Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Понятие конфликта и его уровни
Конфликт возникает, когда появляются различия в интересах, ценностях, мнениях или потребностях между отдельными людьми или целыми группами. Следовательно, его можно наблюдать на разных уровнях – от личных конфликтов до конфликтов между странами. Конфликты могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивные конфликты могут способствовать росту, инновациям и поискам новых решений. Негативные конфликты же могут приводить к напряженности, враждебности и разрушению отношений.
Рассмотрим более подробно конфликты в организации, которые могут быть иметь значительные последствия для многих субъектов, включая сами организации и их сотрудников. Они могут возникать из-за различий в интересах, ценностях, взглядах или недостаточного взаимодействия между людьми. Конфликты могут провоцировать изменения в организационной структуре и процессах, вызывать напряжение в коллективе и снижать эффективность работы, а также стать «наиболее серьезным вызовом к действующей социальной модели и её специфическим индикатором на прочность»[ Семенова Ю.А. Модели анализа конфликтов в организации / Ю.А. Семенова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1785. ].
Не существует единого согласованного определения рассматриваемого понятия. В научной литературе отмечается, что «конфликт определяется как столкновение двух или нескольких субъектов, возникающее из-за несовпадения потребностей интересов, знания, систем ценностей»[ Воронцова Е.Г. Современные конфликты, как угроза психическому здоровью: способы его сохранения / Е.Г. Воронцова, Л.Е. Утехина // Global and Regional Research. – 2023. – Т. 5, № 1. – С. 149. ]. Согласимся, что конфликт возникает, когда два или более субъекта имеют различные потребности, интересы, знания или системы ценностей, которые несовместимы или противоречат друг другу. Это может привести к столкновению между ними, когда каждая сторона стремится защитить свои интересы или точку зрения.
Выделим точку зрения, согласно которой «конфликт – это антагонистическое столкновение интересов, позиций, ценностей; поведение лица или группы, которое препятствует или существенно ограничивает другое лицо или группу в реализации их интересов»[ Петров А.Н. Организационные процессы: учебник для вузов / А.Н. Петров [и др.]; ответственный редактор А.Н. Петров. – 3-е изд., испр. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – С. 72.
].
В любой организации могут наблюдаться следующие уровни конфликтов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, организационные, конфликт между организацией и внешней средой. Рассмотрим более подробно каждый из них.
внутриличностные конфликты (возникают внутри индивида. Например, конфликт между личными ценностями и представлениями организации, конфликт между личными и профессиональными целями);
межличностные конфликты (возникают между двумя или более сотрудниками. Например, конфликты из-за различия во взглядах, непонимания, разногласий или конкуренции);
межгрупповые конфликты (возникают между различными группами сотрудников в организации. Например, конфликты между отделами, между менеджерами из разных подразделений или между разными профессиональными группами);
организационные конфликты (возникают внутри самой организации и затрагивают ее структуру, процессы или политику. Например, конфликты из-за разногласий в стратегии развития, ресурсного распределения или изменениях в организационной культуре);
конфликты между организацией и внешней средой (возникают между организацией и другими организациями, государственными органами, клиентами, поставщиками или социальными группами. Например, конфликты из-за конкуренции на рынке, разногласий с регулирующими органами или давления со стороны общества).
М.С. Дежников подчеркивает, что «типология конфликта является многомерной, имеющей различные основания, такие как личность и роли конфликтующих сторон; должностные обязанности, ответственность, коммуникация и отчетность; реальные или предполагаемые разногласия, дискомфорт; интересы и многие другие переменные»[ Дежников М.С. Виды и источники внутриорганизационных конфликтов / М.С. Дежников // Colloquium-Journal. – 2020. – № 2-7(54). – С. 38. ].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Астахова Н.И. Менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / Н.И. Астахова, Г.И. Москвитин; под общей редакцией Н.И. Астаховой, Г.И. Москвитина. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 422 с.
2.Гапоненко А.Л. Менеджмент: учебник для вузов / А.Л. Гапоненко [и др.]; под общей редакцией А.Л. Гапоненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 379 с.
3.Грибов В.Д. Основы управленческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.Д. Грибов, Г.В. Кисляков. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 335 с.
4.Корягина Н.А. Психология общения: учебник и практикум для вузов / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 493 с.
5.Кочеткова А.И. Социально-психологические основы организационного поведения: учебник и практикум для вузов / А.И. Кочеткова, П.Н. Кочетков. – 6-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 481 с.
6.Мкртычян Г.А. Организационное поведение: учебник и практикум для вузов / Г.А. Мкртычян, С.Ю. Савинова, О.М. Исаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 299 с.
7.Петров А.Н. Организационные процессы: учебник для вузов / А.Н. Петров [и др.]; ответственный редактор А.Н. Петров. – 3-е изд., испр. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 137 с.
8.Воронцова Е.Г. Современные конфликты, как угроза психическому здоровью: способы его сохранения / Е.Г. Воронцова, Л.Е. Утехина // Global and Regional Research. – 2023. – Т. 5, № 1. – С. 148-153.
9.Дежников М.С. Виды и источники внутриорганизационных конфликтов / М.С. Дежников // Colloquium-Journal. – 2020. – № 2-7(54). – С. 37-39.
10.Куликова В.В. Диагностика конфликтов в организации / В.В. Куликова, Д.А. Грицай // Карельский научный журнал. – 2022. – Т. 11, № 1(38). – С. 24-27.
11.Сапунова Т.А. Типы конфликтов в организациях и стратегии поведения при управлении конфликтами / Т. А. Сапунова // Modern Science. – 2020. – № 10-1. – С. 391-397.
12.Семенова Ю.А. Модели анализа конфликтов в организации / Ю.А. Семенова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1785-1791.
13.Официальный сайт «ООО «ПК Бойлер»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://boiler-teplo.ru/ (дата обращения: 25.09.2023).
14.Официальный сайт «Чекко. Проверка контрагентов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://checko.ru/company/pk-boyler-1147746122655 (дата обращения: 25.09.2023).