Фрагмент для ознакомления
2
Японский национальный характер является неотъемлемой частью знакомства с культурой, языком и др. аспектами Японии. Чтобы понять его особенности, нужно обратиться к истории государства, к географическому расположению страны, главенствующим религиям. Особый интерес представляют социально-культурные отличительные черты в Японии. Взаимоотношения в семье, в школе, на работе во многом не похожи на привычные для стран Запада правила общения.
Особое место в формировании японского менталитета занимает дошкольное образование. С самого детства маленьким японцам прививают навыки, которые пригодятся им для успешной жизни в японском обществе. При анализировании особенностей системы дошкольного образования можно понять, какие личностные качества японцы ценят больше всего, какие навыки считают самыми важными для жизни.
Актуальность данной работы заключается в том, что анализ японского менталитета и его сравнение с национальными характерами в других странах невозможны без обращения к системе образования. Дошкольное образование, в которое входят как воспитание в семье, так и посещение детьми детских садов и других воспитательных организаций, имеет фундаментальное значение, так как именно на ранних этапах развития человека закладываются его основные ценности. Также важно заметить, что Япония известна своим (хотела сказать, что дети в Японии очень самостоятельные и ответственные, приучены к основным правилам японского общества и т. д., в общем, как маленькие взрослые). Также анализ системы дошкольного образования и степени ее развитости могут помочь в выявлении причин демографического кризиса, который на данный момент является одной из главных проблем в стране.
Цель данной работы заключается в анализе особенностей дошкольного образования в Японии на протяжении периода с 1990 г. по современное время.
Задачи:
1. Проанализировать основные изменения, произошедшие в системе дошкольного образования Японии за рассматриваемый в работе период.
2. Выявить основные типы воспитательных организаций и их отличия друг от друга.
3. Найти взаимосвязь между проблемами в системе дошкольного образования и демографическим кризисом.
4. Рассмотреть основные принципы воспитания в японских семьях и их изменения на протяжении всей истории страны.
Объектом в данном исследовании является японское общество с 1990 г. по современное время.
Предметом данной работы выступает система дошкольного образования в Японии в промежуток с 1990 г. по современное время.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 – по современное время. Нижняя граница данной работы совпадает с годом проведения реформы образования Японии. Проведение данной реформы привело к изменению системы дошкольного образования как части национальной системы.
ГЛАВА I СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ЯПОНИИ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1.1 Взаимосвязь демографического кризиса в Японии и проблем дошкольного образования
Сохранение и сбережение населения является одним из важнейших направлений национальной политики, практически для любого государства. Ведь количественные и качественные параметры населения уже давно вышли за рамки чисто демографических показателей. Сегодня данные параметры зависят и влияют на множество сторон жизни страны. Уже невозможно оспорить, что демографическая ситуация самым непосредственным образом связана с экономикой, здравоохранением, образованием, экологией, безопасностью.
Под демографической безопасностью понимается функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса.
Одной из характерных тенденций присущих практически для всех развитых стран являются низкие показатели естественного прироста населения при одновременных высоких показателях продолжительности жизни, что, в конечном счете, приводит к депопуляции и общему старению населения. Поэтому многие страны западной Европы, Россия, Канада и др. вынуждены решать демографические проблемы путем привлечения мигрантов, что в свою очередь порождает проблемы их адаптации к новым условиям жизни. Однако, несмотря на все сложности, которыми сопровождается процесс принятия в данные страны мигрантов, страны Западной Европы и Россия продолжают данный процесс, а такие страны как США и Канада основаны и построены мигрантами. Особняком в данном ряду стран стоит Япония, которая испытывает аналогичные демографические проблемы, одновременно усугубляя их национальным менталитетом, психологией и образом жизни.
Начиная с 2010 года, в стране наблюдается непрерывное снижение численности населения.
При снижении уровня рождаемости и демографической ситуации снижается количество детей младшего дошкольного возраста. Для государства становится приоритетной задача ежегодного увеличения численности поступающих в дошкольные образовательные учреждения.
Как видно, за последние 13 лет численность населения Японии сократилась почти на 2 млн. человек. Причина японских демографических проблем кроется в резком старении населения при крайне низких показателях рождаемости. В 2017 году японское статистическое бюро провело анализ демографических тенденций страны и пришло к выводу, что при существующей тенденции к 2053 году численность населения страны сократиться до 100 млн. чел., а к 2065 до 88 млн. Численность японцев не старше 14 лет снижается со скоростью 1 человек в 100 секунд.
С другой стороны, экономическое благополучие, развитая медицина в совокупности с особенностями местного питания и климата привели к тому, что Японцы являются нацией долгожителей и по данному показателю занимают ведущее место в мире. Так по состоянию на 2016 год, продолжительность жизни мужчин составляла почти 81 год, а женщин – чуть больше 87 лет. В 2017 году около 68 тысяч японцев перешагнули рубеж в 100 лет, для сравнения: в России – 7 тысяч человек. Прогнозы ООН говорят, что в Японии в 2050 году будет почти один миллион людей в возрасте более ста лет.
Данная ситуация ложится тяжелым бременем на экономику страны. С каждым годом увеличиваются затраты на пенсии, здравоохранение и социальную сферу. Численность молодых людей, обслуживающих стариков, снижается. Сокращение численности трудоспособного населения и налогоплательщиков ведет к стагнации экономики.
К такой ситуации привел целый ряд факторов экономического, социального и психологического характера, многие из которых являются уникальными для Японии и японцев как нации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Воронцова Е. А., Особенности развития интернационализации высшего образования в Японии // Педагогика. — 2022. — Т. 86, № 4. — С. 114-121.
2) Головина Н. А. Параллель в образовательной системе России и Японии// НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ. Сборник научных статей по материалам II ежегодной международной научно-практической конференции. Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса. 2015 С. 14-17
3) Дубровина О. В., Основные направления культурной дипломатии современной Японии // Власть. — 2019. — № 4. — С. 234-242.
4) Ершова К. Е., Японская система образования: интеграция технологий // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 120-124
5) Колбасеева Д., Хорсун Д. Гендерный фактор в политике азиатских стран на примере Японии//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В НАШИ ДНИ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы XLIII Всероссийской научно-практической конференции. Том 2 часть. Ростов-на-Дону, 2021. С. 142-147
6) Котелевская Е. Н., Евдокимова Н. В. Проблемы в воспитании детей Японии//ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ 2019. Сборник статей IX Международного научно-исследовательского конкурса. В 2 ч.. Том 2. Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич. 2019. С. 279-281
7) Кречетников К.Г., Заможская В.С. Рынок образования в Японии//СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МИРОВОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. 2016. № 10. С. 7-10
8) Кротова В. С., Солпина Н. Г. Система образования в современной Японии// МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ РОССИИ. Сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 329-330
9) Население Японии [Электронный ресурс] // countrymeters: сайт. – URL: https://countrymeters.info/ru/Japan (дата обращения 14.09.2023)
10) Петрыгин С.Б. Особенности воспитательного процесса в Японии// МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. Материалы ХХV Рязанских педагогических чтений: в 2 томах. Том 1. Под общей редакцией Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной, Л.И. Архаровой. 2018. С. 131-134
11) Потапов Т. Н. Социально-психологические установки населения как фактор демографической безопасности государства (на примере Японии)//БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том Часть 2. Отв. редактор С.А. Бондарева. Волгоград, 2021. С. 100-105
12) Саакян А.Р. Демографические изменения в Японии во второй половине XX - начале XXI В. И их влияние на численность и качественные характеристики рабочей силы / А.Р. Саакян // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. – 2015. – №2. – С. 73-93
13) Труфанова А. Н. Сравнение систем дошкольного образования в России и Японии// WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. Сборник статей LXVI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 70-73
14) Япония расширяет подготовку специалистов по искусственному интеллекту // Зарубежное военное обозрение. — 2019. — № 2. — С. 84.
15) Fujisaki, M. & Ohinata, M. «Ikuji no naka deno Rinsyo hattatsu shien»(Клиническая поддержка для воспитания детей) // Токио . – 2010
16) Portal Site of Official Statistic of Japan [Электронный ресурс] // e-Stat: сайт URL: https://www.e-stat.go.jp/en (дата обращения 14.09.2023)
17) Pradyumna K. Japan in the 21st Century: Environment, Economy, and Society/ K. Pradyumna. – Louisyille: University Press of Kentucky, 2005. - 401 p.