Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа актуальна, так как в настоящее время представляется актуальным исследование различных субкультур, в первую очередь – молодежной субкультуры (или системы субкультур). Они явно недостаточно освоены наукой, что сказывается в практике их оценки, отнесения их к норме или же выведение их за рамки нормы. Выявление теоретико-методологических основ исследования молодежных субкультур в этом актуальном аспекте нормы и отклонения плодотворно начать с анализа терминов, входящих в данную проблематику, в их историко-культурном развитии и динамике функционирования. Ключевым для философско-культурологического понимания этой проблематики, несомненно, является представление о субкультуре.
Следует отметить, что термины осмысливаются не только по научным формулировкам их значений, но под влиянием констант и концептов своей культуры, а так же по возникающим ассоциациям с уже освоенной и структурированной тезаурусной информацией.
Движение рокеров появилось в 50–60 годы ХХ века. Именно в это время в различных субкультурах предпринималась попытка переосмыслить ценностные ориентиры человеческой жизни.
Первоначально рокеры появились в Британии. Это были молодые люди, любящие «рассекать» по улицам на мотоциклах. Сначала их объединяла только езда на байках, но потом это увлечение переросло в особый стиль жизни.
Они стали объединятся в музыкальные группы и с помощью стихов и музыки стремились выражать свои чувства и мысли. В то время многие представители этого стиля злоупотребляли алкоголем. Но, несмотря на это, рокеры славились большой эрудированностью и отсутствием агрессии к окружающим. Со временем субкультура рокеров привнесла в мир музыки новые жанры, появились новые направления от лёгких (поп-рок) до тяжёлых (хеви-метал, дет-метал). Постепенно менялся и стиль их жизни. В частности, употреблять алкоголь они стали не больше других, а некоторые стали вести здоровый образ жизни. Поэтому, можно сказать, что современные рокеры уже не похожи на своих прародителей. Теперь рокером можно назвать любого человека, кто является поклонником или исполнителем рок-музыки .
Цель данного исследования: изучение субкультуры рокеров.
Для того, чтобы достичь поставленную цель необходимо решить следующие задачи:
• Изучить понятие и историю субкультуры;
• Проанализировать субкультуру рокеров;
• Исходя из полученных результатов, сделать выводы об особенностях субкультуры рокеров.
Объект исследования: субкультуры в современном обществе.
Предмет исследования: субкультура рокеров.
Материал исследования. Данные монографий, научных статей и интернет-источники.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и история субкультуры
1.1. История возникновения субкультуры
Сложно сказать, когда конкретно появились первые субкультуры, ведь само слово «субкультура» означает часть общества, которая отличается от целого своим поведением или же мышлением. А инакомыслящие, как известно, были всегда.
В советском союзе принято считать первой субкультурой «стиляг». Их появление условно датируется 1950-м годом, как раз тогда, когда основная масса советского народа, в послевоенное время, была нацелена на восстановление страны путем упорного труда.
Общественность отреагировала на их появление достаточно жестко: появились лозунги по типу «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст», высмеивался и осуждался внешний вид стиляг; советский народ с презрением относился и к узким брюкам, и к желанию молодежи одеваться на западный манер. В конечном итоге, стилягам вменялось «поклонение западу», что принято считать причиной скоротечности этого движения, так как советское государство стремилось пресекать подобное еще в зародыше.
Уже во второй половине прошлого тысячелетия, а именно в 1960-х годах, появляются такие движения, как хиппи и панки, металлисты появляются под конец 1970-х. Это время можно назвать «субкультурным взрывом». Несмотря на то, что снятие «железного занавеса» со страны происходит гораздо позже, уже в это время мы видим перенятие западной культурной модели: в Америке тоже вовсю существуют те же субкультуры.
Отличительной чертой хиппи были длинные волосы у девушек и у парней, что вызывало резкое осуждение консервативной части советского общества. Помимо волос, хиппи отличало миролюбивое отношение к жизни, желание заниматься искусством и саморазвитием.
Панки тоже всегда выделялись из толпы своим внешним видом: прежде всего - ирокезом, а затем и пирсингом, и одеждой. Панки считали себя анархистами и не признавали любую власть, вели себя вызывающе, тем самым показывая свое презренное отношение к современному обществу и его строю.
Металлисты всегда были преимущественно мужской субкультурой. Их часто путают с панками, однако существует множество различий, большинство из которых кроется в самой металл-музыке. Большинство групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, многие группы затрагивают проблему добра и зла.
Необходимо упомянуть о таких субкультурах как, готы и эмо. Они появились в начале 80-х годов прошлого века.
В стремительно меняющемся современном мире, когда происходит смена традиционных устоев общества, проблема сохранения духовности подрастающего поколения приобретает особое значение. Современные педагоги и деятели искусства подчеркивают роль искусства в формировании художественного восприятия и освоения окружающего мира.
Стилевое многообразие современной культуры создает условия для свободного выбора молодежью собственных культурных идеалов, самореализации, самовыражения в ней. Однако многообразие молодежных музыкальных субкультур приводит не только к разобщенности поколения, но и к противопоставлению себя по отношению к обществу в целом. Современная массовая культура формируется под влиянием рыночных отношений и отражает в себе образ потребительского общества, с характерными для него противоречиями: унифицированность и индивидуальность, стремительное усовершенствование и массовое распространение, примитивизм и авангард одновременно.
Современная молодежь живет в информационном обществе, где обмен информацией происходит молниеносно, что можно было бы рассматривать как значимое условие для консолидации общества. Однако в действительности мы имеем поколение, которое «живет» в виртуальном мире, где искусственные образы вызывают у них большую эмпатию в сравнении с реальными.
Отсюда глобальное поступление в музыкальное искусство общедоступной развлекательной звуковой продукции с преобладанием новых форм художественной коммуникации: видеоклипы, компьютерные диски, интернет-сайты, радио диджеев, музыка мобильных телефонов. СМИ, имея доступ воздействия на миллионы, профессионально используя различные способы влияния, заняли по сути ведущую роль в воспитательном процессе подрастающего поколения, оттесняя на второй план институты образования и семьи, а вместе с ними и национальные художественные традиции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багрецов, С. А. Анализ неформальной структуры малой группы / С. А. Багрецов. - М. : Муравей, 1990
2. Борисова Е.Б. Музыка как фактор формирования молодёжных субкультур: социологический анализ : Дис. канд. социол. наук : 22.00.06 СПб., 2005
3. Дамберг С.В., Семенков В.Е. Музыка как феноменом повседневности // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.73 - 78
4. Данкевич М. «Порнофильмы» о панке, любви и революции: Забавляет, когда наше название сокращают и маскируют. — URL: https://daily.afisha.ru/pokolenie/7097-zabavlyaet-kogda-nashe-nazvanie-sokraschayut-i-maskiruyut
5. Зайбт К. Как анархисты и комики вывели из кризиса исландскую столицу. — URL: https://style.rbc.ru/impressions/ 57163cef9a7947413601fe37
6. Кнабе Г. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г. Избранные труды: теория и история культуры. — М.: РОССПЭН; СПб.: Летний сад, 2006. — С. 20—50.
7. Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990. № 3
8. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая. - М : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004
9. Краснов Т. Русский рок: взгляд левого патриота. [Электронный ресурс]. URL: www.cprfspb.ru
10. Линкин Е. Роль рок-музыки в современном мире. — URL: https://proza.ru/2018/05/12/1605
11. Музыкальный фестиваль [Текст] // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю.В. Келдыша. Москва: Сов. композитор, 1973-1982. 536 с.
12. Руднев В.П. Прочь от реальности: исследования по философии текста. М., 2000.
13. Сергеев, С. А. Молодежные субкультуры / С. А. Сергеев. - М. : Социс, 1998
14. Субкультура рокеры. — URL: https://womanadvice.ru/subkultura-rokery