Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современного государственного строительства в России является формирование оптимального административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Это важнейшая составляющая территориальной организации общества, на основе которой, в частности, строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных органов. В последние годы на необходимость совершенствования территориальной организации государства указывают не только ученые, но и высшие руководители страны.
Необходимость рассмотрения данного вопроса практически полностью определяется его актуальностью для процесса оптимизации федеративного устройства, происходящего на фоне модернизации всей политико-правовой системы государства, значительная часть которой является достаточно традиционной для практики федерализма. Прежде всего, это создание новых укрупненных субъектов путем слияния двух и более существующих субъектов РФ и последующее образование административно-территориальных единиц с особым статусом в границах автономных округов, ранее являвшихся самостоятельными субъектами РФ.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании конституционно-правового порядка образования и вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы конституционного права, регулирующие порядок образования и вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов.
Целью исследования является исследовать конституционно-правовые проблемы порядка образования и вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть конституционно-правовое регулирование образования и вхождения в состав Российской Федерации нового субъекта;
2.исследовать конституционно-правовые основы вхождения новых территорий в состав Российской Федерации;
3.рассмотреть инициативу образования в составе Российской Федерации нового субъекта;
4.иследовать референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;
5.определить особенности проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Методологическая основа исследования. Существуют общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как формально-юридические методы, и системно-структурные методы, задействованные при изучении федеральных территорий в системе современного федерализма.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство в сфере конституционного права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по конституционному праву, такие как: Майборода В.А., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю., Нудненко Л.А., Разуваев Н.В., Трегубов М.В., Хабриева Т.Я. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Конституционно-правовые основы образования и вхождения в состав Российской Федерации нового субъекта
1.1.Конституционно-правовое регулирование образования и вхождения в состав Российской Федерации нового субъекта
Современная дискуссия об оптимальном количестве субъектов Российской Федерации наглядно иллюстрирует всю совокупность противоречий, накопившихся в федеративном устройстве России за многие годы.
В 1993 году совершенствование федеративного устройства в России не являлось проблемой, главной задачей было сохранение единства государства и недопущение распада страны. Формирование федеративного государства происходило на фоне "парада суверенитета", и это явление коснулось не только республик, но и многих субъектов федерации, образованных по территориальному принципу. В этих условиях субъектный состав, предусмотренный ст.65 Конституции РФ, сформировался со всеми недостатками, которые неоднократно отмечались в исследованиях, посвященных данной проблематике. Существующая субъектная структура Российской Федерации также может быть понята как пережиток несовременной структуры советского государственного строительства .
Существующая субъектная структура Российской Федерации также может пониматься как пережиток советского государственного строительства с национальным архаизмом, не отвечающим современным требованиям.
Все виды субъектов федерации перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Это указывает на государственные образования, составляющие Федерацию и являющиеся равноправными участниками соответствующих конституционных правоотношений. Следовательно, обязанности каждого субъекта равны в их отношениях с Федерацией и друг с другом. Тот факт, что в Конституции РФ четко указаны наименования всех субъектов Федерации, исключает возможность одностороннего выхода какого-либо субъекта из состава Федерации. Российская Федерация не имеет права на сецессию, т.е. на выход из состава Федерации. Легитимность такого положения основывается на волеизъявлении народа при принятии Конституции РФ.
Конституция РФ не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации.
Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Это должно осуществляться в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта".
Конституция предусматривает образование новых субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным конституционным законом (ч.2 ст.65). Изменение статуса субъектов Российской Федерации и отказ от статуса субъектов Федерации при их объединении осуществляются по взаимному согласию Федерации и ее субъектов в соответствии с Федеральным конституционным законом .
Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» закрепляется, что образование нового субъекта Федерации определяется как объединение двух или более субъектов Федерации (но не разделение существующего субъекта на два или более новых субъектов), причем эти субъекты обязательно должны иметь общую границу. Из указания на то, что формирование нового субъекта Федерации может породить за собой прекращение существования объединяющихся субъектов, следует, что союз возможен в двух формах:
-слияния с формированием нового субъекта Федерации;
-присоединения одного субъекта к другому.
Однако это, как представляется, не совсем согласуется с определением понятия "образование нового субъекта Российской Федерации". В этой связи следует сказать, что Закон нуждается в дальнейшем уточнении. В любом случае необходимо исходить из того, что образование нового субъекта Федерации представляет собой объединение двух и более субъектов Федерации, что автоматически влечет за собой прекращение существования соответствующих субъектов.
Официальное образование нового субъекта РФ может исходить только от самого субъекта, принявшего решение об объединении, и должно быть оформлено в виде рекомендации (письма) Президенту РФ.
Таким образом, весь процесс образования нового субъекта Федерации можно разделить на четыре основных этапа
1) выдвижение инициативы об образовании нового субъекта Федерации;
2) подготовка и проведение референдума;
3) утверждение Федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Федерации;
4) промежуточный период, в течение которого старые субъекты Федерации постепенно исчезают, а новые субъекты Федерации начинают полноценно функционировать.
На наш взгляд, объединение регионов способствует формированию единого правового поля на территории страны и унификации регионального законодательства, что, с одной стороны, улучшает федеративные отношения, а с другой - положительно сказывается на развитии экономики.
Благодаря этому реализуются требования более эффективной социально-экономической политики государства, обеспечивается сбалансированность доходов и расходов в укрупненных субъектах Российской Федерации, повышается уровень жизни местного населения, развивается экономическая база. Это осложняется природными, демографическими и социально-экономическими различиями отдельных территорий.
Поэтому даже по формальным признакам процесс масштабной интеграции субъектов Союза не представляется абсолютно эффективным решением. Очевидно, что необходима дифференцированная региональная политика. Эффективность проводимой процедуры объединения лучше всего иллюстрирует динамика социально-экономических данных до и после объединения. Однако провести подобное исследование ситуации "после слияния" нереально. Это связано с тем, что автономные округа, утратившие статус субъектов Российской Федерации, исчезают из официальной статистики государственных органов.
Проблема оценки теоретических и практических аспектов современного устройства России как федерации оказалась весьма многогранной и требует анализа с различных точек зрения.
В широком смысле структура федеративного государства раскрывается не только через анализ его субъектного состава, но и через изучение регионального распределения федеральных полномочий (президентских, исполнительных и судебных), административно-территориального и муниципального деления субъектов федерации, национального, этнического, языкового и религиозного многообразия государства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916.
3. Безруков, А. В. Изменение субъектного состава Российской Федерации в условиях совершенствования федеративных отношений / А. В. Безруков // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 12(120). – С. 22-24
4. Борисов И.Б., Головин А.Г. Право на референдум: 25 лет конституционно гарантированному демократическому институту // Гражданин. Выборы. Власть. 2018. № 4. С. 5 - 18.
5. Головин А.Г. О сущности права на участие в референдуме в контексте делегирования власти народом // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 10. С. 90 - 101.
6. Клычев Р.А. Конституционализация правового регулирования референдума как инструмента реализации народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 14 - 17.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
8. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
9. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
10. Кустов С.С. Новеллы федерального законодательства о территориальной организации местного самоуправления: практика реализации / С. С. Кустов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2018. – № 4(35). – С. 75-83.
11. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
12. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
13. Степанова А.А. Заметки о референдуме // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 28 - 33.
14. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. №10. С.19 - 23.
15. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.
16. Шустров Д.Г. Конституция и учредительная власть: проблема ограничения // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 2. С. 29 - 39.
17. Эбзеев Б.С. Народный суверенитет и представительство народа: доктринальные основы и конституционная практика // Электоральная демократия: российский опыт / под общ. ред. Б.С. Эбзеева. М.: РЦОИТ, 2017.