Фрагмент для ознакомления
2
В психолого-педагогической сфере существует достаточное количество наработок, которые свидетельствуют о характерных особенностях психики детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это период развития ребенка от 3 до 6 лет, включающий в себя овладение социальным окружением через взаимодействие со значимыми взрослыми, а также через игровые действия со сверстниками. В этот период дети проходят через значимые этапы физического, когнитивного, эмоционального и социального развития [6, с.370]. В дошкольном возрасте дети обычно начинают развивать навыки самостоятельности, социальные навыки, речь, воображение и формируют основы знаний о мире вокруг них. Для детей дошкольного возраста игра является важным средством обучения и экспериментирования.
Дошкольный возраст, который обычно охватывает период с 3 до 7 лет, является важным этапом в развитии ребенка. В этом возрасте дети продолжают исследовать мир вокруг себя и активно учатся новым навыкам. Вот некоторые характеристики этого периода:
Физическое развитие: Ребенок в этом возрасте становится все более ловким и сильным [36, с.75]. Он развивает мелкую моторику и грубую моторику, усиливает свои способности к бегу, прыжкам и балансу.
Когнитивное развитие: Дети в дошкольном возрасте активно учатся и познают мир. Они начинают развивать абстрактное мышление, улучшают свою способность к решению проблем и развивают воображение. Они также начинают понимать понятия времени, пространства и чисел.
Социальное и эмоциональное развитие: В этом возрасте дети начинают активно взаимодействовать с другими детьми. Они учатся делиться, сотрудничать и разрешать конфликты. Они развивают эмоциональную осведомленность, учатся управлять своими эмоциями и развивают социальные навыки.
Развитие речи: В дошкольном возрасте ребенок значительно расширяет свой словарный запас и развивает грамматические навыки. Он начинает использовать все более сложные предложения и учиться выражать свои мысли и чувства.
Игра и творчество: Игра и творческое выражение играют важную роль в дошкольном возрасте. Ребенок начинает играть в ролевые игры, использовать воображение и проявлять творческие способности через рисование, лепку и другие формы искусства.
Старший дошкольный возраст – это период развития детей от примерно от пяти до семи лет [48, с.261]. На этом этапе развития дети продолжают своё физическое, когнитивное и эмоциональное развитие, готовясь к поступлению в школу. В старшим дошкольном возрасте дети начинают развивать социальные навыки, а также улучшают свои коммуникативные способности, познавательные и моторные навыки. Этот возраст характеризуется более сложным мышлением, улучшенной концентрацией внимания и способностью к абстрактному мышлению.
Физическое развитие: В старшем дошкольном возрасте дети обычно становятся более ловкими, уверенными в своих движениях и развивают мелкую моторику [52, с.350]. Они могут осуществлять более сложные движения, такие как бег, прыжки и лазанье, и могут также начать осваивать навыки катания на велосипеде или качели.
Когнитивное развитие: В этом возрасте дети начинают активно исследовать окружающий мир и задавать много вопросов. Они развивают способность к абстрактному мышлению и начинают формировать представления о пространстве, времени и количестве. Их воображение расширяется, и они могут быть более творческими в своих играх и активностях.
Социальное и эмоциональное развитие: В старшем дошкольном возрасте дети начинают развивать более сложные взаимоотношения с другими людьми. Они могут проявлять интерес к играм с одногруппниками и начинают учиться делиться и сотрудничать. Проявляется большая самостоятельность и независимость от родителей, хотя ребенок всё ещё нуждается в их поддержке и руководстве.
Развитие речи и коммуникации: В старшем дошкольном возрасте дети значительно расширяют свой словарный запас и начинают использовать более сложные предложения[21, с.45]. Они могут более осознанно и эффективно выражать свои мысли и чувства. Также они обычно проявляют больший интерес к слушанию историй и участию в разговорах.
Колесникова И.С. на основе исследований Выготского Л.С., Божович Л.И., Мухиной В.С. и других учёных выделила несколько особенностей психики, которые присущи детям старшего дошкольного возраста:
1.Становление эмоциональной сферы.
2.Формирование социального «Я», представлений о себе и обществе в целом.
3.Развитие силы воли.
4.Развитие (предметного) сенсорного восприятия.
5.Развитие внимания, стабилизация непроизвольного внимания.
6.Формирование планирующей и контекстной функций речи.
7.Умственное развитие вследствие развития образного и логического мышления, осознанности действий [47, с.15].
Крамченинова Е.Ю. в своей работе «Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста», взяв в основу труды великих
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : книга для воспит. дет. садов / А. Г. Арушанова. ̶ Москва : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
2.Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – Москва : НЦ «ЭНАС», 2004. – 136 с.
3.Блонский, П. П. Память и мышление : учеб. Пособие / П. П. Блонский. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 288 с.
4.Блонский, П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. –ISBN 5-318-00216-1. – Текст: непосредственный.
5.Богуславская, З. М. Развивающие игры / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – Москва : Просвещение, 1991. ̶ 207 с.
6.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва : Просвещение, 1968. – 464 с. – Текст: непосредственный.
7.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : учеб. метод. пособие / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 1991. – 107 с.
8.Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития: Ран. диагностика и коррекция задержки психич. развития, 1 год обучения: Учеб.-метод. пособие для дефектологов / Н. Ю. Борякова. – Москва: Гном-Пресс, 1999. – 56 с. – ISBN 5-89334-128-7. – Текст: непосредственный.
9.Власова, Т. А О детях с отклонениями в развитии : учеб.-метод. пособие / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 235 с.
10.Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития : учеб. пособие / Т. А. Власова. ̶ М. : Мозаика-Синтез, 1984. – 205 с.
11.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций : учеб. пособие / Л. С. Выготский. ̶ Москва : Педагогика, 1983. – 328 с.
12.Выготский, Л. С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка : учеб. пособие / Л. С. Выготского. – Москва : Педагогика, 1983. ̶ 534 c.
13.Выготский, Л.В. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 140 с. – ISBN 5-7562-0100-9. – Текст: непосредственный.
14.Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий : учебное пособие / П. Я. Гальперин. – М. : Психология, 1976. – 298 с.
15.Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания : учеб. пособие / П. Я. Гальперин, Л. М. Кабыльницкая. – Москва : Моск. ун-та, 1981. ̶ 397 с.
16.Дети с задержкой психического развития. /Под. Ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной – Москва : 1984.- 256 с.
17.Демьянов, Ю. Г. Диагностика психических нарушений : учебник / Ю. Г. Демьянов. – Санкт-Петербург : ИД «МиМТоо» Респекс, 2001. – 214 с.
18.Домащенко, Н.А. Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для работы с детьми с задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС. – 2019. – 30 с. – Текст: непосредственный.
19.Дунаева З. М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического психического развития / З. М. Дунаева. – Москва : 1985. – 236 с.
20.Егорова, Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР / Т. В. Егорова // Дефектология. – 1992. – № 4. – С. 23-25.
21.Захарюта, Н. В Психологическая диагностика развития детей : учебное пособие / Н. В. Захарюта. – А. : Психология, 2002. – 101 с.
22.Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / О. В. Защиринская. – СПб. : Педагогика, 2009. 309 с.
23.Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность : учебное пособие / П. И. Зинченко ̶ Москва : Академия, 1961. ̶ 562 с.
24.Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Просвет, 2011. – 328 с. – ISBN: 978-5-9989-0398-4. – Текст: непосредственный.
25.Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 320 с. – ISBN 5-318-00495-4. – Текст: непосредственный.
26.Истомина, З. М. Развитие памяти : учебное пособие / З. М. Истомина. – Москва : Психология, 1978. – 236 с.
27.Истомина, З. М. Развитие памяти / З.М. Истомина. ̶ М. : Педагогика, 1978. ̶ 290 с.
28.Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения : учеб. метод. пособие / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, Р. Д. Шевченко. – Москва : Высш. шк., 2009. – 301 с.
29.Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Е. Е. Кравцова – Москва : Просвещение, 1996. ̶ 160 с.
30.Кудина, Н. А. Пальчиковая живопись как средство развития воображения у младших дошкольников с задержкой психического развития : диплом. раб. / Н. А. Кудина. – М., 2017. – URL : http://refleader.ru/jgeqasqasotr.html (дата обращения: 21.01.2019).
31.Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени. – Москва : Академия, 2003. – 480 с.
32.Кульчицкая, Е. И. Формирование взаимоотношений детей : учебное пособие / Е. И. Кульчицкая – Москва : Дошк. воспитание, 1964. ̶ 213 с.
33.Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей методич. разработка / Т. А. Давыдова. – М., 2000. – URL : http://www.studmed.ru/ladyzhenskaya-ta-red-rechevye-sekrety_f39b8c1adbb.html
34.Лебединский, В. В Нарушения психического развития в детском возрасте : учебник / В. В. Лебединский. ̶ Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
35.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с. – ISBN 5-7695-1947-9. – Текст : непосредственный.
36.Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : учебное пособие / А. Н. Леонтьев. – Москва : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
37.Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания / Избранные психологические произведения. Т.1. – Москва : Педагогика, 1983. – 391 с. – Текст: непосредственный.
38.Леонтьев, А.Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. – Л.: Учпедгиз, 1931. – 278 с. – Текст : непосредственный.
39.Лубовский, В. И. Обучение детей с задержкой психического развития : учеб. Пособие / В. И. Лубовский. – Смоленск : Педагогика, 1994. – 324 с.
40.Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – Москва : Педагогика, 1989. – 104 с. – ISBN 5-7155-0113-1. – Текст: непосредственный.
41.Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Лурия. М. : Просвещение, 1968. – 307 с.
42.Лутонян Н. Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР / Н. Г. Лутонян // Дефектология. ̶ 1977. – № 3. – С. 37-40.
43.Люблинская, А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. – Москва : Просвещение, 1971. – 415 с. – Текст: непосредственный.
44.Маркина, А. И. Особенности восприятия детей с ЗПР : метод. разраб. воспитания / А. И. Маркина. – Москва : Вече, 2016 – 480 с.
45.Марцинковская, Е. Н. Развитие осознания элементарных действий у детей дошкольного возраста / Е. Н. Марцинковская. – Москва : Рукопись, 1952. – 218 с.
46.Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с.– ISBN 5-7193-0080-5. – Текст: непосредственный.
47.Мухина, В. С. Возрастная психология : учебное пособие / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 1999. – 309 с.
48.Мухина, В. С. Возрастная психология. – М.: Изд. Академия, 1998. – 456 с. – ISBN 5-7695-0408-0. – Текст: непосредственный.
49.Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А. А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск, 2015. – URL : https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7212/ (дата обращения: 18.03.2019).
50.Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва : Психология образования, 2003. – 209 с.
51.Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с. – ISBN 5-691-00552-9. – Текст: непосредственный.
52.Носкова, Л. П. Дошкольное воспитание аномальных детей : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина – М. : Академия, 2008. – 409 с.
53.Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы : учеб. пособие. / Л. Ф. Обухова. – Москва : Тривола, 2005. – 360 с.
54.Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Власовой и др. – Москва: Просвещение, 1981. – 119 с. – Текст: непосредственный.
55.Оливер, Р. И. Исследование развития познавательной деятельности / Р. И. Оливер, Дж. А. Брунера, П. В. Гринфилд ; под ред. Дж. Брунера. – Москва : Просвещение, 1971. – 432 с.
56.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. – ISBN 978-5-769S-39I2-I. – Текст: непосредственный.
57.Поддубная, Н. Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР / Н. Г. Поддубная // Дефектология. – М., 1980. – № 4. – С. 34-40.
58.Психические особенности дошкольников с ЗПР./ Под ред. Ломпшера И. – Москва : «Педагогика»1984. – 184с.