Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования определяется важными проблемами, существующими сегодня в обществе, а именно: в семьях и образовательных учреждениях, где человек формируется как личность с большой буквы и как индивидуум. Именно в подростковом возрасте, а именно с 11 до 17 лет, человек вступает во взрослую жизнь. Как мы знаем, общество больше всего влияет на подростка в этом возрасте, до того, как он станет взрослым. Поэтому, несомненно, важно наблюдать за подростками в этот сложный период, уметь находить к ним подход и общаться с ними, потому что они часто не понимают не только взрослых, но и самих себя; это вызывает конфликты с родителями, учителями и друзьями. Подросток часто чувствует себя покинутым, нелюбимым, раздраженным и неуверенным в себе, что приводит к низкой самооценке.
Отсюда и агрессивное поведение, которое мы часто наблюдаем у подростков, но мы не знаем, как с этим работать и как это исправить. Агрессивность подростков часто приводит к негативным последствиям, таким как подростковая преступность или самоубийства.
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. За этот период времени подросток проходит большой путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с окружающими, через внешние срывы и подъемы он приобретает ощущение личности. Эта проблема актуальна, поскольку в структуре мотивационной и личностной сферы подростка происходят радикальные преобразования. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы приобретают характер стойкого увлечения. Понятие мотива объединяет как личностные структуры, так и структуры деятельности, что наиболее точно соответствует особенностям подросткового возраста, в котором очень активно переплетаются процессы личностного роста и социализации, и в связи с этим активизация деятельности.
Сложность решения этой глобальной проблемы заключается в том, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на подростков, демонстрируются фильмы и передачи со сценами насилия, которые дают образец поведения, как будто агрессия считается нормой в нашем обществе. Очень важно понимать, как правильно реагировать на агрессию подростков и находить подходы, способные снизить уровень агрессии у подростков. Следует отметить, что ученым и преподавателям пока не удалось полностью решить эту проблему, что подтверждает актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявление особенности мотивационно–потребностной сферы подростков, склонных к агрессивному поведению.
Объект исследования: мотивационно–потребностная сфера и агрессивное поведение.
Предмет исследования: мотивационно–потребностная сфера подростков, склонных к агрессивному поведению.
Гипотеза исследования: существуют достоверные различия в мотивационно–потребностной сфере у подростков с высоким и низким уровнем агрессивного поведения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико–методологический анализ проблемы личности и формирования социального поведения в подростковом возрасте.
2. Провести сравнительное исследование мотивационно–потребностной сферы подростков с различным уровнем агрессивного поведения.
3. Сопоставить формы проявления агрессивного поведения и особенности мотивационно–потребностной сферы личности подростков.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию / Г.С. Абрамова. – 2015. – 344 с.
Абульханова, К.А. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений/ К.А. Абульханова, М.И. Воловикова // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С.12– 15
Авдуевская (Белинская), Е.П. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменении. / Е.П. Авдуевская (Белинская), С.А. Баклушинский // Труды по психологии образования. – 2018. – Том 3. Выпуск 1. – С.118–132
Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2018. – 128 с. – ISBN 978 5 7695 3750
Амурова, Н.Г. Развитие Я–концепции личности как педагогическая проблема / Н.Г. Амурова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. 74–80 с
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.,2015. – 327 с. – ISBN 978 5 7567 0274 3
Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения / С.А. Бадмаев. – М., 2016. – 497 с. ISBN 5 89317 063 6
Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура. – М., 2013. – 377 с.–ISBN 5 04 004214 0
Башкатов, И.П. Психология трудных подростков. Особенности профилактики / И.П. Башкатов. – М, 2016. – 132 с. – ISBN (EAN): 5–88010–093–6
Белогуров, С.Б. Профилактическая работа с девиантными подростками / С.Б. Белогуров. – СПб.: «Невский Диалект», 2017. – 211 с. – ISBN 5 8291 0122 5
Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017 / Л. Берковиц. – 512 с. – ISBN 978 5 93878 295 2
Берлянд, Ю.Б. Опыт профилактики детской и подростковой агрессии в общеобразовательных организациях Российской Федерации (обзор) / Ю.Б. Берлянд // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. – М., 2020. – С. 22–41
Бех В. П. Изучение влияния самооценки на агрессивность в юношеском возрасте / В.П. Бех // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 6 –10
Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. – СПб.: Союз, 2017. – 160 с. – ISBN 5–94033–120–3
Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях / Е.Ю. Брель // Ежегодник Российского психологического общества. – 2015. – №5. – С.221–222
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2017. – 144 с. . – ISBN 5–94005–120–6
Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. М. 2016. – 340 с. – FB Б 84–27/395
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.– М., 2015. –288с. – ISBN 5–01–001474–2.
Выготский Л. С. Психология: учебное пособие / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО–Пресс, 2015. – 1008 с. – ISBN 5–03–001724–3.
Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной психологии / А.Д. Гонеев. М, 2015. – 401 с. – ISBN 5 7695 1803 0
Горбунова О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах / О.С. Горбунова // Концепт. – 2015. – №1. – С.226–230.
Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин – М.: Феникс, 2005. – 157 с. – ISBN: 5–222–09783–8
Гурьева, В. А. Подростковые девиации / В.А. Гурьева. М.,2015. – 277 с. – ISBN 5–232–00477–8
Деветьярова, И. Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – №3. – С.8–12
Деева, Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних женского пола как средство их перевоспитания Рязань / Н.А. Деева. – 2015. – 115 с.– Х628.402.13я13–1
Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / Н.Ф. Дементьева // Научный психологический журнал. 2016. №11. 94–99 с.
Жарова, Д.В. Психологические особенности подросткового буллинга / Д.В. Жарова // Научно–педагогические обозрение. – 2018. – с. 85 – 92.
Исаева, М.А. Гендерные и этнические различия в проявлениях агрессивности подростков: дис. … канд. психол. наук / М.А. Исаева – М., 2008. – 18 с
Каневская, Ж.О. Подростковая агрессия как социально–психологическая проблема современности / Ж.О. Каневская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – №42. – С.711
Кириенко, А. А. Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация / А. А. Кириенко // Молодой ученый. – 2013. – № 3 (50). – С. 433–438
Коноваленко, Ю.Г. Воспитательная и психологическая работа с несовершеннолетними трудными подростками / Ю.Г. Коноваленко, А.В. Мельников // Методические рекомендации в помощь заместителям директоров по воспитательной работе, специалистам социально–педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования. – М.; 2015. – С. 537 – 543
Короленко, Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко. – М., 2016. – 217 с. – ISBN 5–7695–1248–2
Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб, Речь, 2015. – 311 с. – ISBN 5–9268–0124–9
Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2016. – №4. – С.84–90
Кузьминов, В.В. Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях / В.В. Кузьминов, А.С. Никитченко // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 806–808.
Левин, Б. М. Воспитание асоциального подростка / Б.М. Левин. – М., 2014. – 200 с.– Ч 421,6(2)358.351.4
Лобачева, Л.П. Подростковая агрессия: понятие, причины и методы профилактики / Л.П. Лобачёва // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 10 (45). – С. 175–179
Мироненко, Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т.И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №6. – С.260–266
Муратова, И. Д. Воспитание трудного подростка в школе / И.Д. Миронова. Архангельск, 2015. – 198 с. –ISBN 5–7695–0740–3
Обозов, Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие / Л.Н. Обозов. – СПб: 1993. – 49 с
Пономарева Е.А. Комплексная программа профилактики агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков–делинквентов / Е.А. Пономарёва // Современные психолого–педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования. – М.: Перо, 2016. с. 73 – 79.
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. 2016. – 319 с. – ISBN 5 89502 089 5
Прядко, М. А. Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков / М.А. Прядко // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 81–85
Пряничникова, Я.Д. Коррекция агрессивного поведения детей и подростков в деятельности родителей, практических психологов и социальных педагогов учебных заведений разных типов / Я.Д. Пряничникова // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2020. – № 3. – С. 105–114
Секретева, А.Е. Профессиональная компетентность педагога в профилактике агрессии в подростковой среде / А.Е. Секретева, Е.В. Конькина // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития : материалы междунар. науч.–исслед.. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников. – Уфа, 2017. – Ч. 2. – С. 255–258
Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей: Вопросы психического здоровья детей и подростков / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева //Мир психологии. – 2012. – № 1. – С. 27–32.
Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 511 c.–ISBN 978–5–238–02844–6
Сухарева, Н.Ф. Гендерные особенности проявления агрессии участниками образовательного процесса / Н.Ф. Сухарева // Система ценностей современного общества. 2018. №18. – С. 237 – 238
Хайдарова, Н.Х. Особенности проявления агрессивности личности у подростков в полных и неполных семьях / Н.Х. Хайдарова, И.С. Степанова, Д.А. Толмачев // ModernScience. – 2021. – № 5–1. – С. 419– 421