Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Анализ понятия патриотизм и патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного 15
возраста 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Организационно – педагогические условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 21
2.2. Методические рекомендации по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления
2
Патриотизм граждан во все времена играл особую роль в духовной жизни народа. В переводе с греческого, «Patriotes» - это земляк или соотечественник, а «Patris» означает – Родина. Понятие патриотизм всегда было неотделимо от таких понятий, как «Отчизна», или «любовь к Родине». Н. М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял в нём три элемента:
-физическая любовь к Родине;
- гражданская любовь;
- политические идеалы Родины.
Именно дошкольный возраст детей открывает большие возможности для воспитания ребёнка в самом широком спектре, в том числе, патриотическому воспитанию и формированию патриотических чувств. Методологические основы воспитания и формирования патриотичной личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Проблемами патриотического воспитания детей занимались исследователи В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская и др. В истории российской педагогики цели патриотического воспитания рассматривали В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. [7].
В настоящее время проблемами воспитания патриотизма у подрастающего поколения занимаются исследователи А.К. Быков, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов и др. Патриотизм, как сформированное личностное качество субъекта выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимают любовь к своему Отечеству, народу, родному краю и др. В условиях ДОУ патриотизм и патриотические чувства дошкольника формируются различными способами, в частности, в ходе работы с краеведческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, с народными игрушками, народной музыкой и др.
Цели патриотического воспитания субъекта достаточно разнообразны. В основном, они сводятся к следующему:
-становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества;
-развитие у личности высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности;
-сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти и примерах героического прошлого народа;
-приобщение дошкольников к традициям и культуре страны, развитие у них лучших качеств патриотов России и др. [6].
При формировании у дошкольников чувства патриотизма, педагог, прежде всего, решает задачи патриотического воспитания. Педагогу ДОУ приходится учитывать различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс гуманизации и социализации подрастающего поколения. Новые тенденции в сфере воспитания, требования к которому прописаны в ФГОС дошкольного образования, обусловлены обновлением процессов гуманизации, демократизации и потребностью формирования нового политического мышления подрастающих детей и подростков. При этом должны совершенствоваться все аспекты их жизни, такие как, политика, культура, развитие системы духовных приоритетов и др.
Подобного рода объективные факторы определяют все стороны современной жизни, в том числе осмысление целей, выбор содержания, форм и методов воспитательной деятельности в образовательных организациях. Благодаря процессам воспитания и формирования личности, в ДОУ ребёнок развивает свой интеллект, уверенность в себе, уважение к окружающим и к
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 17.09.2023).
2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: Образование, 2017. –231 с.
3. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015. – No 4. – С. 78-80.
4. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2013. – 192 с.
5. Быков, А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 17.09.2023).
6. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
7. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2015. – No6. – С. 59-63.
8. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
9. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
10. Ипполитова, Н.В. Основы понятия патриотического воспитания [Текст] / Н.В. Ипполитова. – Шадринск: УКРО, 2013. – 174 с.
11. Козакова, И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И.С. Козакова // Обруч. – 2013. – No 6. – С. 8-12.
12. Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания [Текст] / В.И. Лутовинов. – М.: Сфетофон, 2014. – 256 с.
13. Некрасова, М.К. Народные мастера. Традиции, школы [Текст] / М.К. Некрасова. – Москва: Изобразительное искусство, 2017. – 382 с.
14. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
15. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 17.09.2023).
16. Панова, В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2015. - № 2 (2). - С. 43-45. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 17.09.2023).
17. Пашкевич, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирования, разработка занятий [Текст] / И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
18. Поштарева, Т.Р. Патриотическое воспитание [Текст] / Т. Р. Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2017. – No 7. – С. 28–31
19. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
20. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях [Текст] / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1.
21. Ушкалова, А.И. Историческая реконструкция – основа военно - патриотического воспитания [Текст] / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 –С. 17-20.
22. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 2016. – 300 с.
23. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
24. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для педагога [Текст] / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2018. –230 с.