Фрагмент для ознакомления
2
Традиционно под здравоохранением в нашей стране понимается комплекс государственных, социальных, экономических и медицинских мероприятий по сохранению и улучшению здоровья общества. Сегодня ситуация меняется-здравоохранение-сложная система социально-экономических отношений и определенная отрасль народного хозяйства.
В результате можно дать следующее полное определение здравоохранению - это сфера деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. Это комплекс политических, экономических, социальных, правовых, научных, медицинских, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и культурных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, оказание ему медицинской помощи в случае ухудшения его здоровья [10].
Система здравоохранения Российской Федерации включает в себя:
государственных организаций здравоохранения, учредителями которых являются Федеральное агентство исполнительной власти в области здравоохранения и другие федеральные органы исполнительной власти;
муниципальные организации здравоохранения, учредителями которых являются органы местного самоуправления, имущество которых находится в муниципальной собственности;
Частные медицинские организации, собственность которых находится в частной собственности, а также граждане, осуществляющие медицинскую и / или фармацевтическую деятельность, не являясь юридическим лицом;
Российская академия медицинских наук в рамках своей компетенции регулирует и координирует мероприятия по реализации государственной политики в области здравоохранения, реализации программ по защите и укреплению здоровья граждан и развитию медицинской науки, деятельности системы здравоохранения.
Среди органов здравоохранения следует проводить различие между центральными и местными (городскими) органами здравоохранения. Центральные органы включают Министерства здравоохранения, которые отвечают за состояние и развитие служб здравоохранения, в состав местных органов власти входят комитеты здравоохранения, возглавляемые городскими и региональными властями. Развитие сети учреждений здравоохранения, рациональное размещение их, организация первичной медико-санитарной помощи населению и т.д. органы здравоохранения направляют и координируют работу медицинских учреждений, обеспечивают единообразие методов и организационных принципов [11].
В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения различают следующие виды:
медицинские и профилактические учреждения (амбулатории, клиники, больницы, аптеки, учреждения по охране материнства и детства, амбулаторно-поликлинические учреждения и учреждения неотложной помощи, санаторно-курортные учреждения);
санитарно-противоэпидемические организации;
судебно-медицинские учреждения;
аптечных предприятий.
Выделение экономики здравоохранения в самостоятельную область научных знаний произошло только во второй половине двадцатого века. В связи с разделением отраслей на материальные и нематериальные сферы производства здравоохранение в основном относится к социальной сфере. Это связано, с одной стороны, с тем, что отрасль удовлетворяет потребности людей в личном, семейном и общественном здравоохранении, а с другой - с тем, что продукция отрасли представлена в основном в форме услуг, характерных для социальных сфер [14].
Отнесение системы здравоохранения к услугам, которые включают культуру, образование, социальное обеспечение, жилищные и бытовые услуги для населения, в некотором смысле характеризует здравоохранение по сравнению с другими областями, продуктом которых также являются услуги. Термин «сфера услуг» более точен, чем термин «социальная (социокультурная) сфера». Характеризуя в этом смысле отраслевую принадлежность здравоохранения, целесообразно определить его как отрасль национальной экономики, относящуюся к группе секторов услуг.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. (в ред. 21.11.22) № 17-ФЗ // СЗ РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 785.
3.Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // СЗ РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.
Монографии, учебники, учебные пособия
4.Васильцева Л. И. Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения. – М.: Норма, 2022. – 254 с.
5.Гареева И.А. Социальная трансформация системы здравоохранения в современных условиях. – М.: Академия, 2021. – 281 с.
6.Ерохина Т. В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации. – М.: Генезис, 2019. – 385 с.
7.Решетников А. В. Экономика и управление в здравоохранении. – М.: Юрайт, 2021. – 254 с.
8.Трушкина Л.Ю. Экономика и управление здравоохранением. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 376 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках
9.Авксентьев, Н.А. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года / Н.А. Авксентьев // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2017. - № 1. - С. 63-76.
10.Агибалов, А.В. Резервы роста финансовой, медицинской и социальной эффективности здравоохранения в регионе / А.В. Агибалов, Д.П. Трофимов // Финансовый вестник. - 2016. - № 1. - С. 81-91.
11.Акылбеков, М.Ж. Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования: путь улучшение системы финансирования и управления в здравоохранении / М.Ж. Акылбеков // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. - № 6-2. - С. 19-23.
12.Андреева, О.В. Основные направления финансирования здравоохранения региона в условиях усиления реализации страховых принципов его организации / О.В. Андреева, А.С. Такмазян, М.О. Отришко // Финансовые исследования. - 2016. - № 4. - С. 171-181.
13.Арыкбаев, Р.К. С.П. Роль медицинского страхования в финансировании здравоохранения в современных условиях [Текст] / Р.К. Арыкбаев, С.П. Людоговская // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - № 6. - С. 11-14.
14.Банин, С.А. Справедливое финансирование - главная цель функционирования системы здравоохранения [Текст] / С.А. Банин // Инновационное развитие экономики. - 2017. - № 4. - С. 129-135.
15.Ованесян, Н.М. Современная система финансирования отечественного здравоохранения в условиях кризиса: управление отраслью [Текст] / Н.М. Ованесян, Е.А. Мидлер, О.В. Саенко // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 7. - С. 926-930.
16.ОМС в Российской Федерации - 25 лет. Приволжский Федеральный округ // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2018. - № 3. - С. 62 - 67.
17.Попцова, В.А. Анализ финансовых ресурсов как фактора обеспечения качества медицинской помощи [Текст] / В.А. Попцова, Н.А. Назаренко // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 1. - С. 44.
18.Пучкова, В.В. Конституционно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ / В.В. Пучкова // Вопросы российского и международного права. - 2017. - Т. 7. - № 4. - С. 47-56.
19.Скодило В.К. Понятие и содержание государственного управления в области здравоохранения // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 331 – 333.
20.Старостенко, В.К. Системы регулирования здравоохранения на муниципальном уровне / В.К. Старостенко, С.В. Кириллова // Актуальные проблемы медицины и биологии. - 2018. - Т. 1. - № 1. - С. 69-71.