Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты самореализации личности студентов…….6
1.1. Понятие самореализации……………………………………………….…6
1.2. Характеристика личностной и профессиональной самореализации студентов………………………………………………………...…….…..10
1.3. Особенности профессиональной самореализации студентов…….…14
Выводы по главе 1…………………………………………………….……..…..16
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональной самореализации студентов вузов культуры……………………………………………………....18
2.1. Методики исследования профессиональной самореализации студентов вузов культуры…………………………………………………………………..18
2.2. Анализ результатов исследования профессиональной самореализации студентов вузов культуры……………………………………………………….20
Выводы по главе 2……………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………….………....29
Список литературы……………………………………………………..…..……31
Приложение………………………………………………………………..…..…34
Фрагмент для ознакомления
2
Основными направлениями модернизации и развития высшего образования в России являются не только приобретение будущими специалистами основных знаний, но и развитие творческих способностей, формирование ценностных представлений о мире. Поэтому в государственных документах и работах ученых обращается внимание на необходимость направления воспитания и обучения молодежи на развитие их творческой самореализации, так как это является ключевым условием и движущей силой для профессионального и личностного роста будущих специалистов.
Актуальность данного исследования заключается в том, что система высшего образования является неотъемлемой составляющей современного общества и отражает изменения на всех уровнях социальной, экономической, политической и духовной жизни страны. Она также является частью развития современной культуры, так как выполняет важные образовательные функции. Это особенно важно при изучении образовательного процесса в вузах культуры, где он функционирует как социализационный процесс и определяет культурное мастерство.
Социально-педагогические требования к организации социокультурной среды вузов, определенные в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в области культуры, уделяют особое внимание помощи человеку в реализации его внутренних и личностных возможностей через активное участие в деятельности или самореализацию. При обучении в высших учебных заведениях в области культуры важно создавать условия для самореализации не только в процессе усвоения знаний, умений и навыков, но и через активное выражение личности. Поэтому проблема социокультурной самореализации рассматривается в теоретико-методологических и организационных рамках социально-культурной деятельности.
Общей теоретико-методологической основой исследования явились философские, культурологические и социологические теории о самореализации личности (Л. Н. Боголюбов, Л. Н. Коган, В. Е. Кемеров, А. А. Швейцер, Э. Фромм и др.); идеи отечественных ученых о способах самореализации личности (Л. А. Коростылева, А. К. Маркова, А. А. Реан, Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Рудкович и др.); педагогические теории самореализации личности (Л. В. Ведерникова, И. С. Кон, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др.).
Цель – выявить особенности профессиональной самореализации студентов вузов культуры
Проблема самореализации актуализируется в периоды стремительных социальных изменений, которые ставят человека в ситуацию быстрого реагирования на происходящие трансформации, осмысления и переосмысления себя и своего места в социуме, в жизни. Проблема развития профессиональной деятельности студентов вузов культуры многогранна и требует глубокого научного исследования по многим направлениям. В нашем исследовании рассматривается одна из таких проблем - профессиональная самореализация студентов вузов культуры.
Объект – самореализация студентов вузов культуры
Предмет – процесс профессиональной самореализации студентов вузов культуры
Задачи:
- определить понятие и виды самореализации;
- описать характеристики личностной и профессиональной самореализации;
- изучить особенности профессиональной самореализации студентов вузов культуры;
- изучить особенности профессиональной самореализации студентов вузов культуры;
- изучить методики исследования профессиональной самореализации студентов вузов культуры
- проанализировать результаты исследования.
Гипотеза – у студентов вузов культуры наряду с профессиональной самореализацией будет ярко выражена личностная самореализация, так как они стремятся к профессиональной самореализации не только в профессиональном качестве, но и в творческом плане.
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам исследования;
- изучение методик исследования профессиональной самореализации студентов вузов культуры.
- анализ экспериментальных данных, их представление и интерпретация.
Методики исследования:
Опрос проводился в форме тестирования с помощью следующих методик:
• Методика САТ Э. Шострома;
• Методика СЖО Д.А. Леонтьева;
• Методика самореализации С.И. Кудинова.
На основании вышеизложенного была определена тема исследования: «Профессиональная самореализация студентов вузов культуры».
Сформулированные цель и задачи определили структуру курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Наше исследование проводилось на базе «Кемеровского государственного института культуры» в г. Кемерово, количество испытуемых 20 человек.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквинский, Ф. Сумма теологии. Часть 3 Вопросы 60-90 [Текст] / Ф. Аквинский; - Киев; Ника-Центр, 2015 - 504 с.
2. Белых И.Л. Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета, Рубрика: Проблемы высшего образования; статья в выпуске: 3, 2013 г.
3. Бурченкова, Л. Ш. Опыт теоретического анализа проблемы самореализации с целью создания авторской модели / Л. Ш. Бурченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 515-519.
4. Воюшина , Е .А . О соотнесении понятий «Самореализация» , «Самоактуализация» и «Акме» 2016 №10.
5. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 73-76.
6. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогике к
педагогике свободы / Газман О.С.; под ред. А.О. Зверева. – Москва, Мирос, 2002 – 107 с.
7. Голубева, Е. В. Развитие личности профессионала : учебное пособие / Е. В. Голубева, А. Е. Лызь; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южный федеральный университет, Инженерно-технологическая академия. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2017. – 89 с.
8. Зобов, Р.А. Самореализация человека: введение в человекознание [Текст] / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев – СПб: Изд- во С.-Петерб. Ун-та, 2001 –280 с.
9. Зуева С.П. Самореализация человека в профессиональной / Зуева С.П.
[Электронный ресурс]// Концепт деятельности: науч.-метод. Электронный журнал. -2013.- № 02 (февраль).
10. Иванова, И. В. Самопознание и саморазвитие : учебник : [16+] / И. В. Иванова ; под ред. М. И. Рожкова. – Москва : Директ-Медиа, 2023. – 316 с.
11. К. А. Ащеулова, Н. В. Нятина, Специфика профессиональной самореализации современного студента, 2019 г.
12. Коростелева Л. А. Психология самореализации личности [Электронный ресурс]: Основные сферы жизнедеятельности: Дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01. — М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). Российская государственная библиотека, 2 год (электронный текст)
13. Максименко С. Д. Субъектный подход в изучении профессиональной
самореализации [Электронный ресурс] / Максименко С.Д., Осѐдло В.И.
[Электронный ресурс]// Психология и право. – 2011 – № 1 – С. 1 – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39330.shtml, свободный. – Загл. с титул. экрана. – Яз. рус.
14. Минюрова, Светлана Алигарьевна. Психология самопознания и саморазвития [Электронный ресурс] [Текст] : учебник. - 2-е издание, стереотипное. - Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2016. - 474 с.
15. Репецкий, Ю.А. Рефлексивно-дичностный подход к самоопределению как смысло-динамическому процессу //Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования [Текст] /Под ред. А. В.Карпова, И. Н.Семенова, В. К.Солондаева. / Репецкий Ю.А.,Семенов И.Н. М.- Ярославль. ИРПТиГО. 2004 С.65-77
16. Сократ, Новая философская энциклопедия.[Текст] — 2-е изд., испр. И допол. — М.: Мысль, 2010 — Т. 1—4. — 2816 с.
17. Соловых, О. В.О теоретических аспектах самоактуализации личности / Соловых О. В.2011. № 62011. № 6 (Гуманитарные науки)
18. Фрейд, З. Психология бессознательного. [Текст] / З. Фрейд. – СПб.:Азбука, 2015 - 288с.
19. Fromm E. The revolution of hope. New York, 1968.
20. Maslow A.H. Motivation and personality. New York: HarperCollins, 1987.