Фрагмент для ознакомления
2
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога является работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др. Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.
Определение «трудновоспитуемые» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия. Такие дети нуждаются в помощи, направленной на минимизацию социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. При этом необходимо учитывать, что педагогическая работа с «трудновоспитуемыми» детьми имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними.
Одной из самых распространенных категорий «трудновоспитуемых» детей являются дети с гиперактивностью, пассивные дети и дети, испытывающие трудности в общении. Эти дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых: и педагогов, и родителей. При этом следует отметить, что многие родители не компетентны в вопросах воспитания гиперактивных детей, детей с трудностями в общении, они не придают должного значения процессу коррекции поведения таких детей. Поэтому работа с «трудновоспитуемыми» детьми обязательно включает в себя организацию взаимодействия с родителями.
В научных исследованиях подчеркивается, что «трудновоспитуемые» дети дошкольного возраста нуждаются в индивидуальной педагогической помощи с целью преодоления проблем в поведении и общении (Б. Коган, Н.М. Родакер, Е.О. Смирнова, Е.В. Фесенко и др.). Данная проблема актуальна для современного дошкольного образования, что требует изучения и поиска способов педагогической работы и общения с «трудными» детьми дошкольного возраста.
Цель исследования – проанализировать и обобщить теорию и практику организации педагогического взаимодействия с трудновоспитуемыми детьми дошкольного возраста.
Объект исследования – трудновоспитуемые дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности педагогического взаимодействия с трудновоспитуемыми детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «трудновоспитуемые дети» в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности трудновоспитуемых детей дошкольного возраста.
3. Провести диагностическую работу по выявлению трудновоспитуемых детей в старшей группе.
4. Разработать рекомендации по организации работы педагога с трудновоспитуемыми детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение литературы), эмпирические (анкетирование, тестирование).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 223.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/77706811/ (дата обращения 20.03.2021).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/77677348/ (дата обращения 20.03.2021).
Арушанян, А.А. Гендерные особенности агрессивности в дошкольном возрасте / А.А. Арушанян // Вестник экспериментального образования. – 2018. – № 4 (17). – С. 1-8.
Багатырева, М.Н. Педагогические условия снижения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / М.Н. Багатырова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6 (73). – С. 246-247.
Борисова, Н.Е. Теоретико-правовые основы реализации технологий работы с «трудными» детьми: история и современность / Н.Е. Борисова // Международный академический журнал Российской академии естественных наук. – 2014. – № 3. – С. 92-100.
Валеева, В.Ф. Организация работы с трудными детьми / В.Ф. Валеева // Образование: традиции и инновации. – 2017. – № 2 (21). – С. 13-16.
Веракса, А.Н. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников / А.Н. Веракса, Д.А. Бухаленкова, Е.А. Чичинина, О.В. Алмазова // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 1. – С. 27-40.
Галушко, И.Г. Психологические особенности трудных детей / И.Г. Галушко, К.Т. Кокаян, Ю.Ф. Валитова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T26. – С. 281-285.
Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / П. Альтхерр и др.; пер. с нем. В.Т. Алтухов; под ред. М. Пассольта. – М.: Academia, 2004. – 155 с.
Голованов, В.П. Психолого-педагогическая поддержка и коррекция развития личности детей с агрессивным поведением / В.П. Голованов // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – Т. 3, № 6. – С. 123-129.
Заваденко, Н.Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики / Н.Н. Заваденко, Н.Ю. Суворина, М.В. Румянцева // Дефектология. – 2003. – № 6. – С. 13-20.
Коган, Б. Гиперактивность как фактор риска / Б. Коган // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2009. – № 1. – С. 18-21.
Козачек, О. Гиперактивный ребенок: как его воспитывать и обучать? / О. Козачек // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 197-201.
Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2012. – 270 с.
Лункина, Н.И. Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях медико-психологического центра «Росток» / Н.И. Лункина // Коррекционная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 48-53.
Малахова, А.Н. Методические рекомендации по коррекции гиперактивности у детей / А.Н. Малахова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 7. – С. 49-50.
Малясова, Н.Н. Особенности взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения с гиперактивными детьми / Н.Н. Малясова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 15-24.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 2000. – 309 с.
Родакер, Н.М. «Трудные дети дошкольного возраста / Н.М. Родакер // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 36. – С. 55-60.
Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
Суматохин, С.В. О проблемах воспитания педагогически запущенных и трудных детей / С.В. Суматохин, А.В. Жимирикина // Биология в школе. – 2015. – № 2. – С. 14-22.
Фесенко, Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. – СПб.: Наука и Техника, 2010. – 371 с.
Харченко, Е.П. Синдром нарушения внимания и гиперактивности: нейробиология, симптоматика и диагностика / Е.П. Харченко, М.Н. Клименко // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 4-10.
Худайкулов, Х.Д. Откуда появляются «трудные» дети и как их перевоспитать / Х.Д. Худайкулов, Д.И. Мукимова // Молодой ученый. – 2015. – № 4 (84). – С. 639-641.