Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Проблема взаимосвязи личностных особенностей с успешностью обучения взрослых навыкам «Soft skills» обусловлена мировыми тенденциями, которые воздействуют на изменение общественной жизни. Во-первых, достаточно быстро происходит изменение жизненных условий. Во-вторых, постоянное и непрерывное технологическое и общественное развитие в значительной степени определяет и изменение профессиональной сферы. Перечисленные тенденции предъявляют определенные требования к качествам людей, которые необходимы им для эффективного функционирования в контексте происходящих изменений. Этими качествами являются soft skills («мягкие навыки»).
В литературе проблема обучения взрослых навыкам soft skills поднимается многими исследователями, к примеру Т. А. Ярковой, И. И. Черкасовой, М. Э. Волковой и др., которые говорят о том, что в настоящее время работодатели требуют от специалистов хорошо развитых soft skills, которые помогали бы им приспосабливаться к быстро меняющимся условиям и эффективно осуществлять профессиональную деятельность [47].
Компетенции, как структурный элемент профессионального профиля специалиста, рассматриваются как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности). Компетенции – одна из характеристик soft skills (по И. Канадрову). Личностные компетенции, такие как коммуникативные способности, доброжелательность, умение работать в коллективе, установить взаимоотношения, провести переговоры, умение убеждать, ораторские навыки, умение мотивировать, решать конфликтные ситуации и т.п., включены в soft skills, выступающий как «набор личных характеристик» (Д. Татаурщикова).
По мнению О. Абашкиной, существуют следующие виды soft skills: личностная динамика, область межличностных отношений, стремление к успеху, выносливость.
При этом сегодня отмечается, что личностные черты специалиста, его взаимоотношения с другими коллегами и так называемые «soft skills» являются факторами, которые могут коренным образом влиять на успешность выполнения сотрудником своих обязанностей.
В 2013 году американская компания Millennial Branding после опроса менеджеров ведущих 225 американских фирм на выявление личностных качеств, компетенций в процессе профессионального становления менеджеров в перечень ведущих «мягких навыков» менеджеров внесла следующие: коммуникабельность, позитивное мышление, гибкость, умение работать в команде [32].
На Мировом экономическом форуме (2016 г.) в швейцарском Давосе были сформулированы основные soft skills, которые включают в себя характерные черты когнитивной и в целом интеллектуальной деятельности, эмоционального интеллекта, управления своей деятельностью и способы конструктивного взаимодействия с другими людьми [38].
Таким образом, в ходе анализа теоретических исследований по изучаемой проблеме выявлено противоречие: между необходимостью обучения взрослых навыкам «Soft skills» и влиянием их личностных качеств на успешность обучения.
Данное противоречие обусловило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования влияния личностных качеств взрослых на успешность их обучения навыкам soft skills.
Проблема исследования обусловила выбор темы: «Взаимосвязь личностных особенностей с успешностью обучения взрослых навыкам «Soft skills».
Целью курсового проекта является теоретическое обоснование и практическое исследование взаимосвязи личностных особенностей с успешностью обучения взрослых навыкам soft skills.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личными особенностями и успешностью обучения взрослых навыкам soft skills.
Задачи:
Проанализировать специфику образовательных программ для взрослых;
Выявить особенности обучения взрослых;
Рассмотреть личностные особенности обучающихся взрослых как фактор успешности их обучения;
Провести экспериментальное исследование взаимосвязи личностных особенностей с успешностью обучения взрослых навыкам soft skills.
Объект исследования: процесс обучения взрослых навыкам soft skills.
Предмет исследования: личностные особенности, определяющие успешность обучения взрослых навыкам soft skills.
Экспериментальная группа исследования: 12 человек в возрасте от 22 до 30 лет.
Методики:
Опросник Н. Холла в адаптации Е.П. Ильиным;
Опросник TIPI (Ten-Item Personality Inventory) (S. Gosling, P. Rentfrow, W. Swann; А.С. Сергеева и др.).
Тест «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер).
Краткий ориентировочный тест (кОрТ) (В.Н. Бузин).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, продемонстрируют, насколько влияют личностные особенности взрослых на успешность их обучения навыкам soft skills.
В структуру данной работы входит введение, глава 1, глава 2, заключение, список используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
1.1 Современные исследования специфики образовательных программ для взрослых
Обсуждение проблем организации обучения взрослых проводится в научной среде давно (исследования А. А. Вербицкого, С. И. Змеева, М. Ш. Ноулза, Р. М. Смита, Л. Туроса и др.) и наиболее востребовано в последние десятилетия (Н.В. Нижегородцева, О.А. Воронина, Н.Ф. Гольцов, Т.Д. Дубовицкая, В.А. Векслер и др.).
Появление в отечественной науке термина андрагогики в 1990 г. связано с публикацией научных исследований С.И. Змеева, который выделил основные принципы взрослого обучения:
Самостоятельная учебная деятельность;
Сотрудничество в планировании, реализации и оценке учебных процессов;
Опыт слушателя как источник обучения;
Индивидуальный подход к обучению с ориентацией на потребности образовательного процесса, цели образовательного процесса с учетом образовательного уровня, профессионального уровня, психологического и когнитивного характера личности обучающего;
Системное обучение;
Использовать полученные в процессе обучения знания, умения, навыки непосредственно на практике [15].
Исследовательские работы, изучающие различные аспекты обучения взрослой аудитории, в последнее время становятся все более серьезными. В публикациях В.И. Подобеды, Н.П. Литвиной, Е.Н. Тонконогой и других рассматривается социально-экономическая и правовая предпосылка развития взрослого образования, И.А. Колесникова изучает проблемы социального партнерства в системах профессионального образования и повышения квалификации [24].
А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова, Т.Н. Сорокина и др. рассматривают контекстный подход к проблемным вопросам обучения взрослой аудитории [6;8].
Понятие «контекст» в категориальном и понятийном аппаратах психологии деятельности дает возможность рассмотреть познавательные действия взрослых с двух сторон: личностные особенности внутреннего контекста деятельности и наружного, социокультурные условия ее проявления внешнего – предметного и социального контекста деятельности [8]. А.А. Вербицкий отмечает, чтобы понимать психологический смысл знаково-текстового подхода к образованию, необходимо соотносить понятие «контекст» с близкими психологическими терминами «ситуация» и «установка». Исследование этих связей и психологические особенности контекстного образования позволили А.А. Вербицкому выделять личностный контекст образовательной деятельности в взрослом возрасте как главный мотивирующий фактор роста личности [8].
Личностные контексты выражаются в мотивации взрослого обучения как определяющий их отношения к содержанию образовательной деятельности и в социально-психологических явлениях. Тема учебы в контекстном образовании становится динамическим, соответствующим логическому переходу от учебной деятельности к работе. С первого взгляда слушатель, как субъект образовательного процесса, становится деятельностным субъектом, предмет которого переходит из образовательного в профессионально-практический. Требования профессиональной работы слушателей системообразующие, определяющие контекстный принцип формирования и расширения не только конкретных тем обучения, но и общих содержаний подготовки, переподготовки.
Дополнительное образование взрослых (ДОВ) представляет собой самую гибкую и эффективную форму образования, которая позволяет реализовать идеи «образования длиною в жизнь» и «образования шириною в жизнь» [8]. На сегодняшний день оно является одной из неотъемлемых форм обучения.
Мотивация взрослого обучения означает повышение квалификации, а также познавательный интерес, актуализацию или продвижение уровня образования и саморазвития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Айзенк Г. Структура личности. М.: "КСП+", СПб.: "Ювента", 1999
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена/ И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78-86.
Базаров, Т. Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты : практическое пособие /Т. Ю.Базаров. М. : КРОКУС, 2011.
Барышева, А. В. Корпоративный тренинг, или Если мы хотим, чтобы у фирмы было завтра / А. В. Барышева. - М. : Экзамен, 2004, с. 15
Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Педагогические науки. Фундаментальные исследования / - 2014. - №8. – С. 438 – 443.
Борисова, Н. В. Педагогические особенности и внедрение системы активных методов обучения в ИПК : автореф. дис. / Н. В. Борисова. М., 1987.
Василькова, Т. А. Андрагогика/ Т. А. Василькова. – М.: ВНПЦ профориентации, 2002. – С. 25.
Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение/ А. А. Вербицкий. М., 1999.
Ворошилова, О. С. Сущность и особенности обучения в течение всей жизни/ О. С. Ворошилова, Ю. А. Прихунова // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4
Гайсёнок, В. А. Электронное обучение как императив формирования новой образовательной среды: вызовы и концептуальные решения / В. А. Гайсёнок, С. И. Максимов, И. В. Брезгунова // Вышэйшая школа. – 2017. – № 1. – С. 20–22.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления; под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. 456 с.
Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман: пер. с англ. – М.: Аст Москва, 2009. – 478 с.
Громкова, М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов/ М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 495 с.
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2012. – 358 с.
Змеев, С. И. Андрагогика и образование взрослых: основные понятия и термины/ С. И. Змеев // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1996.
Змеев, С. И. Технология обучения взрослых/ С. И. Змеев. – М.: Академия, 2002. – 128 с.
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования/ И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
Ильин, Е.И. Эмоции и чувства/ Е.И. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – С. 633–634.
Ильязова, М. Д. Совместная учебная деятельность взрослых слушателей программ повышения квалификации: сущность, структура, условия эффективности/ М. Д. Ильязова, С. С. Панарина // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. -2017. - № 1. - С. 53-57.
Карнеги, Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей/ Д. Карнеги. − М.: Прогресс, 1989. − 121 с.
Князев Г.Г., Слободская Е.Р. Пятифакторная структура личности в процессе развития (по данным родителей и самооценки) // Психол. журн. 2005. № 6. С. 69–77.
Кобзарь, Е. Г. Технология автономного обучения слушателей краткосрочных курсов основам межкультурного иноязычного общения (на материале немецкого языка): дисс. ... канд. пед. наук / 13.00.02 Кобзарь Елизавета Геннадьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2015. - 203 с.
Кондаков И. М. Психологический словарь [Электронная ресурс] / И.М. Кондраков / - 2000.
Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс] // Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей (Союз ДПО). [2013]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 06.10.2023).
Круглова, Н.Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками / Н.Ф. Круглова// Прикладная психология. 2002. № 6. С. 19–26
Лебедева, Н. В. Современные подходы к проблеме обучения взрослых / Н. В. Лебедева // СПЖ. 2014. №51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-probleme-obucheniya-vzroslyh (дата обращения: 06.10.2023).
Лисовская, Н. Б. Карьерная самоэффективность выпускника вуза: технология формирования/ Н. Б. Лисовская, Е.А. Трощина. — СПб. : Изд-во Герцена. — 2013. — 54 с.
Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. − М.: Институт психологии РАН, 2004. − С. 29-36.
Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп./ В.Я. Ляудис - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
Мещерякова, И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Мещерякова Ирина Николаевна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. - Курск, 2011. - 239 с.
Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills – гибких навыков человека [Электронный ресурс] https://clck.ru/35yKUa
Мотивация познавательной деятельности / Под ред. Ю.Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. – Л.: НИИ ООВ, 1972. – С.63-67.
Нижегородцева, Н. В. Основные этапы исследования проблемы готовности к обучению/ Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-issledovaniya-problemy-gotovnosti-k-obucheniyu (дата обращения: 08.11.2023).
Обзор по книге «Развитие мягких навыков», Дебра Уитман. [Электронный ресурс]. - URL: https://litmir.club/br/?b=842502&ysclid=lnmogxz0xe829579767
Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т; под науч. ред., А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко; общ. ред. М. А. Воробьёва. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т , 2016. – 314 с.
Особенности образования взрослых [Электронный ресурс] http://vio.uchim.info/Vio_30/cd_site/articles/art_2_5.htm
Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 3. С. 138–154. DOI: 10.17759/exppsy.2016090311
Ситник, А. П. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров/ А. П. Ситник, И. Э. Савенкова, И. В. Крупина, И. К. Крупин. – М.: АПК и ПРО РФ, 2000. – 84 с.
Специфика обучения взрослых - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hr-portal.ru/article/specifika-obucheniya-vzroslyh
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : «Питер», 2015. – 713 с.
Патлина, А. С. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов/ А. С. Патлина, Е. Д. Попова // Теория и методика профессионального образования. 2017. № 2 (35). С. 94–103.
Фрумин, И. Д. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования/ И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко // Современная аналитика образования. НИУ ВШЭ. 2018. № 2(19). С. 5—15.
Тамбиев, Б.Н. Профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения : теория и практика : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Тамбиев Бурхан Нюрчукович; [Место защиты: Ин-т образовательных технологий]. - Сочи, 2010. - 49 с.
Теплинских, М.В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы/ М.В. Теплинских // Ползуновский вестник. – 2006. – № 3. – С. 252-257.
Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. – М. : Просвещение, 2009. – 320 с.
Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общей редакцией О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. – СПб.: КАРО, 2008. -176 с.
Чуланова, О. Л. Формирование и развитие компетентностного подхода в работе с персоналом: теория, методология и практика: дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05 / Чуланова Оксана Леонидовна. - Москва, 2014. - 339 с.
Центры образования взрослых / Под ред. Л. Н. Лесохиной, Т. В. Шадриной. – М.: Педагогика, 1991. – 192 с.
Шорохова, Е. В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы личности/ Е. В. Шорохова. М., 1974. - 317 с.
Яркова, Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога/ Т. А. Яркова, И. И. Черкасова. // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – Том 2. – № 4. – С. 222–234
Goldberg L. R. An alternative «description of personality»: The Big-Five factor structure / L.R. Goldberg // Journal of Personality and Social Psychology. – 1990. – Т. 59. – № 6. – С. 1216-122
Gosling S.D., Rentfrow P.J., Swann W.B.Jr. A very brief measure of the Big-Five personality domains // Journal of Research in Personality. 2003. № 37. P. 504–528.
Pfeffer, J. The Knowing-Doing Gap: How Smart Companies Turn Knowledge into Action [Текст] / J. Pfeffer, R. I. Sutton. – Boston: Harvard Business School Press, 2000