Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Содержание понятия Федерального государственного образовательного стандарта 5
1.1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 5
1.2. Порядок реализации федерального компонента 9
Глава 2. Проверка и оценка результатов обучения по Федеральному государственному образовательному стандарту 15
2.1. Методы контроля знаний 15
2.2. Характеристика результатов обучения 21
Заключение 24
Список литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Достаточно длительный период российская школа отличалась практически полным единообразием содержания образования. По всей стране использовались единые учебные программы, одинаковые дидактические и методические материалы. Программа каждого школьного предмета предписывала объемы учебного материала и учебное время на его изучение.
Начало 1990-х годов, крушение советской системы и коммунистической идеологии определило возникновение проблемы образовательного стандарта в стране. Новое представление об образовательном стандарте зародилось только с возникновением идеологии вариативного развивающего образования. В настоящий момент актуальность стандарта образования полностью признана педагогическим сообществом. Переходный стандарт первого поколения создан с учетом состояния образовательной системы в стране и потребностей ее развития в будущем. Далее предписано развитие стандарта. Закон «Об образовании» в РФ установил государственные образовательные стандарты, которые включают федеральный и национально-региональный компоненты, являющиеся основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Таким образом, целью данной работы является изучение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Объектом исследования ставим Федеральный государственный образовательный стандарт.
Предметом исследования в рамках данной работы считаем содержание понятия ФГОС и проверку и оценку результатов образования в рамках ФГОС.
Согласно цели исследования, объекту и предмету ставим перед собой ряд задач:
1) изучить понятие федерального компонента государственного образовательного стандарта;
2) описать порядок реализации федерального компонента;
3) изучить методы контроля знаний;
4) охарактеризовать результаты обучения по ФГОС.
Методы исследования: теоретического характера - анализ научной литературы, законодательной базы области образования.
Глава 1. Содержание понятия Федерального государственного образовательного стандарта
1.1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
Федеральный государственный стандарт образования представлен в виде набора норм и требований, определяющих ряд моментов:
1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ образования;
2) максимальный объем учебной нагрузки учащихся;
3) уровень подготовки выпускников образовательных учреждений;
4) требования к обеспечению образовательного процесса:
1. к материально-техническому оснащению образовательного процесса;
2. к учебно-лабораторному обеспечению образовательного процесса;
3. к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса;
4. к кадровому обеспечению образовательного процесса.
Виды ФГОС:
1) ФГОС дошкольного образования (ДО);
2) ФГОС начального общего образования (НОО);
3) ФГОС основного общего образования (ООО);
4) ФГОС среднего общего образования (СОО);
5) ФГОС высшего профессионального образования (ВПО);
6) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью;
7) ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках данной работы рассмотрим ФГОС ООО. Государственный стандарт общего образования обеспечивает [6, стр. 15]:
1) равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
2) единство образовательного пространства в РФ;
3) защиту учащихся от перегрузки и сохранение их психического и физического здоровья;
4) преемственность образовательных программ на всех ступенях образования, возможность получения профессионального образования;
5) социальную защищенность учащихся;
6) социальную и профессиональную защищенность педагогов;
7) права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
8) основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Общедоступность и бесплатность общего образования гарантировано государством в пределах ФГОС ООО. С опорой на ФГОС ООО разрабатываются некоторые иные документы и определяются рабочие моменты [6, стр. 17]:
1) федеральный базисный учебный план, образовательная программа начального общего, основного общего и среднего общего образования, базисный учебный планов субъектов РФ, учебный план образовательного учреждения, примерная программа по каждому из учебных предметов;
2) производится объективная оценка уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
3) объективная оценка работы образовательного учреждения;
4) определяется объем бюджетного финансирования образовательных услуг на всей территории РФ.
5) устанавливается эквивалентность (нострификация) документов об общем образовании на территории РФ;
6) устанавливаются федеральные требования к образовательным учреждениям в аспекте оснащенности учебного процесса и места проведения занятий.
ФГОС ООО второго поколения включает в себя три компонента [4, стр. 10]:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М.: ГУ ВШЭ, 2002, 112 с.
2) Каверина А.А. Основные подходы к построению учебной программы с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования. М.: ФИПИ, 2006, 35 с.
3) Кузнецов А. Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов. М.: ИОСО РАО, 2005, 73 с.
4) Образовательный процесс в начальной, основной и средней школе. М.: Сентябрь, 2001, 15 с.
5) Подосокорская А.А. Образовательная программа школы и новые подходы в построении основной школы / Журнал «Школа», 2001, № 5 (44), С. 12-15.
6) Тоцкий Н. Образовательный стандарт: на пути к общественному договору / Учительская газета, 2006, №12, С. 15-18.
7) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Часть 1: Начальное общее образование. Основное общее образование: Часть 2: Среднее (полное) общее образование. М.: Издательство Министерства образования РФ, 2004, 106 с.
8) Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс. Минск, 2001, 307 с.
9) Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб, 2001, 410 с.
10) Перевощикова Е.Н. Рейтинговая система контроля знаний // Нижегородский гос. пед. ин-т, Спб, 1994, Вып. 5, с. 57-64.