Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы налогообложения предпринимателей в РФ
1.1 Понятие и сущность налогообложения
Налог являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли во времена разделения общества на классы и при появлении государства. В древние времена уже существовал сбор налогов, ремесленники собирали оброк у крестьян, которые проживали и работали на их территории. Власть нуждается в материальных ресурсах, она занимается защитой территории, выполнением управляющих функций, поддержанием внутреннего порядка и сбором налогов. Сбор налогов является важной отличительной чертой государства и присуще практически всем существовавшим в истории государствам.
Налоги главный способ сбора доходов в государственный бюджет благодаря частной собственности и рыночным отношениям. Налог представляет собой обязательный платеж, который взимается с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, для финансового обеспечения деятельности государства и органов власти всех уровней [3].
Принципами налогообложения являются равномерность и определенность. Принцип равномерность заключается в едином отношении государства к налогоплательщикам с едиными правилами. Принцип 290 определенность заключается в том, что законом заранее устанавливается порядок налогообложения, размер и срок уплаты налога, меры наказания за невыполнение данного закона.
Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
Фискальная функция – это изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.
Регулирующая функция имеет особое значение воздействие государства на экономические и социальные процессы, позволяет регулировать доходы разных групп населения.
Социальная функция налогов заключается в сборе налогов в большем размере с обеспеченных слоев населения, их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
Стимулирующая функция позволяет государству с помощью налогов, льгот и санкций стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства [10, с. 2].
Налог является одним из древнейших финансовых институтов, возникшим во времена разделения общества на классы и при появлении первых государств. В древние времена уже существовали первые формы сбора налогов: ремесленники собирали оброк у крестьян, которые проживали и работали на их территории.
Государство нуждается в материальных ресурсах, она занимается защитой территории, выполнением управляющих функций, поддержанием внутреннего порядка, на что необходимы финансовые ресурсы, поэтому, сбор налогов является неотъемлемым механизмом управления страной. Сбор налогов является важной отличительной чертой государства от других социальных образований, кроме того, налогообложение присуще практически всем существовавшим в истории государствам.
Налоги – главный способ сбора доходов в государственный бюджет благодаря частной собственности и рыночным отношениям. Налог представляет собой обязательный платеж, который взимается с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности имущества, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, для финансового обеспечения деятельности государства и органов власти всех уровней [11, с. 720].
Принципами налогообложения являются равномерность и определенность. Принцип равномерность заключается в едином отношении государства к налогоплательщикам с едиными правилами.
Принцип определенность заключается в том, что законом заранее устанавливается порядок налогообложения, размер и срок уплаты налога, меры наказания за невыполнение данного закона.
Основными свойствами налогов являются их обязательность и без эквивалентность. Первое свойство связано с тем, что государство изымает определенную часть дохода налогоплательщика в виде обязательного взноса, в порядке общественного принуждения, а второе свидетельствует о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств или оказанием услуг.
На сегодняшний день налоги составляют более 80% доходной части федерального бюджета Российской Федерации, общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц, численностью граждан, состоящих на учете в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица (то есть индивидуальные предприниматели) и численностью граждан, уплачивающих налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по месту получения заработной платы.
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Налоги – главный инструмент воздействия государства на развитие хозяйства. Следовательно, необходимо, чтобы налоговая система России подходила к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
По мнению ведущих экономистов страны в налоговой системе существует ряд проблем, которые обуславливаются такими факторами как: высокая инфляция, взаимная задолженность предприятий друг другу, увеличение их задолженности бюджету, увеличение численности частного сектора экономики, характеризующегося отсутствием добросовестной уплаты налогов, а также сферы работ и услуг, в которой собираемость налогов менее, чем в сфере производства. Кроме этого, государственному аппарату не удается обеспечение рационального использования бюджетных средств: расходы на социальные нужды в последнее время ниже, а на сельское хозяйство, Минобороны, государственный аппарат управление выше уровня, необходимого для экономической стабильности. Кроме этого, в перспективе бюджет не имеет значительных резервов снижения расходов.
Следовательно, выходом из бюджетного кризиса может быть только увеличения доходов бюджета. Учитывая тяжелое финансовое положение, большему количеству налогоплательщиков такой путь может показаться далеко не безоблачным. Всё дело в том, что увеличение налогов является невыгодной задачей: чем больше размер налогов, тем сильнее уклонение от них. Кроме того, снижение налогов должно сопровождаться уменьшением государственных расходов, что в настоящее время не представляется возможным [8, с. 138].
Таким образом, проблема заключается в том, что для создания устойчивого роста, необходимым условием является понижение налогового обременения, но необходимость финансовых затрат государства противоречит решению этой проблемы. На протяжении всего времени существования налоговой политики, государство предпринимает ряд действий направленных на решении проблем связанных с уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, разрабатываются программы по льготному налогообложению, существуют налоговые каникулы для малого бизнеса и т.д.
В заключение вышесказанного хочется отметить, что на протяжении всего существования человечества складывалась система налогообложения. Сначала налоги были в виде натуральных податей, они являлись дополнением к трудовым отношениям или служили данью с народов, которые были покорены. По мере развития экономических отношений налоги приобретали денежную форму. Налоги претерпели существенные изменения на пути своего развития до нынешнего времени.
На современном этапе развития, налоговая политика является важнейшим звеном в финансовой сфере государства, которая регулирует экономический процесс в обществе. Она представляет собой комплекс мер, задачей которых является урегулирование налоговой нагрузки на разные слои населения и обеспечении финансовой поддержки государственного бюджета.
Хочется также отметить, что средства из бюджета государства расходуются на обеспечение самих же налогоплательщиков, это здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, охрана окружающей среды, национальная оборона и безопасность, социальная политика, без которой не возможна поддержка малоимущих слоев населения. Средства из этой статьи затрат расходуются на пенсии, заработную плату врачей, учителей, пособия безработным, малообеспеченным гражданам страны, на льготы и прочую финансовую поддержку населения страны [12, с. 117]. Поэтому налоговая система является очень важным звеном в экономике страны.
Граждане государства обязаны понимать значимость налоговой политики и участвовать в её формировании, ведь от них зависит благополучие тех, кто нуждается в финансовой помощи, кто не может обеспечить себя полноценным уровнем жизни. Жизнь столь не предсказуема, что мы не можем знать заранее в какой ситуации окажемся завтра. Возможно, завтра нам самим будет необходима финансовая поддержка государства в различных её проявлениях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2023).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации части 1и 2 (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. (редакция от 26.06.2023)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2023)
4. Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» от 26.12.08 № 294-ФЗ
5. Жданова А.С. Место и роль малого предпринимательства в развитии экономики России. //Актуальные вопросы современной экономики - 2018г. № 5. С. 155-159
6. Зотиков Н.З. Изменения в специальные налоговые режимы , их влияние на развитие малого бизнеса// Вестник ЧелГУ. 2022. №4 (462). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-spetsialnye-nalogovye-rezhimy-ihvliyanie-na-razvitie-malogo-biznesa (дата обращения: 23.12.2022).
7. Кривошапова С. В., Ивашинникова Е. А. О некоторых проблемах малого предпринимательства в Российской Федерации // Карельский научный журнал. 2019. T. 8, Ne 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/o-nekotoryh-problemah-malogo-predprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.12.2022).
8. Камилова Р.Ш., Меджидова М.К. Государственное регулирование развития субъектов малого предпринимательства //Актуальные вопросы современной экономики 2019г. № 6 (2) с.138-142
9. Кравченко М.В., Мялкина А.Ф. Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в российской 61 федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2018. № 3. С.56-61.
10. Любушин Н.П., Ивасюк Р.Я. Анализ систем налогообложения, применяемых предприятиями малого бизнеса // Экономический анализ. 2018.№ 2. С. 2 - 12.
11. Скупченко Т.А. Анализ текущих изменений в налогообложении юридических лиц // Цифровая трансформация экономики в промышленности: сб. тр. науч.-практ. конф. с зарубеж. участием. 2019. С. 720-728.(дата обращения: 20.12.2022)
12. Усов Д. Н. Некоторые практические правовые проблемы применения УСН и ПСН субъектами малого бизнеса // Инновации. Наука. Образование. 2021 N 27. C. 117-129. (Дата обращения: 20.12.2022)
13. Шахбанова С.Р. О преимуществах патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей // Актуальные вопросы современной экономики. -2016.- №4.
14. Шахбанов Р.Б., Шахбанова С.Р. Эволюция налогообложения индивидуального предпринимательства в России //Финансовая экономика. - 2014.-№6. - С.14.
15. Шахбанов Р.Б., Рабаданова Ж.Б. Бухгалтерский учет и налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства: учебное пособие / Р.Б. Шахбанов, Ж.Б. Рабаданова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. — 182 c
16. http://www.consultant.ru/
17. http://government.ru/
18. https://www.nalog.ru/
19. Бухгалтерский баланс ООО «Дон Плюс» за 2020-2022 гг.
20. Отчет о финансовых результатах ООО «Дон Плюс» за 2022 год.