Фрагмент для ознакомления
2
Пространство и время – являются одними из главнейших категорий художественного произведения, которые отображают объективную реальность через систему языковых средств. Пространство и время представлены в событии в виде пространственно-временных координат бытия. Значимость концепции пространства и времени в литературном произведении заключены в поиске способов отображения бытия писателем, а также в возможности синтеза картины мира автора и национального сознания, путем анализа языковых средств [12, с.65].
Хронотоп - это понятие, введенное литературным теоретиком Михаилом Бахтином, которое описывает временно-пространственное устройство литературного произведения. Хронотоп включает в себя два аспекта: хронотоп времени и хронотоп пространства. В литературном произведении хронотоп формирует особый контекст и определяет отношения между персонажами, событиями и окружающим миром.
Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только на рациональном, и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет в небытие. Понятия пространства и времени является важнейшим и самым загадочным свойством Природы или, по крайней мере, человеческой сущности. Представление о пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих знанием наук и опытом их истории, понять сущность времени - пространства не дали однозначных ответов на поставленные вопросы [18, с.65].
Значительный интерес к проблеме определения природы пространства и времени нисколько не снижается, и это вполне закономерно: влияния данных факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить.
В конкретном хронотопе в зависимости от сюжетного и композиционного построения эпизода может доминировать либо художественное время, либо художественное пространство.
Термин «хронотоп» М.М. Бахтина для определения пространственных и временных характеристик давно вошел в практику искусствоведения, в частности, стал широко использоваться при анализе фильмов. Однако в последнее время начало утверждаться мнение, что данное понятие лишено конкретного содержания и потому не может быть использовано при анализе произведений. В произведениях, в которых преобладает «горизонтальный монтаж», действие развивается в многочисленных пространствах, темпоральные же характеристики представлены небольшим промежутком условно настоящего времени, а сюжетно важную роль играет прошлое экранных героев. Мы опираемся на понимание Д.С. Лихачева художественного времени как «явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время, и философское его понимание писателем» [23, с. 21].
Мы также солидарны с Ю.М. Лотманом в оценке художественного пространства, которое не сводится к одному только простому воспроизведению тех или иных локальных характеристик реального ландшафта, а представляет собой «модель мира данного автора» и является континуумом, в котором размещаются персонажи, и совершается действие [26, с. 418].
В хронотопе времени выделяются два аспекта. Во-первых, это хронологическая последовательность событий, их порядок и продолжительность. Во-вторых, это переходы между прошлым, настоящим и будущим внутри произведения. Хронотоп времени может быть линейным, когда события идут одно за другим в хронологическом порядке, или может быть нарушенным, когда происходят перемещения во времени, флэшбеки или предвосхищения будущих событий.
Хронотоп пространства отражает описание мест, в которых развиваются события произведения, и их роль в создании атмосферы и характеров персонажей. В произведении может быть одно или несколько мест действия, они могут быть реальными или вымышленными, иметь символическое значение. Пространство может быть описано детально или быть абстрактным и смысловым. Возникающий хронотоп в литературном
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1Арбузова, Н. А. Отражение пространства в языке // Известия ВГПУ. 2019. с.7 (140). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-prostranstva-v-yazyke (дата обращения: 23.09.2023).
2Арутюнова, Н.Д. О новом, первом и последнем // Логический анализ языка: язык и время / Н.Д. Арутюнова: сб. ст. - М. : Индрик, 2017. – 500 с.
3Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности: К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - СПб.: «Азбука», 2000. - 336 с.
4Берберова, Н.Н. Михаил Булгаков и его время. Биография / Н.Н. Берберова. - М.: Пресса, 1999. - 475 с. - ISBN 154-5-8432-8745-6 – Текст: непосредственный.
5Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Сост. Чернец Л.В., Хализев В.Е., Бройтман С.Н.// Под ред. Чернец Л.В. - М.: Высшая школа, 2019. – 173 с.
6Введение в литературоведение. Хрестоматия / Сост.: Николаев П.А., Руднева Е.Г., Хализев В.Е., Чернец Л.В. // Под ред. Николаева П.А. - М.: Высшая школа, 2017. – 350 с.
7«Время в мире Водолазкина течет сквозь людей и сквозь пространство»: «Редакция Елены Шубиной» — о новом романе «Чагин» https://www.sobaka.ru/entertainment/books/155012 (дата обращения: 23.09.2023).
8Горбатенко, О. А. Ретроспективная и перспективная модели в определении момента времени суток: (языковая картина мира) / О.А. Горбатенко // Речь. Речевая деятельность. Текст. – Таганрог, 2020. – С. 31-33.
9Горбатенко, О. А. Система и функционирование лексем русского языка со значением единиц измерения времени в свете учения о языковой картине мира: Автореферат дисс. … канд. филол. наук. / О.А. Горбатенко, – Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2021. – 22 с.
10Грушина, Н.Б. Концепт «время» в дискурсе современных художественно-публицистических журналов: на материале журнала «Новый мир»: Автореферат дисс. … канд. филол. наук. / Н.Б. Грушина. СПб: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 2022. – 16 с.
11Дашевская, О.А. Структура действия в современной советской драматургии (пространственно-временная организация). Автореф. дис. канд. / О.А. Дашевская – Томск, 1987. – 18 с. – Текст: непосредственный.
12Дедова, М. Е. Литературоведение / М. Е. Дедова. - М.: Приор-издат, 2016. -112 с.
13Дейк, Т.А. К определению дискурса [Электронный ресурс], 1998. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm (дата обращения: 07.09.2023).
14Дешериева, Т. И. Лингвистический аспект категории времени в его отношении к физическому и философскому аспектам / Т.И. Дешериева // Вопросы языкознания. – 2020. – с.2. – С. 111-118.
15Джуанышбеков, Н.О. Проблемы современного сравнительного литературоведения. Дис. доктор. / Н.О. Джуанышбеков – Алматы: КазГУ, 1996. – 434 с. – Текст: непосредственный.
16Ибрагимова, В.Л. Отражение в языке категории пространства // Исследования по семантике: семантика слова и фразеологизма. Уфа: Изд-во БГУ, 2016. С. 18-26.
17Каплан, И.Е. Анализ произведений русской классики / И.Е. Каплан. - М.: Новая школа, 2020. - 100 с.
18Лихачев, Д.С. Избранное / Д.С. Лихачев. – М., 2000. – 420 с.
19Лотман, Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. - М., 2015. - 544 с.
20Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие / В. А. Маслова. - 2-е изд. - Мн. : ТетраСистемс, 2015. – 900 с.
21Николова, А. Категория пространства, ее языковая репрезентация и лингвистическое описание Текст // Проблемы когнитивного и функционального описания русского и болгарского языков. Шумен, 2020. С. 59-92.
22Осыка, М. В. Способы вербализации концепта «пространство» (на материале русской и французской топонимической фразеологии). – Иркутск: Вестник ИГЛУ, 2019. - с. 3.
23Попова, З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях /З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2019. - 340 с.
24Рябинина, Н.В. Основы анализа художественного текста: учебное пособие для вузов, по направлению и специальности «Филология»: для иностранцев, изучающих русский язык: рек. УМО вузов РФ / Н. В. Рябинина. – М.: ФЛИНТА, 2015. - 272 с.
25Серафимова, В.Д. История русской и зарубежной литературы ХХ века / В.Д. Серафимова. - М.: ИНФРА, 2015. - 540 с.
26Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / Л. И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974. - 509 с. – Режим доступа: http://litena.ru/literaturovedenie/index.shtml.
27"Чагин" - роман не только о времени и памяти, он - о вымысле. Роль вымысла в человеческом опыте велика": Вышел новый роман Евгения Водолазкина https://rg.ru/2022/10/20/lichnost-eto-pamiat.html (дата обращения: 23.09.2023).