Фрагмент для ознакомления
2
В качестве целевого ориентира современного российского образования целесообразно рассматривать индивидуальное развитие личности каждого учащегося. Современные реалии предполагают целенаправленное и планомерное занятие тьюторством во взаимодействии с одаренным ребенком.
В современном обществе роль учителя претерпевает изменения, и модернизация образования диктует учителю новые задачи. Учитель уже не реализует функцию единственного источника знаний для своих подопечных. Первостепенная функция учителя – научить ребенка самостоятельно учиться, ставить перед собой реалистичные цели, планировать их достижение, реализовывать свои стремления и подводить итоги своей деятельности.
В качестве варианта решения данной проблемы следует рассмотреть организацию дополнительного изучения математики с тьюторским сопровождением. Если говорить о программе дистанционного кружка по математике, следует отметить, что такая программа относится к научно–познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Реализация образовательной деятельности осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состоянием их соматического и психического здоровья и требованиями ФГОС.
Сегодня обретают актуальность внеурочные виды деятельности в онлайн формате. В целом, дистанционные образовательные технологии не только ощутимо упрощают доступ к информации и обеспечивают вариативность учебной деятельности, ее индивидуализацию и дифференциацию, но и дают возможность по–новому организовать взаимодействие субъектов обучения, выстроить образовательную систему, в которой обучающийся выступал в качестве активного и равноправного участника образовательной деятельности. Особый интерес представляет работа дистанционного кружка по математике, с учетом специфики предмета, что обусловило актуальность данного исследования.
Объект исследования: процесс обучения математике в рамках внеурочной деятельности в дистанционной форме.
Предмет исследования: возможности использования дистанционных образовательных технологий в рамках кружковой деятельности по математике.
Цель исследования: рассмотреть возможности и точки роста дистанционного кружка по математике. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
– дать общую характеристику кружку по математике;
– определить особенности дистанционной формы работы;
– рассмотреть возможности дистанционной формы работы кружка по математике;
– определить точки роста дистанционного кружка по математике.
Теоретическая основа исследования представлена работами следующих ученых и методистов: Афанасьевой А.А. [2, 3], Кедровских Е.А. [8], Колягина Ю.М., Крысина А..Я. [9], Семеновой И. Н. [13], Шейниной О.С., Соловьевой Г.М. [15].
Научная значимость работы заключается в попытке комплексного описания специфики и возможностей реализации кружковой деятельности по математике в дистанционно форме.
Структура работы: введение, четыре параграфа, заключение, список литературы.
§ 1. Общая характеристика кружка по математике
Программа внеурочной деятельности (кружка) по математике позволяет обучающимся повысить интерес обучающихся с предметной области, углубиться в изучение интересных аспектов, которые выходят за рамки школьной программы, расширить цельное представление о проблематике математике как науки. Умение решать различные математические задачи, связанные с логическим мышлением, ориентировано на закрепление интереса детей к познавательной активности, будет содействовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Отметим, что значимый фактор реализации данной программы в рамках ФГОС – это стремление развить у обучающихся УУД: умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, кроме того, развивать навыки аргументации личной позиции по тому или иному вопросу или проблеме.
Содержание программы кружка по математике должно включать различные задачи и задания, трудность которых обусловливается не только математическим содержанием, а новизной и необычностью математической ситуации. Подобные задания, как правило, требуют отказа от шаблона, ориентированы на развитие самостоятельности, формирование умений работать в обстоятельствах поиска, развитие логики, воображения. Выполнение заданий предполагает развитие навыков поиска сходства и различия, изменений, выявления причин и характера этих трансформаций, на материале которых следует формулировать выводы. Коллективный с учителем путь от вопроса к ответу – это шанс научить воспитанника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти решение – ответ.
Можно предложить особый порядок работы в рамках деятельности кружка. Например, члены кружка знакомятся с темами самостоятельно, обращаясь к ресурсам, которые нужно им предложить: лекции, видеоуроки, список источников литературы, ссылки на вебинары и личные консультации учителя математики. После работы с теоретической частью, учащиеся выполняют задания по этой теме. Можно обозначить срок выполнения заданий – 10 дней По окончанию условленного времени, учащийся демонстрирует решенные задания. По итогам проверки учитель либо сообщает, что все верно, либо приглашает на дополнительную консультацию.
Целевая направленность работы такого кружка заключается в создании особой образовательной среды, которая будет содействовать состоянию учащегося в процессе учения, саморазвития, самовоспитания и самоконтроля.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: https://fgos.ru (дата обращения: 05.09.2023)
2. Афанасьева А. А. Возможности использования системы «МООДУС» в качестве программного комплекса дистанционного обучения в медицинских образовательных // Информатика и управление в медицинских системах. Юбилейный сборник научных трудов: сб. ст. – СПб., 2006. – С. 121–124.
3. Афанасьева А. А. Дистанционные факультативные занятия по математике для учащихся 3–6–х классов // Концепт. – 2015. – № 02 (февраль). – ART 15034. –0,4 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2015/15034.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 77–49965
4. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе.– Ростов–на–Дону: Феникс, 2006. – 218 с.
5. Гейдман Б. П., Мишарина И. Э. Подготовка в математической олимпиаде. Начальная школа. 2–4 классы. – М.: Айрис–пресс, 2013. – 128 с.
6. Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5–6–х классах средней школы // Концепт. – 2012. –№ 10 (октябрь). – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12132.html
7. Каримова, А. К. Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения / А. К. Каримова, Е. В. Пономарева, Л. В. Звездина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 33 (323). – С. 116–121. – URL: https://moluch.ru/archive/323/73171/ (дата обращения: 07.09.2023)
8. Кедровских, Е. А. Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности / Е. А. Кедровских. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 7 (402). – С. 169–170. – URL: https://moluch.ru/archive/402/88935/ (дата обращения: 07.09.2023).
9. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4–5 классы).– М.: Просвещение, 1979. – 341 с.
10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. БимБад. – М. : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
11. Пластинина Ю. Л. Продуктивная учебная деятельность в образовательном пространстве школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №1 (8). – С. 240–243.
12. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5–м классе.– М.: Искатель, 2009. – 300 с.
13. Семенова И. Н. Моделирование системы принципов обучения в условиях развития информационно–коммуникационных технологий / И. Н. Семенова // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 5. – С. 106–110.
14. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы.– М.: Айрис–пресс, 2015. – 98 с.
15. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5–6 классы.– М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 255 с.
16. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5–6 классы.– М.: Просвещение, 2000. – 255 с.
17. СДО «Moodle». – URL: http://moodle.org/, свободный.
18. Wikiwall. – URL: http://wikiwall.ru/, свободный.
19. Classtools. – URL: http:// classtools.net/, свободный