Фрагмент для ознакомления
2
Современный запрос системы образования и воспитания ориентирован на поиск путей развития творческого потенциала личности ребенка. Психолого-педагогическая наука стремится максимально подробно изучить феномен творчества и психологические механизмы его актуализации. Творческое начало тесным образом связано с развитием процесса воображения. Воображение всегда присутствует в творчестве.
Воображение – психический процесс, посредством которого осуществляется проработка предшествующего опыта, на основе которой создаются новые, уникальные образы, в сознании. Воображение раскрашивает мир новыми красками, способствует ориентации в будущее , помогает выйти за пределы привычных рамок, помогает творить новое. При этом, для того, чтобы создавать что-то новое в воображении, необходимо накопить много информации. Без развитого воображения не может быть продуктивной деятельность человека. Развитие воображения происходит в основном в детском возрасте и способствуют этому: ситуации незавершенности, самостоятельных разработок, позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования уделяет особое внимание вопросам творческого развития, развития образного мышления, воображения, определяет виды и направления деятельности, с ориентацией на новые результаты воспитания и социализации. Творческая активность, может быть представлена самыми разными направлениями: технология, искусство, путешествия, спорт и др.
Проблемы воображения и творчества широко разрабатывались в отечественной психологии (Б. Г. Ананьев, Ю. Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, Н.С.Лейтес, А. М. Матюшкин, В. И. Панов, К. К. Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б. М. Теплов, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков., Н. Б. Шумакова, В.С.Юркевич и др.).
Несмотря на изученность темы воображения, его роли в творчестве, и воображения младшего школьника в частности, которая является одной из базовых в психологии личности, современное общество и современные школьники отличаются от школьников, которые предыдущих поколений. Сегодня мир наполненный информацией и максимально ускоренный, включенный в киберпространство, в котором дети активно проводят время и осуществляют обучение и общение, оказывает влияние на формирование личности, на формирование познавательных процессов, образного мышления, воображения. Вот почему рассмотрение развития воображения сегодняшних младших школьников должно рассматриваться в контексте нынешнего времени и пространства, с учетом их особенностей. То, что было актуально раньше не может однозначно в том же контексте рассматриваться сегодня. Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Развитие воображения в младшем школьном возрасте»
Цель исследования: изучение развития воображения в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: развитие воображения.
Предмет исследования: развитие воображения младших школьников.
Гипотеза исследования: воображение сегодняшних младших школьников обладает определенными параметрами (
Задачи исследования:
Рассмотреть изучение проблемы воображения в психолого-педагогической литературе
Описать особенности воображения младших школьников.
Провести эмпирическое исследование развития воображения младших школьников.
Дать рекомендации по развитию воображения младших школьников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. / Москва, 2014. – № 5. – С. 101-114.
Брушлинский, А. В. Субъект : мышление, учение, воображение / А.В.Брушлинский. – М. : МПСИ, 2009. – 408 с.
Блинова, Л. В. О психологии творчества / Л. В. Блинова, С. О. Грузенберг // Вестник КГУ. – 2013. – № 4. – С. 244-250.
Дудецкий, А.Я. Психология воображения (фантазии) / А. Я. Дудецкий, Е. А. Лустина; [Авт. предисл. В. В. Селиванов]; Смол. гуманитар. ун-т, Каф. психологии. – Смоленск : Изд-во Смол. гуманитар. ун-та, 1997. – 82 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С.Выготский. – М. : Просвещение, 2006. – 196 с.
Дьяченко, О. В. Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей / О.В. Дьяченко. – Москва : Перо, 2015. – 128 с.
Дубровина, И. В. Психология [: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина. – М.: Академия, 2008. – 464 с.
Иванова, Е. Р. Развиваем творческие способности / Е. Р. Иванова // Воспитание. – 2013. – № 6. – С. 111-113.
Кайл, Р. В. Детская психология : тайны психики ребенка / Р. Кайл. – М.: Прайм-Еврознак, 2012. – 413 с.
Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г.Маклаков– СПб: Питер, 2018. – 583 с.
Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф.Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
Суворова, О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография / О.В.суворова. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 126 с.
Субботина, Л. Ю. Детские фантазии : развитие воображения детей / Л.Ю.Субботина. – Екатеринбург : У-Фактория, 2018. – 189 с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) / Д.Б.Эльконин. – М.: Учпедгиз, 1960. – 286 с.