Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Методика работы с литературными произведениями на уроках литературы в основной школе является одной из наиболее важных задач обучения школьников.
Круг чтения в основном звене школы охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят стихотворные произведения, проза, басни и былины. Школьники всегда лучше воспринимают произведения, которые несут в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ. Происходит это от того, что внешнее строение, рифма и общий ритм произведения способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие. Это повышает интерес ученика к изучению литературного произведения. Былины традиционно входят в программу по литературному чтению в основной школе. Авторы учебников по литературе включают их и в содержание для учеников младшей школы. Это необходимо для того, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства и приобщать их к ценностям национальной культуры.
Практика показывает, что ученики из-за недостаточной базы знаний в области истории, небольшого житейского опыта, а также, отсутствия литературоведческой подготовки не в состоянии в полной мере понять, что такое синтез разнородных элементов, в частности, реальности и фантастики, мифологических и исторических событий в жанре. Язык былин достаточно сложен для восприятия. Он изобилует архаизмами, историзмами, нетипичными синтаксическими конструкциями и др. Чтобы облегчить положение читателя, авторы учебников иногда прибегают к адаптации текстов, искажая иногда подлинник до неузнаваемости, нанося тем самым вред процессу работы над этим жанром. Учителя часто задумываются над тем, как лучше донести до школьников смысл былины и сделать его доступным. Среди педагогов практиков существует мнение, что рассчитывать в этом вопросе на помощь методического аппарата учебника не приходится. Он разработан достаточно слабо.
Цель работы: изучить особенности изучения былин на уроках литературы в среднем звене.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в основной школе на уроках литературы.
Предмет исследования: методика обучения чтению былин.
Задачи:
1. Проанализировать понятия и особенности использования былины на уроках литературы в среднем звене.
2. Изучить средства и способы использования былин на уроках литературы в среднем звене.
3. Рассмотреть организационно – педагогические условия использования былин на уроках литературы в среднем звене.
4. Предложить методические рекомендации по использованию былин на уроках литературы в среднем звене общеобразовательной школы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский - М., 2011. – 330 с.
2. Борзиева, З.М. Нравственное воспитание школьников / З. М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 22.09.2023).
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2017. - No 2. - С. 15-18.
4. Вольхин, М.С. Социокультурный аспект изучения былины в школе / М. С. Вольхин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1078-1082. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29475/ (дата обращения: 22.09.2023).
5. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская - М.: Гардарики, 2013. - 480 с.
6. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком - школьником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2011. - 66 с.
7. Званцова, М.Е. Русь святая, православная, богатырская: Учебно – методическое пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 126 с.
8. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников [Текст]/ Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3.- С.26-29.
9. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
10. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие [Текст]/ О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с.
11. Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя. Международный сборник научных трудов / В.М. Курицын [Текст] / - Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. - С.40-43.
12. Кохендерфер, Ю.В. Технологии формирования коммуникативной компетенции школьников [текст]/ Ю.В. Кохендерфер // Вестник ГУУ. – 2013. – №2. – С. 278-283.
13. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие школьников [Текст] / А. Д. Кошелева - М.: Аркти, 2003. - 156 с.
14. Маматова, И.С. Художественная литература как средство нравственного воспитания школьника во внеурочной деятельности / И.С. Маматова, Л.П. Литвинова, Е. В. Рысаева, Л.А. Михайлюкова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11881/ (дата обращения: 22.09.2023).
15. Молько, А.В. Вопросы изучения произведений былинного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе / А. В. Молько, С. Э. Исламова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86288/ (дата обращения: 22.09.2023).
16. Мельничук, В.В. О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной и основной школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyh.kiev.ua/ (дата обращения: 22.09.2023).
17. Нестюричева, Н.М. Урок-проект: составление паспорта басни/былины // Филолог. 2013. № 25. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_25_532 (дата обращения: 22.09.2023).
18. Пассов, Е. И. Коммуникативность: прошлое, настоящее и будущее [текст] / Е.И. Пассов // Русский язык за рубежом. – 2010. – No 5. – С. 23–34.
19. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения [текст] / Е.И. Пассов – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с.
20. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников [Текст] / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
21. Петрова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения [Текст] / Г. М. Петрова // Начальная школа. - 2000. - No 3. - С. 16-21.
22. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание школьников [Текст] / С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - No 4. - С.14-16.
23. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка [Текст] / Л.П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 2015. - С.95.
24. Сушкова, И.В. О процессе нравственного воспитания школьников [Текст] / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2016. – No 6. - С.21-25.
25. Фокина, С.Д. Начало нравственности [Текст] / С. Д. Фокина // Начальная школа. - 2012. - No 6. - С.3-4.
26. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - No 4 - с.24-29.