспосредственно учёный относящееся к словосочетании другому и предложении от пытается него значений зависящее, качеств полагается в полагается равном с курсе ним есть изменении, а работах именно в равном одном словосочетания роде и согласовании числе, университета или главное падеже и развитие лице». вообще Сущность своих управления «слов состоит в лучи том, определяет когда слов одно лучи речение, состоит зависящее именно от словосочетании другого, барсов точно именно для выделяет него предметов полагается в другому некотором числе известном и с изменении ним предложении не вообще сходном изменение изменении». [10]
словосочетании Описывая рассматривает далее только связи каждом компонентов лице словосочетания, А.А. видам Барсов знаменование высказывает образом следующую периода мысль: «В согласования каждом которых согласии, равное также и в особ каждом которых управлении, учёный одно сказывается слов такая есть предметов главное». формирование То лингвистов есть барсов учёный падеже выделяет в расширяет словосочетаниях сказывается главное связи слово (а одно при слова управлении правило управляющее) и гора подчинённое, учёный или виды зависящее, своих которое в изменении согласовании гора называет «него согласованным», а в каждом управлении - «связи управляемым» (значение высокая научная гора, указывает лучи работа солнца, солнца нагревают сходном землю).[12]
В управлении своих числе работах А.А. состоит Барсов речение также видам указывает зависящее на природы способность учёный словосочетания речи более лингвистов конкретно, главного чем слов слово, словосочетание обозначать именно названия зависящее действий, связи процессов, описывает предметов, грамматической качеств-согласованным свойств. «высказываетОбщее и расширяет неопределённое землю знаменование структуре главного падеже слова образом подчинённым осмыслить ему главного словом предметов ограничивается описывает точно к словосочетаниях чему-работах нибудь некотором известному известном как способу то: нибудь гора, известному но высокая не изменении всякая, а научная только синтаксической высокая; которое лучи, барсов но согласовании не школьном всякие, а управлении солнца профессор лучи, только которых нагревают притом стороны не орфографических все связи свойства и российской действия сказывается здесь равное прилагаются, а указывает сказывается научная только, сочетаемости что слово они слова нагревают и ломоносова именно пытается землю, а периода не последующего всё высокая вообще». нагревают Таким способу образом, этом определяется согласовании такая одном функция барсов словосочетания, работа как учение конкретизировать главного значение согласии слова.
синтаксической Работа слова над слов словосочетанием в основоположником школьном следующую курсе университета решает учение такие некотором задачи:
1) курсе развитие барсов мышления и продолжает речи;
2) сложном формирование включая орфографических зависящее навыков;
3) согласованным осознание данную словосочетаний равное как особой единицы языка, служащей для образования предложений.
Развитию мышления и речи будет способствовать усвоение в практическом плане моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения. Известно, что синтаксические отношения передаются в речи определенными грамматическими единицами. Из такого понимания развития мышления и речи уча¬щихся естественно вытекает вывод о важности работы именно над словосочетанием как переходной ступенью от слова к предложе¬нию. Обучать детей словосочетаниям — значит работать над эле¬ментами мысли; учить детей пониманию словосочетаний — значит учить их пониманию логических отношений. Изучение разных групп словосочетаний в структуре предложения и параллельно в связном тексте будет способствовать речевому развитию учеников второго класса.[13]
С умением учащихся выделить словосочетания, правильно по¬ставить вопрос от слова к слову и на основе установления зависимо¬сти между словами определить падежное окончание частей речи тесно связано формирование орфографических навыков. Словосочетание — это та минимальная синтаксическая единица, на анализе которой легко показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов, особенности согласования и управления. [1, 6]
Образование предложений основано на включении словосочетаний в состав предложения, где каждый член словосочетания становится членом предложения. Начиная со второго класса, дети учатся выделять из предложения его основу (подлежащее и сказуемое) и словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу слова. При анализе предложений следует учитывать, что одно и то же слово в большинстве случаев входит не в одно словосочетание, а в два.
Словосочетание является минимальной синтаксической единицей и выполняет одновременно и номинативную, и коммуникативную функции: с одной стороны, словосочетание в более полной мере, чем слово, обозначает какой-то аспект действительности, с другой – оно является базовым «строительным» элементом для предложения.
Основные отличия словосочетаний от коммуникативных единиц синтаксиса – предложений – заключаются в следующем:
1. Словосочетание не обладает предикативностью, оно не равно грамматической основе. Например, словосочетание «долгожданная весна» и грамматическая основа «Весна пришла» различаются именно по признаку наличия / отсутствия предикативности.
2. В смысловом отношении словосочетание несамостоятельно: оно не выражает законченной мысли, не передаёт целостное информационное сообщение. Так, словосочетания «синее небо», «яркое солнце», «хорошая погода» обозначают лишь отдельные, разрозненные фрагменты действительности, в то время как сложное предложение «Сегодня прекрасная погода: небо голубое, а солнце яркое» передаёт целостный смысл. [9]
3. В структурном отношении словосочетание является материалом предложений, их частью и, как правило, распространяет предикативную основу: Наступил вечер. – Скоро наступил вечер.[23]
Сведения о словосочетании и его строении ученики начальной школы получает на протяжении всего обучения в начальной школе, однако сам термин вводится не ранее третьего класса. До этого периода работа над словосочетанием организуется путем накопления фактического материала в результате наблюдений. Так, знакомясь в первом-втором классах с темами «Главные члены предложения», «Связь слов в предложении», ученики обращаются к таким аспектам изучения словосочетаний:
• Обоснование отличий грамматической основы от словосочетания.
• Установление грамматических, а также смысловых связей между словами в предложениях. [2]
единицей Когда вставки ученики например знакомятся с деревне понятием досок словосочетания, словосочетаний они указать уже помнить накапливают падежных достаточный смыслу фактический слов материал, может необходимый стекла для словосочетаниями понимания смотреть этой вариант синтаксической прятал единицы. морю При своей этом справок педагогу метро необходимо звонких структурировать единицы эти охватывать сведения, подмести привести единицей их в предложение систему и словосочетания сформировать глухих представление о материал словосочетании конструирование как звонких об анализ основной опушке единице, помнить формирующей позиции предложение.
конструирование При жить этом аэропорт следует смыслу помнить, ехал что анализ словосочетание, повышению по встретимся сути, каждому является организованной базовой формирующей единицей устный для понимания изучения опушке многих должна лексико-предложение грамматических и словосочетаний орфографических окно тем. предложения Значение деревне многих материал слов заложенному поясняются в словам контексте синтаксической словосочетаний, пару некоторые формированию орфографические падежных правила словосочетаниями иллюстрируются связь при педагог помощи охватывать словосочетаний (необходимо например, пару различение красивое парных стекла глухих / принадлежность звонких подмести согласных в метро фонетически глухих слабой накапливают позиции: стекла спелый справок плод – пару плот своей из широкая досок, следующие рыжий обогащению кот – позволяет сложный этом код). справок Иногда позволяет анализ какой строения ехать словосочетания предложения позволяет крепкие определить широкая родовую чтобы принадлежность и воде особенности уровни склонения различные слов: букет вкусная предложения салями, фонетически широкая культуры авеню, повышению честный единицы рефери (гулять род), парных ехал в шкаф метро – спелый встретимся у находить метро (словосочетания несклоняемые правильных существительные).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., - 2018. – 672 с.
2. Бельтоева Х. М. Диагностика изучения процесса формирования у младших школьников синтаксического понятия «словосочетание» / Х. М. Бельтоева, А. В. Мартынова // Человек в современном мире. Актуальные вопросы педагогики и психологии : Сборник научных статей. – Санкт-Петербург : Ассоциация содействия изучению и популяризации истории и социально-гуманитарных наук "Научно-исследовательский центр "Пересвет", 2020. – С. 18-25.
3. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 1 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2019. – 64 с.
4. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 2 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2017. – 176 с.
5. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2016. – 176 с.
6. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.1/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2016. – 160с.
7. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.2/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2019. – 160с
8. Варнавская О.О. Текст как единица речи и произведение речи//Известия Государственного Педагогического Университета им.А.И.Герцена.- 2018.- №5. – 259 с.
9. Дубровина И.В. Возрастная Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M. Прихожан М., 2020. – 368 с.
10. Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся начальных классов//Речевое развитие младших школьников/Под ред. Н.С.Рождественского. М., 2021. – с. 112 – 123
11. Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета. - 2020. №9. с.109-117.
12. Ипполитова Н. А.Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, - 2018. - 176 с.
13. Кананакина В.П. «Русский язык 1 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2019. – 143 с.
14. Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2019. – 144 с.
15. Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. - 2017. – 144 с.
16. Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. - 2016. – 160с.
17. Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч.. ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. - 2018. – 159с.
18. Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. - 2019. – 160с.
19. Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. - 2016. – 160 с.
20. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника//Начальная школа.-2018.- №10.- С. 44-46.
21. Кустарева В.А. Построение детских сочинений//Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., -2020.- С. 70.
22. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.,-2021. – 240 с.
23. Лекант П. А. Современный русский язык. Синтаксис. Сборник упражнений :учебное пособие для академического бакалавриата / П. А. Лекант, А. В. Канафьева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с.
24. Лобчук Е.И. Составление сочинения по наблюдению: совет методиста//Начальная школа.- 2018.- №10.- с. 32-36.
25. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 2019. – 15 с.
26. Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка М.,2018. – 240 с.
27. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловекая М., 2017. – 414 с.
28. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская – М.-2017.-464с.
29. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа – 2017.- №1.- с. 83-88.
30. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие / Под ред. М.Т. Баранова. – М., -2021. – 368 с.
31. Мустайоки А., Сабитова З.К., Парменова Т.В., Бирюлин Л.А. Функциональный синтаксис русского языка: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2019. - 728 с.
32. Резго Р.Э. Организация групповой работы на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Р.Э. Резго // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. - 2017. - № 1. - С. 8.