Фрагмент для ознакомления
2
В настоящий момент цели и задачи, которые стоят перед современным образованием, меняются – фокус переносится с постижения знаний на формирование компетентности. Реализуется переориентация его на личностно-ориентированный принцип. В школах появляются современные компьютеры, электронные ресурсы, доступ к Интернету. Компьютеризацию сопровождает массовое внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. В рамках преподавания иностранных языков, в частности, английского, использование образовательных компьютерных программ является главным признаком положительных результатов творческой деятельности, что является следствием повышения мотивации обучающихся.
При этом каждый учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках английского языка, должен учитывать, что любая образовательная технология должна отвечать следующим методологическим требованиям, таким как: концептуальность, системность, эффективность, гибкость, динамичность, воспроизводимость. Образовательное пространство сегодня изобилует компьютерными обучающими программами, которые, безусловно, являются значимым подспорьем в процессе обучения. Но, тем не менее, внедрение компьютерных образовательных программ в массовую школу показывает, что роль педагога по-прежнему остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера на фоне других технических и наглядных средств обучения, именно учитель способен обеспечить целостность и системность в обучении.
Так, мультимедийная презентация сегодня применяется в рамках образовательной деятельности и становится серьезным положительным методическим подспорьем в процессе обучения английскому языку. Мультимедийная презентация реализует в себе одновременно несколько принципов обучения, что, в свою очередь, благотворно влияет уровень усвоения учебного материала. Мультимедийная презентация стала популярным методом в обучении, ввиду чего особенно нам кажется актуальным рассмотреть особенности ее применения как эффективного средства активизации учебного процесса.
Цель нашего исследования – рассмотреть особенности мультимедийной презентации на уроках английского языка на средней ступени обучения.
Цель обусловила задачи исследования:
• Рассмотреть мультимедийную презентацию как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка;
• Определить особенности использования мультимедийных презентаций на уроках английского языка;
• Провести эксперимент, подтверждающий эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке английского языка в средней школе.
Объектом исследования является мультимедийная презентация на уроках английского языка в среднем звене.
Предмет исследования – специфика мультимедийной презентации на уроках английского языка.
Методы исследования: анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы по теме исследования.
Научная новизна работы заключается в попытке описать преимущества мультимедийной презентации как методической формы активизации учебного интереса обучающихся среднего звена.
Теоретическая значимость работы представлена в трудах следующих ученых и методистов: Бейсенбаевой Б. А., Копжасаровой У. И. [3], Егоровой Ю. Н. [7, 8], Изотова И.В. [10], Лосевой Т.В. [14], Сидоровой Л. В., Афанасьевой Н. А. [17].
Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
1.1. Мультимедийная презентация как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка
В качестве объективной потребности современного общества целесообразно рассматривать поиск наилучших способов организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях. С учетом реалий XXI века выпускник школы должен быть подготовлен к объемной творческой работе в рамках информационного пространства, следовательно, он должен иметь не только определенный объем знаний, но и владеть умениями и навыками, которые позволяют реализовывать академическую и трудовую деятельность, а также обладать современными ценностями, ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь применять новые технологии, быть подготовленным к межличностному, межкультурному взаимодействию. Английский язык получил статус языка международной коммуникации, поэтому и обучающиеся, и их родители, и государство выражают заинтересованность в практическом овладении иностранным языком.
Владение иностранным языком — это некий инструмент, посредством которого человек обретает возможность не только повысить свой общекультурный уровень, свои навыки мышления, творчества, но и способность оценивать чужие мысли и формулировать свою пзицию по отношению к сторонней культуре, чужому творчеству. Ввиду чего из числа способов овладения иностранным языком предпочтительны те методики, которые, в первую очередь, предполагают развитие. Инновационность в обучении дает возможность организовать учебный процесс таким образом, чтобы ребенок получал удовольствие от занятия, но при этом урок не обретал бы форму просто игры [18, с. 171].
На данном стадии развития процесса обучения было выработан широкий вариатив технологий, которые используются учителями для достижения целей, которые продекламированы ФГОС второго поколения. Школа нуждается в современном, стремящемся к развитию учителе, который умеет применять знания в нетрадиционных условиях. Урокам должны быть присущи прогрессивность, они должны вызывать интерес, направлены на развитие творческих способностей воспитанников. Современное образование подразумевает обширное применение информационно-коммуникативных технологий в рамках учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся и развития заинтересованности в предмете [10, с. 4].
Сегодня в педагогической практике мультимедийные презентации действительно укоренились в структуре урока иностранного языка и стали значимым элементом учебно-методического обеспечения. Мультимедийная презентация представляет собой качественно новый подход в изучении иностранного языка.
В толковом словаре иностранных слов мультимедиа подразумевает технологию, которая предусматривает применение разных средств производства, хранения и передачи информации (акустических, визуальных и т. п.), а также совокупность программ и информационных систем, направленных на реализацию этой технологии. Презентация же трактуется как общественная демонстрация чего-либо новейшего, недавно появившегося, созданного [18, с. 171].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Биболетова М. З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, № 3. 1999. – 258 с
2. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008. – 230 с
3. Бейсенбаева Б. А., Копжасарова У. И. Об эффективности использования современных информационных технологий в обучении аудированию // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1. С. 1–6.
4. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 3, 2002. С. 88.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингвистических и филологических факультетов высших учебных заведений/ –М: Академия (2014 г.) – 336 с.
6. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007. – С. 101–103
7. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2010.
8. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании – технология будущего//Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. Третьей Всероссийской научно – практической конференции. – Йошкар–Ола, – 1995г.– С. 101–103
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
10. Изотов И. В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ // Интеграция образования. 2008. № 3. С. 1–4.
11. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера в вопросах и ответах. – СПб.: Союз, 2001. – С. 100–105
12. Китайгородская Г.А., Леонтьев А.А. Содержание и границы понятия интенсивное обучение // Методика и психология интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 2000.– С. 88–93
13. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Калининград, 1999.
14. Лосева, Т. В. Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка / Т. В. Лосева, К. В. Кузнецова, Г. М. Игейсинова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 990–992. – URL: https://moluch.ru/archive/104/24508/ (дата обращения: 04.09.2023).
15. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроке иностранного языка – потребность времени // Иностранные языки в школе.–2015 – С.57–60
16. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе с средней школе. – М., 2004. – 247 с
17. Сидорова Л. В., Афанасьева Н. А. Мультимедийные технологии в образовании и обучение студентов педагогических направлений [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. № 1. С. 1–6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/multimediynye–tehnologii–v–obrazovanii–i–obuchenie–studentov–pedagogicheskih–napravleniy (дата обращения: 23.05.2021).
18. Симонова, А. С. Мультимедийная презентация как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / А. С. Симонова, Е. А. Хлебникова. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – Москва : Буки–Веди, 2016. – С. 171–174. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10706/ (дата обращения: 04.09.2023)
19. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 119–123.
20. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, № 2, 2002.– С. 87–90
21. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. Ростов–на–Дону: 2004 .– С. 107–109
22. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М. Филатова. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2004.– С. 189
23. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. // Информатика и образование, – 2011, №2. – С. 71–77.
24. Хуторской А.В. Интернет в школе – М.:ИОСО РАО, 2014. – 304с.
25. .Щукин А.Н. «Обучения иностранным языкам»: Теория и практика: – М: Филоматис, 2004. – С. 167