Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В последнее десятилетие в России вопрос об отсутствии интереса к чтению стал ощущаться особенно остро. Отметим, что угасание интереса к чтению стало отмечаться не только у юного поколения, но и у старшего.
Чтение было и остается единственной интеллектуальной технологией усвоения скопленного человеческого знания. Уровень национального интеллекта, постоянство его развития, конкурентоспособность страны обусловливается именно уровнем и качеством чтения.
Сегодня книгоиздательский бизнес в нашей стране преуспевает. Литературное сообщество постоянно обогащается новыми именами. Каждый год регулярно колоссальными тиражами публикуются книги развлекательного характера, известного как «лёгкое чтиво». Таким образом, повышается исключительно развлекательный характер чтения и склонность людей свести к минимальным затратам интеллектуального свойства при чтении; снижается востребованность «высокой», наиболее развивающей и информативной профессиональной и художественной литературы.
С того времени, когда за библиотеками закреплялась одна функция – информационная, прослеживалось абсолютное отвержение рекомендательного характера их работы, вместе с отрицанием такого термина, как «руководство чтением».
Таким образом, общество столкнулось с проблемой необходимости повышения престижа чтения, остро встал вопрос как сориентировать читателя в потоке информации. А ввиду того, что главным источником информации о литературе постоянно была рекомендательная библиография, то главенствующая роль в выборе лучших книг для образования и просвещения отведена именно ей.
Рекомендательная библиография в России была сформирована на базе задач идеологического воспитания, просвещения – в первую очередь, самообразовательного и профессионального.
Деятельность рекомендательной библиографии нельзя реализовать без плодотворной деятельности двух функционально предыдущих типов библиографии – государственной (учетно-регистрационной), научно-вспомогательной (критической). Только с учетом и оценкой источников информации рекомендательная библиография реализует свою деятельность: донесение до определенного потребителя квинтэссенции информации с учетом потенциала ее освоения и принятия надлежащего информационного решения. Рекомендательная библиография преодолела каменистый путь в процессе своего становления. В 70-х годах ХХ века в библиотечной сфере отмечалось ее неприятие как особенного функционального типа. В качестве примера можно рассмотреть документографическую концепцию О.П.Коршунова, в которой она не учитывается. Будучи представителем книговедческой концепции, А.И.Барсук полагал возможным именовать ее не рекомендательной, а научно-популярной, учитывая ее «общеинтересное» назначение.
По сей день опыт большинства библиотек России говорит о том, что правильно и своевременно подготовленное, и к тому же презентабельно оформленное библиографическое пособие может служить «точкой роста» как для юного, так и для взрослого читателя при исследовании определенной темы.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется, в первую очередь, требованием эпохи, так как превалирующее число специалистов в библиотечном деле смотрят на возрождение рекомендательной библиографии как на выход из кризиса, обусловленного отсутствием интереса к чтению.
Объект исследования – рекомендательная библиография.
Предметом исследования является инфраструктура рекомендательной библиографической деятельности.
Цель данного исследования - рассмотреть понятие, центры, структуру и продукт рекомендательной библиографии.
Цель обусловила следующие задачи:
- рассмотреть понятие и центры рекомендательной библиографии;
- определить структуру рекомендательной библиографии;
- рассмотреть практику рекомендательной библиографии;
- рассмотреть продукт рекомендательной библиографии.
Изученность. Н.В. Лопатина в своих исследованиях обосновывает актуальность и фундаментальность теоретического наследия рекомендательной библиографии, обосновывает его перспективность для культуры информационного общества. Помимо этого, она анализирует новые форматы рекомендательной библиографии и роль читателя в современной литературной библиографии [17].
А.А Гречихин дает характеристику основных центров, системы выпускаемых библиографических пособий, особенностей внедрения современной информационной технологии [9].
О развитии информационных технологий и влиянии их на библиографическую деятельность библиотек пишет М.Е. Бабичева. В публикации Майи Евгеньевны рассматриваются новые возможности представления материала, с одной стороны, и возможность создавать новые объекты библиографирования, – с другой [3]. Г.Л. Левин в своих исследованиях отражается особенности библиографических компонентов в структуре информационных ресурсов библиотеки [16].
Метод исследования – анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, соответствующей теме исследования.
Теоретическая база исследования представлена работами следующих ученых: Бабичевой М.Е. [3], Гречихина А.А. [9], Левина Г.Л. [14-16], Лопатиной Н.В. [17-19], Туркиной Т.В. [29] и др.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в оказании помощи студентам библиотечных факультетов по курсу «Библиографоведение», в подготовке докладов, рефератов и семинаров.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ БИБЛИОГРАФИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие и центры рекомендательной библиографии
Исходя из содержания Закона Алтайского края от 31.12. 2013, библиотечное дело представляет собой отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой включены создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек [10]
Согласно мысли А.М. Горбунова, рекомендательная библиография – сфера деятельности, которая обеспечивает читателей библиографической информацией, учитывая их дифференцированные потребности в сфере образования и самообразования, воспитания и становления личности. Информационное поле рекомендательной библиографии обусловливается спецификой удовлетворения различных потребностей широкого круга читателей [7, с. 543].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Библиографическая продукция Российской государственной библиотеки (с 1992 г.) [Электронный ресурс] : ежегодно обновляемый указ. / Рос. гос. б–ка , Науч.–исслед. отд. библиогр. ; ред.–сост.: Г.Л. Левин, при участии О.В. Решетниковой. Москва, 2018. Обновл. версия (с изм. и доп.): июнь 2018 г. URL: https:// www.rsl.ru/photo/!_ORS/4–IZDANIJA/3– bibliograficheckije–izdanija/bibliograficproduction.pdf (дата обращения 10.09.2023).
2. Библиографы рекомендуют: на бумаге и онлайн [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bug–biblioteka.ru/metodist/bibliografy_rekomendujut.pdf (дата обращения 10.09.2023).
3. Бабичева, М. Е. Российские литературные премии и рекомендательная библиография (из опыта работы НИО библиографии РГБ) / М. Е. Бабичева. – Текст: электронный // Культура: теория и практика. – 2020. – № 6(39). –URL https://elibrary.ru/download/elibrary_44398231_84536416.pdf . (дата обращения 10.09.2023).
4. Бавин, С.П. Библиографический очерк [Текст] / С.П. Бавин // Библиотечная энциклопедия. – Москва: Пашков дом, 2007. – С.101
5. Баркова, И. В. Рекомендательная библиография для детей: новые горизонты / И. В. Баркова. – Текст: непосредственный // Библиография и книговедение. – 2015. – № 1. – С. 85–90.
6. Библиогид - путеводитель по литературе для детей и о детях: сайт/ Российская государственная детская библиотека: сайт. – Текст: элек-тронный. – URL https://bibliogid.ru/ (дата обращения 23.11.2023).
7. Горбунов, А. М. Рекомендательная библиография / А. М. Горбунов // Библиотечная энциклопедия/ Рос.гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2007. – С. 855 – 858.
8. ГОСТ 7.0-99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно- библиотечная деятельность, библио-графия. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifap. ru/library/gost/7099.pdf (дата обращения: 10.09.2023)
9. Гречихин, А. А. Рекомендательная библиография / А. А. Гречихин. – Текст: электронный // Общая библиография п. 12.3. – URL: http://www.gumfak.ru/bib_html/biblio/bib056.shtml (дата обращения: 10.09.2023).
10. ЗАКОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ от 10 апреля 2007 года N 22-ЗС О библиотечном деле в Алтайском крае (в редакции Законов Алтайского края от 10.03.2009 N 8-ЗС, от 07.09.2009 N 63-ЗС, от 07.05.2010 N 32-ЗС, от 31.12.2013 N 97-ЗС, от 01.10.2015 N 83-ЗС, от 05.07.2016 N 55-ЗС, от 05.12.2019 N 109-ЗС) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rba.ru/content/activities/address/law/rf/index.php?region_id=16&full=1 (дата обращения: 10.09.2023)
11. Елисеева, Т. Р. Библиотрансформер по-алтайски / Т. Р. Елисеева. – Текст: непосредственный. – Текст: непосредственный // Современная биб-лиотека. – 2012. – N 8. – С. 26–27
12. Коваль, Л. М. Российская государственная библиотека – учреждение научное / Л. М. Коваль. – Текст: непосредственный // Румянцевские чтения – 2018: библиотеки и музеи как культурные и научные центры: историческая ретроспектива и взгляд в будущее : к 190–летию со времени основания Румянцевского музея: материалы Международной научно–практической конференции, Москва, 24–25 апреля 2018 года / Российская государственная библиотека, Библиотечная Ассамблея Евразии; Составитель Е. А. Иванова; редколлегия: В.В. Федоров (председатель), Ю.С. Белянкин, М.Я. Дворкина и др.. – Москва: Пашков дом, 2018. – С. 34–39.
13. Колношенко, В. И. Библиографоведение / В. И. Колношенко, О. В. Колношенко. – Москва : Военный университет, 2019. – 160 с. – Текст: электронный.
14. Левин Г.Л. Библиографические компоненты в структуре информационных ресурсов библиотеки // Румянцевские чтения — 2018: Библиотеки и музеи как культурные и научные центры: историческая ретроспектива и взгляд в будущее. К 190–летию со времени основания Румянцевского музея / Рос. гос. б–ка, Библ. Ассамблея Евразии. Москва : Пашков дом, 2018. Ч. 2. С. 107—112
15. Левин Г.Л. Библиографические ресурсы библиотеки: теоретический аспект // Библиография. 2018. № 2 (415). С. 3—11. 5. Левин Г.Л. Традиционные типы библиографической продукции в электронной среде: проблемы теории и практика российских библиотек // Библиосфера. 2010. № 1. С. 7—13.
16. Левин Г.Л. Библиографическая продукция онлайн: вопросы теории и практика РГБ и РНБ // Библиотековедение. 2018. Т. 67, No 5. С. 501—512. DOI: 10.25281/0869–608X–2018–67–5–501–512.
17. Лопатина Н.В. Книжная культура информационного общества // Культура: теория и практика. Электронный научный журнал. – 2016. – № 5–6. Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/69/898/. Дата обращения: 10.09.2023
18. Лопатина, Н. В. Рекомендательная библиография в информационном обществе / Н. В. Лопатина. – Текст: непосредственный // Библиография и книговедение. – 2017. – № 2 (409). – С. 53–56.
19. Лопатина, Н. В. Читаем С. А. Трубникова: теория рекомендательной библиографии – основа её будущего / Н. В. Лопатина. – Текст: электронный // Культура: теория и практика. – 2018. – № 4(25). – URL https://elibrary.ru/download/elibrary_36295690_93428475.pdf (дата обращения 10.09.2023).
20. Масловская Н.С. Цифровые копии библиографических указателей в электронной библиотеке (пример Российской государственной библиотеки) // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 2. С. 157—163. DOI: 10.25281/0869–608X2018–67–2–157–163.
21. Моргенштерн, И. Г. Рекомендательная или популярная?/ И. Г. Моргенштерн // Современные проблемы рекомендательной библиографии: сб. науч. ст./ Рос. гос. б–ка. НИО библиографии. – М.: Пашков дом, 2001. – С. 33 – 39. – Вопросы библиографоведения. Вып.11.
22. Отдел рекомендательной библиографии. — Текст: электронный // Российская государственная детская библиотека : сайт. – 2021. – URL: https://rgdb.ru/otdely/otdel-rekomendatelnoj-bibliografii (дата обращения: 23.11.2023)
23. Панчишко, Л. М. Библиографические продукты детской библиотеки: инновационный аспект / Л. М. Панчишко, О. М. Уржумова. – Текст: электронный // Культура и время перемен. – 2020. – № 4(31). – URL https://elibrary.ru/download/elibrary_44815436_71965310.pdf (дата обращения 10.09.2023).
24. Рекомендательная библиография – новые векторы развития в цифровой среде – по материалам статьи В. В. Брежневой // Библиография. – 2020. – № 6. – С. 3–14.
25. Решетникова, О. В. Библиография онлайн как ресурс поддержки чтения молодежи в цифровую эпоху / О. В. Решетникова, Е. В. Губина. – Текст: непосредственный // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов III меж-дународной конференции, Коломна, 12–14 февраля 2020 года. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2020. – С. 117-122
26. Состояние, методика и задачи рекомендательной библиографии. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//193/sostoyanie–metodika–i–zadachi–rekomendatelnoj–bibliografii/ (дата обращения: 10.09.2023)
27. Теплицкая, А. В. Библиографические ресурсы РГБ: тенденции развития / А. В. Теплицкая/ – Текст: электронный // Библиография и книговедение. – 2015. – № 1. – URL https://elibrary.ru/download/elibrary_25014823_31450478.htm (дата обращения 10.09.2023).
28. Третьяк, А. М. Рекомендательная библиография в РНБ / А.М. Третьяк. – Текст: электронный. – URL http://nlr.ru/obik/RA787/rekom–bibl (дата обращения 10.09.2023).
29. Туркина, Т. В. Возрождение рекомендательной деятельности библиотек / Т. В. Туркина // У книжной полки.– 2005.– №4.– С. 99–100.
30. Урусова, Н. М. Литературная рекомендательная библиография и популярное литературоведение / Н. М. Урусова // Мир библиографии.– 2000.– №5.– С. 23–26.
31. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О библиотечном деле" [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29121994-n-78-fz-o/ (дата обращения: 10.09.2023)