Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЖИВОПИСИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА……………………………...6
Понятие «воспитания», его цели, задачи, средства и принципы …...6
Сущность и содержание понятий «интерес к живописи и восприятие произведения живописи», «умение воспринимать произведение живописи» ……………………………...………………8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ИНТЕРЕСА К ЖИВОПИСИ С ПОМОЩЬЮ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ………………………………………………………...14
Анализ методик воспитания интереса к живописи и умения воспринимать живописное произведение у младших школьников в ходе проведения классных часов ……………………………………..14
Особенности внеурочных занятий в виде классных часов как способа развития интереса к живописи и умения воспринимать произведение живописи младшими школьниками …………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….……….33
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство невозможно стать целостной, гармонично развитой и творчески активной личностью без пробуждения детского творчества. Для развития интереса к живописи и художественного восприятия изобразительная деятельность младшего школьного возраста имеет большое значение, поскольку этот вид деятельности имеет специфическое изобразительное познание окружающего мира. Важность и актуальность систематических и углубленных занятий изобразительным искусством заключается в том, что они служат средством эстетического и нравственного воспитания.
Различные внеклассные занятия, включая уроки, создают благоприятные условия для развития эстетического восприятия и положительных эмоций, которые постепенно трансформируются в эстетические чувства и способствуют формированию благоприятного эмоционального фона для восприятия окружающей действительности. Проблема восприятия живописи актуальна в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающего поколения. Многие исследования художественного образования основаны на важности основных форм искусства для развития личности учащихся и личности учителя.
В работах С.П. Ломова, И.Б. Ветровой, Д.А. Кемешева, Р.А. Гильман, Е.Ф. Кузнецова, А.А. Ковалева показаны проблемы формирования профессиональных художественных качеств личности педагога; в исследованиях Л.Г. Савенковой, О.С. Нечаевой, О.К. Савельевой, С.А. Мочаловой раскрываются проблемы формирования профессиональных художественных качеств личности педагога. Многие исследователи, такие как Н.Г. Морозова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, Г.И. Щукина, Л.С. Славина, изучали особенности художественного восприятия картины школьниками. Изобразительное искусство призвано раскрыть индивидуальные графические и живописные способности каждого ученика начальной школы.
Однако на практике многие дети не обладают способностью к художественному восприятию различных видов искусства, поэтому учителям поручено внедрять методы и технологии, которые способствуют познанию каждого ребенка как на плановых, так и во внеурочной деятельности (во время классных часов).
Определение текущего интереса к живописи и способности воспринимать живопись младших школьников на внеурочных занятиях (в том числе на классных часах), а также анализ методов развития способности воспринимать живопись младших школьников в классах как внеклассное занятие - вот лишь некоторые важные вопросы, которые необходимо изучить.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия воспитания у младших школьников интереса к живописи посредством проведения классных часов.
Объектом исследования является процесс воспитания у младших школьников интереса к живописи посредством проведения классных часов.
Предметом исследования являются основы и принципы воспитания у младших школьников интереса к живописи посредством проведения классных часов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М., 1960.-199 с.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс,1974.
Артюхова И.С. Ценности и воспитание \ И.С.Артюхова\\Педагогика.-М.,1999.-78-80 с.
Асмолов А. Г. Психология личности.- М., 2007.- 53 с.
Бабанский Ю. К. Педагогика. -М.: Просвещение, 1983.
Ветлугиной Н.А. Задачи, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
Власова С. В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов \ С.В.Власова.- Самара: изд.СГПУ,2009.-3-42 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1987.- 243с.
Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. - М. : Педагогика, 1986. - 126,[2] с.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1972.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1972.-155с.
Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. М.: Дрофа, 2011.
Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1992.
Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников.- М., 1985.- 35 с.
Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб: Искусство - СПб., 2000.
Маклаков А. Г. Общая психология.-- СПб.: Питер, 2001.-200 с.
Матвеева, Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. - Л. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
Мелик-Пашаев А.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. М. 1989.
Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1981. - 400 с.
Неменский Б.М. Эстетическое воспитание на современном этапе: Сб. статей. -М., 1990.
Педагогика школы \ Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 1995.-387 с.
Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие. - 3-е издание / С.В. Погодина. - М.: Академия, 2013.- 320 с.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - М. : Просвещение, 2011. - 216-224 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1., 1989.-209 с.
Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1981.
Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия.» -Таллин: Валгус, 1985.- 63 с.
Смирнов, С. А. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. -М.: Академия, 2004. - 512 с.
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002.
Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов // Известия АПН РСФСР. Вып. II.- М., 1947. - 7- 26 с.
Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева.- М., 1974.-85 с.
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности.- М., 1997.
Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя.\ М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 1995.-371 с.