Фрагмент для ознакомления
2
Глава I. Теоретические аспекты исследования интернет – зависимости у женщин
1.1. Характеристика интернет – зависимости
Зависимость или аддикция определяется как навязчивая потребность, двигающая человека к определенной деятельности, навязчивое состояние, при котором человек не может жить без чего-либо. Предмет зависимости становится целью жизни [9].
Научная работа по проблеме интернет – аддиктивного поведения началась более 20 лет назад по руководством К. Янг и А. Голдберга.
А. Гольдберг определял интернет – аддикцию как непреодолимое влечение к использованию Интернета, характеризующееся пагубным влиянием на бытовую, учебную, профессиональную, семейную, финансовую сферы деятельности, а также на психологическое здоровье [14].
К. Янг обнаружила, что показателями развития интернет – зависимости являются: навязчивое желание все время проверять электронную почту, ожидание следующей онлайн-сессии, все большее время, проводимое в сети, увеличение количества денег, затрачиваемых на Интернет [14].
Так как нынешний уровень компьютеризации дает возможность любому человеку допуск к интернету, возможность сформировать собственный личный интернет-ресурс (веб-сайт, блог, конференция, дневник), можно отличать 2 основных вида интернет – аддикции:
- особую интернет – аддикцию, которую отличает связь с некоторой своеобразной функцией сети интернет (к примеру: соцсети, киберсекс, игры, приобретения и т.п.);
- генерализованную интернет – аддикцию, которая сопряжена с уникальным паттерном коммуникации в сети интернет [2].
Формирование аддиктивного поведения связано с личностными качествами, однако можно выделить 4 стадии:
1. Стадия легкой увлеченности. Связь с сетью носит ситуативный характер, что только запускает механизмы формирования аддикции. Проведя время в сети, поиграв в игру, индивид чувствует наслаждение, а также переживает положительные эмоции от легкости, скорости, простоты, реальной графики и звука, возможности реализовать собственные мечты.
2. Стадия увлеченности. Характеризуется возникновением некоторой потребности, например, общение в соцсетях или просмотр видео, игра, или всё вместе. Индивид стремится быть в сети, игнорируя общение с близкими. Мотивация детерминированна нуждами принятия роли и эскапизмом. Непосредственно здесь мысли аддикта все чаще захватывает виртуальный мир и наступает зависимость.
3. Стадия зависимости. На этом этапе совершаются основные изменения в самосознании аддикта и сдвиг необходимости быть в сети на нижний уровень пирамиды потребностей, это, в свою очередь, вызывает серьезные изменения в ценностно – смысловой сфере личности.
4. Стадия привязанности или привычка. Это наиболее длительная стадия, характеризующаяся сдвигом эмоционального содержания в сторону нормы, а также угасанием активности в сети, но без освобождения от зависимости [5].
Хотя признаки интернет – зависимости варьируются от человека к человеку, проблема имеет много общих симптомов и характеристик:
1. Время, проведенное в сети, важнее времени, проведенного с друзьями и семьей. Здоровые отношения находятся под угрозой, и человек с интернет – зависимостью становится социально изолированным.
2. Онлайн – деятельность может включать порнографию, чаты, торговлю акциями, игры или азартные игры, а также типичные «здоровые» виды деятельности, такие как программирование, покупки или веб-серфинг.
3. Люди, зависимые от компьютера, часто лгут семье, работодателям или учителям о времени, которое они проводят в сети, и о своей деятельности в Интернете. При столкновении они часто отрицают существование проблемы.
4. Человек с нездоровой зависимостью от Интернета может испытывать депрессию и тревогу, когда ему отказывают или сокращают время работы за компьютером (или смартфоном).
5. Люди, страдающие зависимостью, склонны думать об Интернете постоянно, даже когда они находятся вдали от компьютера. А, попытки самостоятельно ограничить время пребывания в сети не дают результата [8].
Зависимый человек может обратиться к компьютеру за спасением в трудные или напряженные времена, использовать Интернет, чтобы облегчить депрессию или тревогу. Толерантность является обычным явлением по мере прогрессирования зависимости, и Интернет – зависимость ничем не отличается. Человеку с зависимостью требуется все больше и больше времени в сети, чтобы достичь того же эмоционального состояния.
Физические проблемы являются следствием чрезмерного использования компьютера. Например, у интернет – зависимых может развиться синдром запястного канала, напряжение зрения, ригидность затылочных мышц, боли в спине и головные боли. Бессонница является частым результатом нарушенного графика и долгих часов работы в сети, за которым часто следует тревога и депрессия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринов Д.Н. Социальное настроение тревоги и страха: сущность, структура, особенности функционирования // Социодинамика. 2019. №7. С. 39-53.
2. Войскунский А.Е. Параллельное решение мультисенсорных задач в виртуальной среде. В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейро-информатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Москва, 2021. С. 840-842.
3. Карпиевич В.А. Интернет-зависимость в молодежной среде: ген-дерные аспекты / В сборнике: Общественные и гуманитарные науки. Материалы 86-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием). Отв. за издание И.В. Войтов. Минск, 2022. С. 24-25.
4. Король Н.В., Моложавская Д.А. Взаимосвязь одиночества и де-прессии в период ранней взрослости // Флагман науки. 2023. №4 (4). С. 518-523.
5. Кувшинова В.А. Феномен тревоги / В сборнике: Научный форум: педагогика и психология: сборник статей по материалам LI между-народной научно-практической конференции. М., 2021. С. 36-46.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. М: Юрайт, 2020. 442с.
7. Мажанова Д.В., Михайлова И.В. Исследование личностной и ситуа-тивной тревожности у старшеклассников / В сборнике: Методоло-гические проблемы когнитивных исследований. Сборник работ по итогам проведения Всероссийской научно-практической конферен-ции. Составитель и ответственный редактор – кандидат философ-ских наук, доцент А.Г.Краева. 2022. С. 105-111.
8. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Особенности социально-психологической адаптации и психопатологических феноменов, со-провождающих интернет-зависимость у подростков // Вопросы наркологии. 2020. №4 (187). С. 63-77.
9. Матасова И.Л. Динамика жизненных смыслов женщины: от юноше-ства до зрелости / В сборнике: Доминанты психолого-педагогического мастерства в сфере физической культуры и спорта. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конфе-ренции с международным участием в рамках Десятилетия науки и технологий. Казань, 2022. С. 296-301.
10. Микляева А.В. Социально-психологический подход к исследованию личностного инфантилизма // Вестник Российского фонда фунда-ментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019. №2 (95). С. 147-157.
11. Немов Р.С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 243 с.
12. Ордули А.В. Эмоции как ментально-психологические единицы: к проблеме типологии в психологии / В сборнике: Научные исследо-вания: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных трудов ученых, преподавателей, студентов, магистрантов и практических работни-ков: сборник статей. Москва, 2021. С. 163-170.
13. Осетрова Л.В. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии // Л.В. Осетрова, Л.О. Федотова // Бизнес и общество. 2023. №1 (37). С. 2 – 37.
14. Проблема интернет-зависимости в школьной, молодежной и взрос-лой среде / Захарова Е.М., Берникова С.М., Бакина М.И., Андреева М.В. // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. №12. С. 82-86.
15. Психологические особенности интернет-зависимой личности / Гряз-нов А.Н., Ржевская Ю.Е., Лопатина Е.Н. / В сборнике: Наука, обра-зование: предпринимательская деятельность в поведенческой эко-номике, формы реализации и механизмы обеспечения. Материалы Национальной научно-практической конференции. Под редакцией Н.М. Прусс, А.Н. Грязнова. 2020. С. 82-85.
16. Рудченко А.В. Анализ ситуации гендерной асимметрии на рынке труда: теоретический аспект // Вестник международного института рынка. 2020. №2. С. 44 – 53.
17. Савинова А.В., Павлова Е.В. Изучение уровня личностной тревож-ности у студентов / В сборнике: Современная психология и педаго-гика: проблемы и решения. Сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2021. С. 74-78.
18. Сергеева Е.В. Особенности женского поведения в интернете // Мо-лодой ученый. 2022. № 50 (445). С. 465-467.
19. Сидоров К.Р., Васильев И.А. Об основаниях методического приема исследования выдвижения и достижения целей // Сибирский психо-логический журнал. 2019. № 74. С. 6-25.
20. Солдаткин В.А., Сидоров А.А. Интернет-зависимость: проблема агрессии и аутоагрессии // Психическое здоровье. 2020. №8. С. 39-52.
21. Спановский С.С. Некоторые методы определения и анализа интер-нет-зависимости среди молодежи // На пути к гражданскому обще-ству. 2020. №1 (37). С. 46-49.
22. Суходолов А.П., Информационное импульсно-волновое взаимодей-ствие СМИ и общества / Суходолов А.П., Анохов И.В., Маренко В.А. // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. №1. С. 5-19.
23. Сысоева Л.В., Хорунжая С.А. Проблема тревожности в современ-ном обществе / В сборнике: Государство, общество, личность: исто-рия и современность. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2020. С. 236-239.
24. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: АСТ, 2019. 386с.