Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1 Сложное предложение как языковое явление
1.1. Понятие сложного предложения.
1.2. Виды и особенности сложных предложений.
1.3. Исследования сложных предложений
Выводы по главе 1
Глава 2 Сложные предложения в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
2.1. Содержание повести А. Приставкина как предмет внимания разных исследователей
2.2. Виды сложных предложений в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
2.3. Анализ использования сложных слов в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Любой национальный язык является обширным материалом для исследований и наблюдений, особенно язык художественных произведений. Многими лингвистами признается, что «язык художественной литературы, ее классиков, лучших национальных прозаиков и поэтов должен быть признан важнейшим источником изучения литературного языка». Именно язык художественной литературы наиболее богат на вариативность формирования предложений, активно использует в тексте сложные предложения. Поэтому обращение к анализу использования синтаксических единиц в творчестве одного из классиков современной художественной литературы позволит выявить особенности его литературного языка, а также специфику использования сложных предложений в его писательских текстах как одного из инструментов выражения авторской мысли.
Цель данной курсовой работы - произвести анализ сложных предложений, использованных в повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая», выявить их особенности.
Исходя из цели работы определены следующие задачи исследования:
ознакомиться с понятием сложного предложения;
рассмотреть виды и особенности сложных предложений;
изучить исследования сложных предложений;
показать содержание повести А. Приставкина как предмет внимания разных исследователей;
исследовать виды сложных предложений в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»;
проанализировать использование сложных слов в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая».
Областью исследований выступает повесть А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая».
Предметом исследований являются сложные предложения, использованные автором в данном произведении.
В качестве художественного текста понимается часть художественного произведения со своей сложной специфической внутренней организацией, в которой взаимодействие элементов ориентировано автором на передачу эстетически-познавательной информации определенного содержания.
Факт членения текста на разноуровневые единицы общепризнан. Общепризнанным представляется также мнение о том, что элементарной единицей членения текста следует признать предложение. Связная речь формируется на основе синтаксиса. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связной речи и прежде всего таких синтаксических единиц, как предложение.
Основой данной исследования послужили работы таких ученых и исследователей, как Белошапкова В. А., Богородицкий В. А. Блохина Н.В., Валгина Н.С. Ибрагимова Э.Р., Конькова Л.А. Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Пешковский А. М. Поспелов Н. С., Шахматов А. А., а также непосредственно сама повесть А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая».
Существует большое количество научных изысканий, выражающих различные точки зрения на язык и стилистику художественных произведений. Но обращает на себя внимание, что научных тем, посвященных вопросам синтаксиса в художественных произведениях, значительно меньше. Возможно, это связано с тем, что в области синтаксиса, от словосочетания до сложного предложения, дискуссионных проблем больше, чем в других разделах русского языка, хотя у синтаксической науки многовековая история. В.В. Виноградов определял роль синтаксиса как «организационного центра грамматики».
В работе был использован прием простой случайной выборки текста, в результате которого было отобрано 87 сложных предложений.
Структура работы состоит из введения, двух глав(теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Белошапкова В. А. Сложное предложение в современном русском языке. C. 4.
Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. М.; Л., 1935.
Блохина Н.В. Функционирование простых и сложных предложений в художественном тексте : специальность 10.02.01 « Рус . яз . » : автореф . дис . На соиск . учен . степ . канд . филол . Наук - С. 396
Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 — 416 с. URL: https:http://yanko.lib.ru/books/language/ru/yanko.valgina_2003_416p_rasp
_sl.htm (дата обращения 08.10.2023).
Головина Л.Г. Реализация мифологем «Дом» и «Странничество» в русской прозе XX в. О беспризорниках и детях-сиротах // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №4. - С. 261-263.
Жиндеева Е. А., Соболева (Маркочева) А. Ю. Специфика пространственно-временной организации повестей А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая.» и «Кукушата, или жалобная повесть для успокоения сердца»: Сравнительно-сопоставительный аспект // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 2 (256). - Вып. 62. - С. 17-22.
Ибрагимова Э.Р. Современный русский язык. Сложное предложение [Текст]: Конспект лекций / Э.Р. Ибрагимова. – Казань, 2016 – 136 с. - URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21812/03f_303_kl-000733.pdf (дата обращения 08.10.2023).
Конькова Л.А. Современный русский язык: синтаксис сложного предложения [Текст]: справочные материалы / Л.А. Конькова, А.П. Чередниченко. – Челябинск: Изд-во Южно-Ур. гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2016 – 27 с.
Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. М., 1969.
Мигранова Л.Ш. Интерпретация фразеологического образа в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 5 (71). - часть 3. - С. 117-120.
Мигранова Л.Ш. Символьные компоненты в семантике фразеологизмов (на материале повести А. Приставкина «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 2 (44). - часть 2. - С. 134-137.
Мигранова Л.Ш. Фразеологический образ как источник культурной коннотации (на материале повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая») // Язык и культура. - 2014. - С. 30-35.
Новикова Л.И, Грибанская Е.Э. Трудности употребления простых и сложных предложений: просто о сложном // Образовательные технологии (г. Москва). - 2016. - № 4. - С. 120-125.
Ночевала тучка золотая — Анатолий Приставкин // Азбука веры — Художественная литература [Официальный сайт] - URL:https://azbyka.ru/fiction/nochevala-tuchka-zolotaja-anatolij-pristavkin/ (дата обращения 08.10.2023).
Перельгут В. М. Художественное решение проблемы трагического в романе К. Кулиева "Была зима": В контексте русской и северокавказской литератур: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02. - Нальчик, 2004. - 160 с.
Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. (дата обращения 08.10.2023).
Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения//Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950.
Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой М., 1997.
Хасавов А.Д. «Отражение общественной деятельности писателя в его политической публицистике (на примере творчества А.И. Приставкина)»: диссертация.. кандидата наук : 00.00.00. - Санкт-Петербург, 2023. - 514 с.
Шахматов А. А. Синтаксис русского языка (дата обращения 08.10.2023).