Фрагмент для ознакомления
2
1. Правонарушения в сфере социального обеспечения
1.1. Характеристика права социального обеспечения как отрасли права
Современный этап развития общества и экономики характеризуется противоречиями между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием соответствующих социально-экономических условий; между необходимостью значительных финансовых ресурсов и реальными возможностями государства и территорий финансировать социальную сферу; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе . Прежде всего, это резкое обострение межнациональных отношений; проблемы окружающей среды; рост преступности, правонарушений и падение нравственности; социально-политическая пассивность населения; недостаточность правовой и политической культуры; снижение уровня жизни населения; резкое снижение рождаемости и рост смертности .
В настоящее время принцип жесткого государственного регулирования и корректировки федеральной финансовой политики принят в качестве основы стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Предпринимаются попытки исключить резкие скачки розничных цен, разработан механизм последовательной ликвидации задолженности государства по заработной плате бюджетникам, пенсиям, льготам и компенсационным выплатам населению.
Деятельность органов государственной власти и государственных учреждений в сфере социальных отношений является социальной политикой. Объектом социальной политики является население в целом, его отдельные социальные общности, слои и группы, семьи. В дореформенный период к социальной сфере относились искусство, культура, спорт, наука, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, т.е. те отрасли, где не создавались материальные блага. Первоначально социальная сфера называлась бюджетной, непроизводственной. В настоящее время сферой жизнедеятельности людей принято называть сферу жизнедеятельности людей, охватывающую широкий перечень объектов или субъектов социальной политики. Социальная инфраструктура создается для выполнения основных функций государства и решения специализированных задач.
Целью развития социальной инфраструктуры является повышение качества жизни населения, что является, в конечном итоге, основой роста национальной экономики, а также укрепление социальной стабильности в обществе. Эти проблемы очень актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни – смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности – за последние годы увеличился в большинстве штатов. По данным ООН, этот показатель самый высокий в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране – одном из крупнейших регионов мира – в 1990-е годы качество жизни населения ухудшилось, в результате чего увеличилось количество нерешенных проблем .
Следует отметить, что основными задачами государственной социальной политики на современном этапе развития являются: реализация комплекса стабилизирующих и реабилитационных мер, включая поддержку систем жизнеобеспечения страны; реализация неотложных мер социальной поддержки населения; предотвращение обострения социальных конфликтов; повышение эффективности государственного регулирования экономической деятельности.
Организационно-правовыми формами социального обеспечения могут быть накопительные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств при определенных обстоятельствах. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и представляют собой общенациональные организации, призванные осуществлять обязательные сбережения всеми работающими гражданами. Целью фондов является обеспечение индивидуальной ответственности каждого сотрудника за его благополучие в будущем. Это учреждения, подобные сберегательной кассе. Воспользоваться этими депозитами можно при временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.
Характерной особенностью частных форм социального обеспечения является то, что они создаются не обязательно в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в этой среде, которые принимают на себя обязательства по обеспечению социального обеспечения населения. ограниченный круг лиц, представляющих для них особый интерес. Частные формы могут использоваться в таких видах социального обеспечения, как временная нетрудоспособность, медицинская помощь, пенсионное обеспечение и другие .
Следует отметить то, что основными видами выплат по системе социальной защиты и обеспечения являются:
- выплата пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
- выплата пособий (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов;
- профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
- протезно-ортопедическая помощь
- врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация инвалидов
- предоставление льгот и преимуществ инвалидам.
Система социального обеспечения населения предусматривает:
1) поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан ;
2) адресное использование бюджетных средств;
3) усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граж-дан;
4) снижение уровня социального неравенства;
5) повышение доходов населения.
В рамках различных программ социального обеспечения предоставляются социальные услуги отдельным категориям граждан. Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социальных, социальных, медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудных жизненных ситуациях.
Социальные услуги населению оказывают различные виды учреждений социального обеспечения:
- центры комплексного социального обслуживания;
- территориальные центры социальной помощи семье и детям;
- центры социальной реабилитации несовершеннолетних;
- социальные приюты для детей и подростков;
- дома ночлега и т.п.
Эти институты занимают важное место в системе общественных отношений.
Институт социальной защиты является не только организационной структурой сложной системы социальной защиты населения, но и активным субъектом в системе общественных отношений государства. Именно поэтому институт подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих жизнь общества в целом.
К таким факторам относятся идеология, политика, культура, экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация общества, природно-климатические условия и другие.
Кроме того, на деятельность учреждений социального обеспечения влияет конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты и поставщики .
Многие факторы окружающей среды существенно изменяются. Эти изменения требуют изменений как в самом учреждении, так и в его деятельности. С другой стороны, деятельность учреждений социального обеспечения может косвенно оказывать влияние на различные факторы их среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других общественных институтов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации» принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая «от 1.07.1998 N 146-ФЗ
4. «Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая «от 05.08.2000 N 117-ФЗ
5. «Кодекс Российской Федерации об административных право-нарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ принят ГД ФС РФ 20.12.2001
6. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенси-ях в Российской Федерации».
7. Абреч С.И. Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения // В сборнике: Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки. материалы международной межвузовской весенней научно-практической конференции. 2020. С. 23-28.
8. Булавина С.М. Юридическая ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения // В сборнике: Резуль-таты современных научных исследований и разработок. сборник статей XI Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 189-192.
9. Загребельная Е.В. Административная ответственность в обла-сти общественного порядка и общественной безопасности // В сборнике: правоохранительная деятельность: теория и практика. Материалы V Все-российской научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С. 83-89.
10. Иванова А.А. Меры административного реагирования, приме-няемые к юридическим лицам в связи с выявленными нарушениями лицен-зионных требований при управлении многоквартирными домами // Инно-вации. Наука. Образование. 2021. № 42. С. 229-238.
11. Резер Т.М., Дочилова А.А. Реализация антикоррупционной политики в вузах // В сборнике: Стратегии развития социальных общно-стей, институтов и территорий. материалы VIII Международной научно-практической конференции: в двух томах. научный редактор сборника А. П. Багирова. 2022. С. 343-348.
12. Сикач А.С. Административная ответственность за правонару-шения в информационной сфере // В сборнике: Юридическая ответствен-ность за правонарушения в информационной сфере: вопросы теории и практики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 269-276.
13. Синельникова Н.А. Проблемные вопросы применения дисква-лификации за нарушение трудового законодательства // Вестник Саратов-ской государственной юридической академии. 2022. № 4 (147). С. 70-78.
14. Степенко В.Е., Суханов А.Г. Административная ответствен-ность за правонарушения в информационной сфере // Юридический мир. 2020. № 8. С. 49-53.
15. Шумский В.В. Некоторые проблемные вопросы привлечения несовершеннолетних правонарушителей к ответственности (на примере Белгородской области) // Проблемы правоохранительной деятельности. 2023. № 1. С. 23-27.