Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Сегодня в образовательный процесс все чаще внедряются методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности учеников.
Научно-исследовательская работа в школе переживает новый этап своего развития и представляет собой одно из направлений модернизации образования. При этом исследовательская работа чаще всего проводится по инициативе преподавателя. Именно преподаватель выступает организатором и руководителем исследований в средней школе и, соответственно, несет ответственность за результаты работы.
Подобные занятия требуют от преподавателей специальных дополнительных знаний и опыта, из-за чего многие сталкиваются с определенными трудностями. Между тем, исследовательская работа учащихся широко используется в современной школе. Во многих учебных заведениях существуют научные общества учащихся, ежегодно проводятся исследовательские конкурсы и школьные конференции.
Цель этого руководства - помочь учителю организовать и провести исследовательскую работу учащихся. Читателю предлагается необходимый методический материал по организации подобных мероприятий.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования – изучить методику подготовки учебно-исследовательского проекта на тему «Опиумные войны и их результаты для стран Востока».
Объектом исследования является процесс изучения методики под-готовки в средней школе учебно-исследовательского проекта на тему «Опиумные войны и их результаты для стран Востока».
Предметом исследования являются основы и принципы разработки и изучения методики подготовки в средней школе учебно-исследовательского проекта на тему «Опиумные войны и их результаты для стран Востока».
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление условий для изучения методики подготовки в средней школе учебно-исследовательского проекта на тему «Опиумные войны и их результаты для стран Востока».
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть виды учебно-исследовательской деятельности, цели и задачи учебно-исследовательского проекта;
- изучить особенности научно-исследовательской работы учеников, организацию работы школьников в рамках учебно-исследовательского проекта;
- детально проанализировать методику построения и этапы научно–исследовательской работы школьников по созданию учебно-исследовательского проекта на тему «Опиумные войны и их результаты для стран Востока»;
- разработать рекомендации учителю-руководителю научно-исследовательской работы школьника.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И РАЗРАБОТ-КИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
1.1 Виды учебно-исследовательской деятельности.
Цели и задачи учебно-исследовательского проекта
Современное развитие образования также диктует новые подходы к организации деятельности учащихся в учебное и внеклассное время. На протяжении веков классная технология зарекомендовала себя как наиболее эффективная для массовой передачи знаний, навыков и умений подрастающему поколению. Изменения в общественной жизни в наше время требуют разработки новых методов обучения, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу и способность к самостоятельному передвижению в информационных полях.
Сегодня учитель обучает ученика универсальным навыкам постановки и решения проблем для решения проблем, возникающих в жизни. Основное внимание уделяется воспитанию действительно свободной личности, формированию способности мыслить самостоятельно, приобретать и применять знания, тщательно обдумывать решения и точно планировать действия, эффективно сотрудничать в различных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и методов воспитательной деятельности [12].
Это предполагает также внедрение в образовательный процесс методов и технологий, основанных на исследовательской деятельности. Давайте подробнее остановимся на различных видах исследовательской деятельности учащихся. Всю исследовательскую деятельность учеников можно раз-делить на несколько групп:
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- проектно-исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с ранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследований в научной области, постановку задачи, изучение теории, посвященной этой проблеме, выбор методов исследования и их практическое решение. Овладение, сбор собственного материала, предполагающий его анализ и обобщение, научные комментарии и собственные выводы. Каждое исследование, независимо от того, в какой области науки или гуманитарных наук оно проводится, имеет схожую структуру. Такая цепочка является неотъемлемой частью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее разработанных идей о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (разработка концепции, определение целей проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, составление плана, программы и организация мероприятий по реализации проекта).
Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по формированию собственного исследования, которая включает определение целей и задач, принципов выбора метода, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку осуществимости исследования и определение необходимых ресурсов.
Ниже поговорим об организации исследовательской работы учащихся. Эта работа имеет ряд своих особенностей.
Исследовательская работа занимает значительное место в системе внешкольной работы. Однако для достижения определенных результатов в этом направлении необходимо выполнить ряд условий. Главное - это высокий уровень преподавания в школе и наличие учителей, готовых выполнять эту работу. Благоприятный микроклимат в школьном коллективе сыграет значительную роль, а присутствие учеников, способных к этому виду деятельности, сыграет решающую роль [14].
В школе все чаще говорят о том, что учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а иногда и младшие школьники проводят исследовательские работы. Что отличает исследовательскую деятельность учащихся от научных исследований? В чем особенность организации такой работы в школе?
Исследовательская деятельность учащихся в школе значительно отличается от исследовательской деятельности профессиональных ученых.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бутаков А.И., Тизенгаузен А.Е. Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах. - М.: АСТ, 2012. - 400 с.
2. Бутаков А.М., Тизенгаузен А.Е. Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах. -- М.: АСТ, 2012. - 400 с.
3. Бычкова Т.А. История стран Азии и Африки. - СПб.: Петрополис, 2013. - 355 с.
4. Всемирная история. В 24 т. - Минск: Литература, 1996. Т. 17. - 512 с.
5. Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925), т.1. - М.: 1927. - 179 с.
6. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельно-сти учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2012.
7. История дипломатии: Дипломатия в новое время 1871 - 1914 2-е изд., Под ред.: Громыко А.А. - М.: 1974. - 657 с.
8. История Китая / под ред. А.В. Меликсетова. - М.: изд-во МГУ, 2014. - 493 с.
9. История Китая / Под редакцией А.В. Меликсетова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2012. 736 с.
10. Козлов А. А. Первая волна глобализации и Китай. Опиумная торговля (29.11.2016). [Электронный ресурс] ИДВ РАН URL: http://www.ifes-ras.ru/publications/online/1986-kozlov-aa-pervaya-volna-globalizaczii-ikitaj-opiumnaya-torgovlya (дата обращения: 05.09.2023)
11. Лаумулин М. Опиумные войны: у истоков полицейских войн Запада / М. Лаумулин // Континент. - №2(89) 29 января - 11 февраля 2003.
12. Логинова Н.А. Феномен учительства: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. М. - 2014.
13. Международные отношения на Дальнем Востоке.- Кн.1. / Отв. ред. Е.М. Жуков. - М.: 1973. - 254 с.
14. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с.
15. Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII -- начало XX века / О.Е. Непомнин. - М.: Восточная литература, 2015. - 439 с.
16. Новая история Китая / под ред. С.Л. Тихвинского. - М.: Наука, 1972. - 516 с.
17. Новая история стран Азии и Африки: учеб. для студ. высших учеб. заведений / Под ред. А.М. Родригеса: в 3 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - Ч. 1. - 400 с.
18. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. //Учитель, № 4, 2000, - с.52-55.
19. Петров Г. Ю. Опиумные войны и легализация наркопотребления в Китае Нового времени. // Историко-экономические исследования. 2008. Т. 9. №2. С. 140—150
20. Сладковский М.И. Китай и Англия. - М.: Наука, 1980. - 352 с.
21. Fairbank. J. K. ‘The creation of treaty system’ in Twitchett D. and Fairbank J. K. (eds), The Cambridge history of China, Cambridge University Press, 1978, vol. 10, part 1, 754 p.
22. Helle. H. J. China: Promise or threat? Leiden, Brill, 2017, 154 p. 12. Kissinger H. On China. Ne York, The Penguin Press, 2011 483 p.