Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Джаз в пространстве зрелищной культуры
1. 1. Джаз как направление музыки
1.2. Джаз в пространстве культуры
Глава 2. Театр в эпоху джаза за рубежом
2. 1. Джаз в театральных выступлениях
2. 2. Популярные джазовые спектакли и исполнители
Глава 3. Театр и джаз в культуре СССР
3. 1. История возникновения направления
3. 2. Теа-джаз в художественной культуре СССР 1920–1930-х гг.
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Джаз – жанр музыки, возникший в начале 20 века. Он оказал разное влияние на разные культуры, включая афроамериканцев и европейских иммигрантов, приехавших в Америку в поисках работы и свободы.
Эстетика джаза в театре опирается на особый тип сотрудничества, выходящий за рамки репетиций и постановок. Театральный джаз имеет художественные импульсы, родственные западным театральным авангардным традициям — особый вид сопротивления существующим социально-политическим структурам, интерактивные отношения со зрителями.
В театрализованном представлении сюжетная музыка, звучащая по ходу действия, может решать разные драматургические задачи, использоваться для воплощения различных образных начал, настроений. Многие деятели художественной культуры XX столетия – режиссеры, хореографы, балетмейстеры, художники, архитекторы ощутили в ритмах джаза пульс современной им жизни, восприняли джаз как духовный ренессанс, мессию.
В XXI веке наблюдается возрождение популярности джазовой музыки. В 2000-е годы появилось поколение джазовых музыкантов, находившихся под влиянием как традиционных, так и современных стилей джаза. Эти артисты помогли сохранить музыку свежей и актуальной в современном мире.
Цель работы – рассмотреть джазовую музыку в театрализованных представлениях.
Задачи работы:
- рассмотреть джаз как направление музыки;
- проанализировать джаз в пространстве культуры;
- рассмотреть джаз в театральных выступлениях;
- изучить популярные джазовые спектакли и исполнители;
- рассмотреть история возникновения направления «теа-джаз»;
- проанализировать теа-джаз в художественной культуре СССР 1920–1930-х гг.
Глава 1. Джаз в пространстве зрелищной культуры
1. 1. Джаз как направление музыки
Джаз зародился в конце 19- го века в дельтах Миссисипи и достиг совершеннолетия в Золотую эпоху, охватывающую половину 1900-х годов. Эта уникальная американская традиция выходит за рамки просто великолепной музыки. На протяжении всей своей истории она была позитивной объединяющей силой, прославляющей разнообразие и свободу.
XIX век закрепился в истории русской культуры как «золотой век». Это объясняется тем, что практически все аспекты духовной культурной составляющей в этот период получили свое мощнейшее развитие, в том числе и музыка. Золотой век – это период расцвета культуры, искусства и науки, который характеризуется высоким уровнем достижений в различных областях.
Одной из его отличительных черт является импровизация, в которой участники выражают свое творчество и индивидуальность, создавая единое целое. Это идеальная метафора для объединения людей всех культур и слоев общества, объединения сообществ и улучшения жизни во всем мире.
«Частично он развился на основе рэгтайма и блюза и часто характеризуется синкопированными ритмами, полифонической ансамблевой игрой, разной степенью импровизации, часто преднамеренными отклонениями высоты звука и использованием оригинальных тембров. Джаз с самого своего зарождения на рубеже 20-го века был постоянно развивающейся, расширяющейся, меняющейся музыкой, проходящей через несколько различных фаз развития» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баташев, А. Советский джаз: исторический очерк / А. Баташев ; ред. А. В. Медведева. - Москва: Музыка, 1972. - 173 с.
2. Бородина, Г. В. История джаза: основные стили и выдающиеся исполнители / ред.: Г.Д. Сахаров, Г. В. Бородина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 350 с.
3. Верменич Ю. Джаз: История. Стили. Мастера / Ю. Верменич. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. - 606 с.
4. Коваленко А.Н. Джаз и отечественная музыкальная культура 1920-х годов / А. Н. Коваленко // URL: https://s.science-education.ru/pdf/2013/6/865.pdf (дата обращения 21.09.2023).
5. Корнев, П. К. Джаз в культурном пространстве ХХ века / Автореферат кандидатской диссертации. 24.00.02, кандидат культурологии. Санкт-Петербург, 2009. – 22 с.
6. Левайн М. Теория джаза / Пер. Н. В. Юговой. – М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. – 331 с.
7. Лоуренс В. Джаз и американская культура / В. Лоуренс // Журнал американского фольклора. - Т. 102. - № 403, январь-март 1989. - С. 6-22.
8. Политковская К.В. Теа-джаз в художественной культуре СССР 1920–1930-х годов / К. В. Поликтовская // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tea-dzhaz-vhudozhestvennoy-kulture-sssr-1920-1930-h-godov (дата обращения 21.09.2023).
9. Савран Д. В поисках души Америки: театр в эпоху джаза / Д. Савран // Театральный журнал. - Том. 58. - № 3, Театр «Слух» (октябрь 2006 г.). – С. 459-476.
10. Сыров В. Н. Джаз и европейская традиция / В. Н. Сыров // Проблемы музыкальной науки : российский научный специализированный журнал / гл. ред. Л. Н. Шаймухаметова. - 2007. - N.1. - С.159-165.
11. Шак, Ф. М. Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ – начала ХХI в. Автореферат докторской диссертации. 17.00.02 – Музыкальное искусство / М. Ф. Шак. - Ростов-на -Дону, 2018. – 49 с.