Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей проявления эмпатии у женщин разного возраста, имеющих детей и бездетных
Современный этап цивилизации ознаменован стремительным ростом компьютеризации всех сфер нашей жизни. Исследователи в области психологии, педагогики, социологии бьют тревогу: все меньше становится ситуаций взаимодействия по типу «человек-человек», все чаще взаимодействие происходит опосредовано через технические устройства. Такое общение обладает рядом особенностей, отличающих его от живого взаимодействия. Одной из таких особенностей является утрата эмоционального контакта.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена еще и тем, что институт семьи, детско-родительских отношений переживает очередной кризис. Родителям и детям все сложнее находить точки соприкосновения, общий язык друг с другом, конфликт поколений усугубляется. Причиной этого, на наш взгляд, не в последнюю очередь является все то же растущее эмоциональное охлаждение и потеря чувствительности к переживаниям другого человека. Люди концентрируются каждый на себе, потому что перед монитором человек действительно один, а кто по другую сторону – неизвестно, т.к. не возникает та самая энергетическая связь, которая сопровождает живое человеческое общение.
В силу перечисленных причин ученые, в сферу научных интересов которых входит изучение человека и его эмоциональных реакций, запустили новый виток исследований, фундаментом для которых, впрочем, остаются положения и подходы к пониманию феномена «эмпатия», заложенные психологами-исследователями в конце прошлого столетия.
В фокусе нашего исследования – женщины разного возраста, имеющие детей и бездетные, и особенности проявления их эмпатических способностей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 233с.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с.
Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева. - М.: Совершенство, 1997. – 254с.
Гаврилова П. Т. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. – 1975. – №2. – С. 147–158.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1997. – 232с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 1997. – 220с.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – 371с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 320 с.
Ильин Е. П. Психология взрослости. – СПб.: Питер, 2012. – 469 с.
Колосунин И. А., Савочкина М. Г., Родин О. В., Токарева Н. Г. Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19. – №12. – С. 141–143.
Корытова Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. … канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998.
Крейдлен Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. Эмоциональный аспект // Эмоции в языке и речи: Сборник научных статей / Под ред. Шаронова И. А. – М.: РГГУ, 2005. – 345с.
Лиепая Б. М. Краткий психологический словарь по педагогической и возрастной психологии. – М.: Просвещение, 1997. – 220 с.
Малолеткова А. В. Особенности эмоциональной сферы женщин, имеющих детей. – [Эл.ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-sfery-zhenschin-imeyuschih-detey/viewer
Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. – [Эл.ресурс].- Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/
Мансер С., Линг Дж. Психометрический анализ фактора эмпатии (EQ) // Personality and Individual Differences / Пер. Разумова Л. Д. – 2006. – №40. – 120с.
Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1994. – 543 с.
Николова А. Эмпатия в понимании отечественных и зарубежных психологов // Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии. – 2016. – С. 292–297.
Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: Монография. – Минск: Бестпринт, 2014. – 76 с.
Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. – Л.: ЛГУ, 1990. – 237с.
Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека / Пер. с англ.– М.: Гр. Прогресс, 1994. – 480с.
Роджерс К. Р. Психология эмоций. Хрестоматия. – М.: МГУ, 1984. – 356с.
Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. – М.: «Когито-Центр», 2003. – 123 с.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 720 с.
Солодовникова И.В. Взгляды на возраст человека в различные исторические эпохи // Журнал практического психолога. – 2005. – № 6. – С. 39–52.
Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 798 с.
Фельдштейн Д. И. Психология современного. – М.: Педагогика, 1997. – 440 с.
Царенкова Е. А. Исследование проблемы эмпатии // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы. – Ульяновск, 2015. – С. 307–312.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 295 с.
Юдина Т. О. Анализ современных подходов к изучению эмпатии // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 5. – №4. – С. 151–155.