Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Стимулирование учебной деятельности в школе можно рассматривать как одну из основных проблем современного образования. Если раньше можно было с уверенностью сказать, что формирование мотивации учителем играет важную роль в этой стимуляции, то в современном мире, помимо личности учителя, существуют и другие факторы. Диагностика и сущность стимулирования учебной деятельности и мотивационной учебной деятельности были рассмотрены в работах Н.Ф. Талызиной, В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, Г.И. Щукиной, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и др.
В своих исследованиях ученые рассматривают структуру стимуляции учебной деятельности, механизм формирования мотивов обучения, а также роль мотивации в осуществлении учебной деятельности. В разработанной ныне психологической и педагогической литературе вопрос стимулирования когнитивной деятельности и мотивационного аспекта школьника анализируется с различных позиций: структурное содержание и состав динамики, определяемые целями обучения, описаны в работах Р.Р. Бибрих, В.И. Васильева, Ф.М. Рахматулина; Т.С. Савочкиной, Ю.М. Орловым и Ю.К. Черновой анализируется обусловленность эффективности учебной деятельности. По их мнению, мотивы учебной деятельности формируются и развиваются достаточно эффективно в соответствии с другими аспектами мотивационной сферы, то есть целевыми и потребностными аспектами.
Вопросы осуществления стимулирования деятельности и серы мотивации рассматривались ведущими зарубежными учеными: А. Маслоу, Ф. Герцберг, В. Варум, Л. Портер, Э. Лоулер, Х. Хекхаузен.
Государственный стандарт общего образования гласит, что содержание образования направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению различных школьных предметов. Мотивация - необходимое условие любой деятельности, в том числе и педагогической. Большое внимание уделяется воспитанию и повышению интереса к учебной деятельности и мотивации, а также сохранению и развитию у учащихся интереса к различным школьным предметам, как к психологии, так и к методике преподавания этих предметов.
Сложности в стимулировании познавательной активности и мотивации в обучении проявляются по каждому школьному предмету. В настоящее время значительное внимание отведено проблеме качества преподавания различных школьных предметов. При этом анализ психолого-педагогической литературы показывает, что интерес к занятиям очень велик на начальном этапе обучения, а затем значительно снижается.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, психологов, посвященных этой теме, что позволило подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия стимулирования учебной деятельности школьников.
Объектом исследования является процесс стимулирования учебной деятельности школьников.
Предметом исследования являются основы и принципы стимулирования учебной деятельности школьников.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для стимулирования учебной деятельности школьников с целью улучшения результатов обучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 1999. - 320 с.
Амонашвили, Ш. А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Просвещение,1980.
Безруких, М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с.
Выготский, Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с.
Изучение мотивации поведения детей и подростков под ред. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. - М.: Педагогика, 1972.
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер» 2002г. - 320 с.
Крайг, Г. Психология развития. СПб., 2000.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 2003.
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2008.
Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.
Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2004.
Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики /Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Наука, 2004. - 112 с.
Мотивация и мотивы. /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
Мудрик, А.В. Социализация и воспитание. Изд-во Сентябрь, -М., 2007. 96с.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456 с.
Научно - методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик под ред. Дубровиной И. В. - М.: Просвещение, 2008.
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - СПб., 2005.
Пезешкиан, Н. Семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. - М.: Смысл, 2003. - 332 с. Питер, 2000. - 464 с.
Практикум по возрастной психологии. Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, СПбГУ, 2007.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2008.
Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 440 с.
Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. - СПб., 2001.
Реан, А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 2001.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. М., 2006. - 234 с.
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
Фридман, Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения //Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001
Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Изд-во ЭКСМО-Пресс, -М., 2000,
Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. - М., 2006. - 264 с.
Хьелл, Л., Зиглер Д.. Теории личности. Серия мастера психологии. -спб., 1999. С. 608.
Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2004.
Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельдштейна, - М. - Воронеж, 2005. - 416 с.
Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 2000.
Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 2000.