Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В настоящее время в нашей стране неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи. У детей данной категории отмечается позднее появление речевой активности: первые слова появляются к 3–4 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива.
Неполноценная речевая деятельность может оказывать существенное влияние на формирование различных сфер развития ребенка. Отсутствие или ограничение возможностей для развития речи может повлиять на его сенсорное, интеллектуальное, познавательное и эмоционально-волевое развитие.
Исследования, посвященные проблеме исследования и коррекции недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина и др.) отмечают, что преодоление тяжелых нарушений речи имеет длительную и сложную динамику. Сложная структура речевого дефекта определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, С.Н.Маевская, Е.Ф.Соботович, Г.В.Гуровец, А.Ф.Чернопольская).
Существует острая практическая необходимость в новой эффективной рациональной технологии, направленной на развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: речь-рассуждение детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: приемы игры в ЛЕГО в системе работы, направленной на развитие речи-рассуждения у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: определить эффективность использования приемов игры в ЛЕГО в системе работы, направленной на развитие речи-рассуждения у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме формирования речи-рассуждения детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
2. Изучить состояние речи-рассуждения детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
3. Разработать упражнения по формированию речи-рассуждения у детей с использованием приемов игры в ЛЕГО.
Методы исследования:
Теоретический метод: анализ литературы по теме исследования;
Метод количественного и качественного анализа результатов исследования констатирующего и формирующего экспериментов;
Практическая значимость: материал по теме исследования можно использовать в качестве методических рекомендаций воспитателям и студентам при подготовке к занятиям.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития речи-рассуждения у детей 6–7лет c тяжелыми нарушениями речи
1.1. Понятие речи-рассуждения детей дошкольного возраста
Речь-рассуждение - это способность высказывать свои мысли, аргументировать свою позицию, делать логические выводы и анализировать информацию в устной форме. Это высший уровень коммуникативных навыков, который требует от человека умения анализировать и интерпретировать информацию, оценивать различные точки зрения и строить аргументированные рассуждения [3,с.65].
В процессе речи-рассуждения человек должен уметь использовать язык, чтобы представить свои идеи, привести доказательства и аргументы в поддержку своей позиции, а также отвечать на возражения и задавать вопросы другим людям.
Речь-рассуждение включает в себя следующие элементы:
1. Анализ информации: Чтобы рассуждать, необходимо уметь анализировать и интерпретировать информацию или текст, выделять ключевые идеи и факты.
2. Логическое мышление: Речь-рассуждение требует наличия логического мышления, способности строить аргументы, проводить аналогии и делать выводы.
3. Правильное использование языка: Для эффективного речи-рассуждения необходимо обладать достаточным словарным запасом, грамматическими навыками и умением использовать разнообразные языковые конструкции.
4. Презентация и аргументация: Речь-рассуждение также включает в себя умение убедительно выражать свои идеи, представлять аргументы и доказательства для поддержки своей позиции [8,с.95].
Речь-рассуждение является важным навыком, который развивается через обучение и практику. Он играет существенную роль в академическом успехе, профессиональной сфере и общении в целом.
Речь-рассуждение дошкольников - это процесс выражения своих мыслей, аргументации и логического анализа информации у детей в возрасте дошкольного периода (3–6 лет). На этом этапе развития, дети только начинают формировать навыки коммуникации и языка, поэтому речь-рассуждение дошкольников отличается от речи взрослых [2,с.75].
Особенности речи-рассуждения дошкольников:
1. Простота и конкретность: дошкольники обычно выражают свои мысли в простых и конкретных терминах. Они использовать простые предложения и конкретные примеры для объяснения своих идей или предположений.
2. Ограниченный объем информации: возрастные особенности ограничивают детей в их способности анализировать большие объемы информации. Они могут пропустить некоторые детали или не учитывать все мнения и факты в своем рассуждении.
3. Отсутствие формальной логики: возрастные особенности ограничивают способность дошкольников к абстрактному мышлению. Они могут иметь трудности с формулированием абстрактных понятий и аналитическим мышлением. Дошкольники еще не развили абстрактное и формальное логическое мышление. Их рассуждения обычно основаны на их конкретном опыте и непосредственных наблюдениях.
4. Основа на эмоциях и личном опыте: дошкольники могут включать эмоциональные элементы в свои рассуждения и аргументацию. Они могут опираться на свой личный опыт для подтверждения своей точки зрения. Дети дошкольного возраста могут выражать свои эмоции и чувства в ходе речи-рассуждения. Они могут использовать эмоциональные выражения и реакции для поддержки своих аргументов или выражения собственного мнения [12, с.75].
Все эти особенности речи-рассуждения у дошкольников являются нормальными для данного возраста. Они отражают текущий уровень развития ребенка и будут постепенно совершенствоваться с возрастом и опытом. Важно помнить, что дошкольники требуют поддержки и руководства в развитии речи-рассуждения. Развивать этот навык можно через беседы, задавание открытых вопросов, чтение и обсуждение историй, игры в ролевые ситуации и другие развивающие активности, которые стимулируют мыслительные процессы и способствуют формированию умения аргументации и логического анализа у детей [6, с.87].
Дошкольный период характеризуется формированием основных навыков речи и коммуникации, и дети в этом возрасте только начинают развивать свои когнитивные и языковые способности.
Важно учитывать, что у каждого ребенка развитие речи-рассуждения может происходить в своем собственном темпе. Некоторые дети могут проявлять более развитые навыки речи-рассуждения, в то время как у других они могут быть более ограничены. Это нормально и связано с индивидуальными различиями и особенностями ребенка [9,с.87].
Когда мы говорим о развитии речи-рассуждения у дошкольников, важно создавать подходящие условия и предоставлять возможности для их практики и развития. Родители и педагоги могут поощрять детей к задаванию вопросов, чтению и обсуждению историй, игре с ролевыми ситуациями и другим активностям, которые способствуют развитию мышления и когнитивных навыков [15, с.98].
Важно быть терпеливыми и поддерживать ребенка в его усилиях, чтобы развивать и совершенствовать его речевые и мыслительные навыки. Через постепенное развитие и опыт, речь-рассуждение дошкольников становится всё более сложным и разнообразным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь-рассуждение у детей дошкольного возраста находится в процессе формирования и развития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.В. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.В. Яшина. М.: Владос, 2021. 187с.
2. Абрамова, Т.В. Обогащение словаря дошкольников/ Т.В. Абрамова. // Логопед. №5. 2014. с.29-36.
3. Астахова, Т. В. Использование дидактических игр при формировании речирассуждения у детей 67 лет с тяжелыми нарушениями речи / Т.В. Астахова // Логопед №3. 2020 с.38-41.
4. Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. М.: АРКТИ, 2010. 32с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. М., 2010. 68с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2014.255с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни / Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 2021. 160с.
8. Власенко, И.Т., Чиркина, Г.В. Методы обследования речи у детей / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. М.: РИПКРО, 2016. 90с.
9. Воробьева, В.К. Методика развития речирассуждения у детей, с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. М.: Педагогика, 2016. 160с.
10. Воронова, В.Я. Творческие игры детей / В.Я. Воронова. М. Просвещение. 2010. 54с.
11. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: ЛабиринтК., 2018. 556с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. СПб.: ДетствоПресс, 2021. 472с.
13. Глухов, В.П. Формирование речирассуждения детей дошкольного возраста / В.П. Глухов. М.: АРКТИ, 2019. 168 с.
14. Диагностика речевого развития дошкольников: Научнометод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 2021. 136 с.
15. Дмитриева, Е.А. Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине / Е.А. Дмитриева // Логопед №3. 2020.
16. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д.Н. Исаев. Л.: Медицина, 2010.с.60-63.
17. Каше Г.А., Фомичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста / Г.А. Каше, Т.Б. Фомичева. М.: Педагогика, 2010.120 с.
18. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород, 2019. 165с.
19. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: Питер, 2019. 224с.
20. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. М.: Владос, 2011. 389с.
21. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединский. М.:Академия, 2020.624с.
22. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2019. 214с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 2019. 679с.
24. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. М.: Владос, 2019. 189с.
25. Серия статей в журнале «Логопед» за 2020 2016 гг. Т.М.Панариной // Логопед. 2020. 400 с.
26. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками / Ф.А. Сохин. //Подготовка детей к школе в детском саду. М.: Владос, 2021.160с.
27. Сохин, Ф.А. Психологопедагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. М.: МПСИ, 2020.224с.
28. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Владос, 2021. 201с.
29. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. М.: Просвещение, 2010. 144с.
30. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г.А. Тумакова. М.: Педагогика, 2010.85с.
31. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи// Дошкольное воспитание. 2019. №10. с.914, №11. с.89.
32. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. М.: Сфера, 2018.56с.
33. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Владос, 2019. 330с.
34. Филичева, Т.Б., Соболева, А.В. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. Екатеринбург: Литур, 2010.76с.
35. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование речирассуждения / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова М.: Соц.полит. журн., 2019. 80 с.
36. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. www.erudition.ru / Психология, социология, философия.
37. Филичева, Т.Е., Чиркина, Г. В. Психологопедагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Е. Филичева, Г. В. Чиркина // Дефектология. — 2020. — № 4. с.45- 54.