Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В России в 1689 году на трон взошел царь Петр Алексеевич, будущий Император Российской империи Пётр Великий. Страна вступила в эпоху перемен, сопряженных, как это всегда бывало, с большими социальными потрясениями. Время его правления - переход к концептуально новой модели устройства государства, характеристики которой даются как со знаком плюс, так и со знаком минус. Многомерность фигуры Петра I позволяет рассмотреть его деятельность в фокусе социальных и геополитических трансформаций.
Казалось бы, о Петре I написано огромное количество трудов и известно всё. Однако, как это ни парадоксально, неизвестно главное — каковы были воззрения первого российского императора, в чем состояла суть выдвигаемой им программы модернизации страны?
Ответы на эти вопросы принципиально расходятся. Устоявшийся взгляд о Петре как о западнике и направленности его реформ как европеизации России сегодня подвергается радикальному пересмотру. Прежние подходы, сформированные в дискуссиях славянофилов и западников, великодержавников и антитоталитаристов, требуют дополнительного уточнения. Вероятно, в ближайшей перспективе следует ожидать выдвижения новых в методологическом отношении подходов к личности Петра Великого.
В частности, большой интерес для современных историков представляет изучение влияния протестантизма на религиозную и культурную политику Российской империи.
В отношении Петра I существует ряд стереотипов. В последние годы его образ все чаще используется как рупор критики государства. Критика ведется с двух противоположных флангов. Для неославянофилов — он радикальный западник, губитель традиции и веры, противник русской старины. Для новых западников Петр I — создатель тоталитарной машины, диктатор, душитель свободы и инакомыслия. Действительно ли Петр I был противником Русской церкви и православной веры? И если царь не был православным, то какими в религиозном плане были его воззрения? Сегодня крайне важно соотнести взгляды Петра I на протестантскую мировоззренческую систему, существовавшую в то время в Европе.
Для осмысления опыта петровских преобразований следует на первом этапе определить ценности и воззрения самого Петра I, выражаемые им самим, как главным субъектом реформ.
Цель работы – изучить влияние протестантизма на религиозную и культурную политики Петра Великого.
Задачи работы:
- проанализировать влияние протестантизма на жизнь Российской империи XVII - начала XVIII веков;
- выявить основные направления конфессиональной (преимущественно протестантской) политики Петра Великого в северо-западных землях Российской империи в рассматриваемые хронологические рамки;
- выделить основные аспекты взаимоотношения православного духовенства и протестантских общин в первой четверти XVIII столетия;
- проанализировать причины, способствовавшие острой полемике по вопросу влияния протестантства на духовную жизнь русской православной церкви;
- выделить основные черты влияния протестантизма на культурную жизнь Российской империи начала XVIII века.
Объект исследования – Пётр Великий как первый император Российской империи, один из самых ярких, сложных и противоречивых правителей в истории нашей страны.
Предмет исследования – влияние протестантского движения на культурную и религиозную политики Российской империи.
Хронологические и пространственные рамки исследования. Хронологические рамки исследования определены периодом 1689 – 1725 годов. Начальная граница исследования обусловлена датой вступления на российский престол Петра Великого. Конечная граница исследования обусловлена годом смерти императора.
Пространственные рамки исследования определены Российской империей как государством, в котором правил Петр I.
Методы исследования – исторический метод, сравнительно-сопоставительный анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3 глав (2 глава разделена на пункты), заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ ПРОТЕСТАНТОВ В РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Восшествие в 1613 году на российский престол династии Романовых принесло весьма благоприятные последствия для протестантов. С этого времени не только увеличилась численность иноверцев, приезжавших в нашу страну, но и масштаб территорий, на которых они проживали. Так, представители лютеранской веры расселялись на землях Центральной России и в Вятском регионе - в Серпухове, Ярославле, Вологде, Холмогорах. Кроме того, сразу после Земского Собора 1613 года «служилые немцы» стали проживать и в Москве, рассчитывая на то, что они принесут пользу для страны в связи с восстановлением центральной власти.
В начале правления царя Алексея Михайловича (1645-1648 годы) численность эмигрировавших из Европы протестантов заметно увеличилась. Это было связано с двумя главными причинами.
Во-первых, в Европе бушевала Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, которая принесла существенное разорение земель Центральной Европы, в частности, немецких княжеств.
Во-вторых, в России на тот момент времени наблюдался острый дефицит военных специалистов. Реорганизация армии требовала качественных военных кадров, которых было очень много в Западной и Центральной Европе. Да и отношение к иноверцам в России было более либеральным, чем на территории Западной Европы.
Среди эмигрантов-протестантов, переселившихся в Россию, были представители разных национальностей: швейцарцы, голландцы, шотландцы, англичане, чехи и др .
Для поселения в Москве царь Алексей Михайлович еще в 1652 году выделил им отдельный район – Новую Немецкую Слободу или Кукуй. Иностранцы-эмигранты обустраивали данный район в привычной для себя западноевропейской манере. В записках губернатора Голландской Ост-Индии Бальтазара Койэтта о голландском посольстве 1675-1676 годов отмечено: «Слобода пересекается многими красивыми улицами и приблизительно так же велика, как город Мейден» .
Также большая европейская колония, населенная протестантами, образовалась на Вятских землях Центральной России – в частности, в Вологде и Ярославле. В Холмогорах значительное количество «немецких купцов с женами и детьми» приходили послушать проповедь посольского протестантского пастора.
Спустя 10 лет, в 1662 году в Москве была создана саксонская лютеранская община, что свидетельствовало о полноценной религиозной жизни протестантов .
К началу 1676 года на территории России проживало около 18 тысяч протестантов. Причем, если на начало правления Алексея Михайловича они заселяли центр и северо-восток Центральной России, то к концу его правления они поселились и на юге страны – в частности, в Переяславле и Белгороде – а также на западных границах страны – в Новгороде и Пскове .
Говоря о причинах столь благоприятного для протестантов отношения, следует отметить не только потребность Москвы в военных специалистах из Западной Европы, но и субъективный фактор проведения внешней политики государства. Осознавая себя великой державой, Россия часто формулировала идею собственной значимости и привлекательности для Европы.
В начале царствования Петра I положение протестантов в России заметно поменялось. Достаточно вспомнить увлечение будущего императора Немецкой слободой, где он познакомился с Францем Лефортом и Патриком Гордоном. Дружба Петра I со многими иностранцами протестантской веры способствовала резкому развитию в России процессов европеизации и привлечению иностранных специалистов. Царь приглашал жить и трудиться в России иноземцев разного сферы деятельности: физиков, химиков, горноразведчиков, военачальников. Более того, увлечённые идеей царя сделать Россию великой державой, многие из них принимали русское подданство и оставались жить в Москве. Другие же, сохранив преданность протестантской вере, образовывали лютеранские и кальвинистские общины. Их потомки стали сподвижниками русского царя-реформатора и его преемников: Яков Брюс, Роберт Боур, ученые Леонард Эйлер и Георг Миллер и многие другие.
Примечательно, что Петр ставил отдельный акцент именно на расширение связей с протестантскими странами, ожидая от них активизации торговых контактов и взаимовыгодный обмен на передовые технологии. 10 апреля 1702 года царь издал манифест, положивший начало массовому притоку иностранных специалистов в Россию. Петр прекрасно понимал потребность в демонстрации России как страны, которая гарантировала иноверцам политическую стабильность и свободу вероисповедания .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Полное собрание законов (далее – ПСЗ). Т. IV. № 1910. Манифест о вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания. - с. 192—195 (ссылка на источник: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/182-t-4-1700-1712-1830).
2. ПСЗ. Т. V. № 3225. О некрещении вновь приступающих к благочестивой греческой вере лютеран и кальвинов, и о помазании их святым миром. - стр. 586 (ссылка на источник: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/183-t-5-1713-1719-locale-nil-2620-3479-1830).
3. ПСЗ. Т. VI. № 3814. Послание Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами. - с. 414-419 (ссылка на источник: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/184-t-6-1720-1722-locale-nil-3480-4136-1830.
4. ПСЗ. Т. VI. № 4067. О распределении иноземцов, восприявших Веру Греческаго исповедания. - с. 752 (ссылка на источник: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/184-t-6-1720-1722-locale-nil-3480-4136-1830).
5. Вебер Ф. -Х. Записки Вебера. (ссылка на источник: https://bibliotekar.ru/reprint-44/?ysclid=lpfhyflne6753479616)
6. Юст Юль. Записки датского посланника при Петре Великом. 1709–1711 (ссылка на источник: https://www.prlib.ru/item/412008?ysclid=lpfhx87n16678756095)
7. Извеков Д. Г. Отношение русского правительства в первой половине XVIII столетия к протестантским идеям. - Журнал министерства народного просвещения. 1867, № 10, с. 62 (ссылка на источник: https://runivers.ru/lib/book7643/453426/).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алакшин А. Э. Протестантские общины в Петербурге в XVIII веке. - Челябинск. 200б. - с. 264-269.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.
3. Анисимов Е.В. Петр Первый: благо или зло для России. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 272 с.
4. Асонов Н. В., Ежов Д. А. Эволюция политической системы России в условиях цивилизационного выбора // Вопросы истории. 2022. № 2 (1). С. 75–85.
5. Баггер Х. Реформы Петра Великого. М.: Прогресс, 1985. - 200 с.
6. Багдасарян В.Э. Идеологический портрет Петра I: дискурсивные модели репрезентации // Вестник Московского государственного университета. Серия: История и политические науки. 2022. № 2. - с. 7–20.
7. Богданов А.П. Мятежное православие. - Вече, 2008. - 480 с.
8. Брикнер А.Г. История Петра Великого. - М.: АСТ, 2004. - 668 с.
9. Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989. - 192 с.
10. Булгаков С.В. Православие. Ереси, секты. Западные верования. Соборы. - М.: Современник. 1994. - 1б4 с.
11. Бухаркин П.Е. Феофан Прокопович и духовно-интеллектуальные движения петровской эпохи // Христианское чтение. 2009. № 9–10. - с. 100–121.
12. Валишевский К. Пётр Великий. - М.: Захаров, 2004. - 484 с.
13. Гобозов И.А. Философско-историческое осмысление реформ Петра I и их последствий // Философия и общество. 2019. № 2 (91). - с. 40–61.
14. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. - СПб.: Наука, 2019. - 670 с.
15. Карташев А. В. Церковь. История. Россия. М.: Пробел, 1996. - 303 с.
16. Кирюхин А. В. Тот самый кудесник Брюс. - М.: Аграф, 2003. - 398 с.
17. Крылов А.О. Церковная реформа Петра I и теория секуляризации: от публицистики к историографии // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2020. № 3. - с. 22–46.
18. Мазаев Р.М. Церковно-полемическая деятельность Стефана Яворского в контексте петровских преобразований // Технологос. 2018. № 3. - с. 85–95.
19. Мартыненко А.А. Зверь на престоле, или Правда о Царстве Петра Великого. - М.: Профессионал, 2010. - 432 с.
20. Мельников Э. А. Россия между Христом и сатаной. Книга III. Дорога в пропасть. - Курск, 2004. - 530 с.
21. Назаров А.А. Религиозная политика Петра Великого: от симфонии властей к абсолютизму. // Вестник РМАТ, № 4, 2022. – с. 9–14.
22. Орленко С. П. Выходцы из Западной Европы в России XVII века (правовой статус и реальное положение). - М. 2004. – 1б2 с.
23. Реснянский С. И. Синодальный протестантизм Петра I и «Поморские ответы» старообрядцев. Русь—Россия: Выбор веры. // История и современность: сб. материалов VII межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры. - М.: Наука и Слово. 2011. - с. 34–42.
24. Реснянский С.И. Церковно-государственная реформа Петра I. Протестантская модель или византийское преемство. - М.: Юнити-Дана. 2009. - 256 с.
25. Реснянский С.И., Киенков А.А. Русское духовенство при царе-реформаторе: историографическое осмысление. - Орехово-Зуево, 2017. - 462 с.
26. Рубцова М.Л. Жизнь, труды и эпоха святителя Димитрия Ростовского // Святитель Димитрий Ростовский: исследования и материалы. Ростов, 2008. - с. 15–152.
27. Стефан (Яворский), митрополит Рязанский и Муромский. Сказание об антихристе: Догмат о святых иконах / местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский; сост., общ. ред.: П. Паламарчук. - М.: Паломник, 1999. - 287 с.
28. Труайя А. Пётр Великий. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 448 с.
29. Черникова Т. В. Парадоксы петровской европеизации // Новая и новейшая история. 2018. № 5. - с. 3–22.
30. Чистякова С. А. История Петра Великого. - М.: Изд-во «Буклет», 1992. - 524 с.