Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Особенности языка художественной литературы подразумевают широкую метафоричность, образность, использование синонимов всех типов, многозначности, и таких деталей как цвет, звук, запах. «Все средства, в том числе нейтральные, призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника», - отмечала А. Вежбицкая [12, 6].
Авторы второй половины XIX – начала XX вв. чутко, нередко обостренно воспринимали окружающую действительность через краски, звуки, запахи, контрасты и переносили этот подход на страницы своих произведений, иллюстрируя таким образом чувства, мысли героев или сопровождая их.
Эти выразительные средства языка представляют собой богатый материал для исследователя и могут служить источником дополнительных смыслов и идей, вложенных автором в свое произведение.
В последнее десятилетие изучение данных средств нередко осуществляется через понятие концепта. Разработка научного аппарата этого термина важна в современной лингвистике. Тем не менее, именно определение сути концепта остается многозначным и недостаточно четким.
В целом под концептуальной картиной мира подразумевают, с одной стороны, совокупность знаний о мире, которая приобретается в процессе деятельности человека, а с другой – способы и механизмы интерпретации новых знаний. Лингвистами исследуется лишь та часть концептуальной картины мира, которая зафиксирована в языке, то есть языковая картина мира.
По мнению многих исследователей, усвоить концепт – это значит выстроить некую структуру, состоящую из имеющихся уже концептов и позволяющую интерпретировать концепт через сложившуюся систему образов [20; 26; 34]. Концепт имеет в том числе психологическую природу. Так, Ю. С. Степанов считает концептами «фразы, фрагменты общения, которые заставляют наш разум создавать образы, знакомые нам много лет» [38, 57].
Выбран для исследования концепт «запах», который представлен в русском языке несколькими лексемами. Характеристика «свойство предметов и явлений, воздействующее на обоняние человека и животных», данная В.И. Далем является базовым компонентом концепта запах и определяет его перцептивную сущность [16]. Как справедливо замечает А.И. Костяев: «Смыслы ароматов человечество всегда приравнивало к символам духовности и гармонии» [25, 13].
Иными словами, концепт «запах» является многогранной субстанцией, имеющей множество языковых рeпрезентаций. Таким образом, изучение данной темы представляется достаточно перспективным и актуальным, поскольку концепт «запах» и в целом элементы ольфакторной поэтики в тексте меньше всего подвергались лингвистическим исследованиям.
Объект исследования: концепт «запах» в русском языке.
Предмет исследования: комплекс языковых единиц, которые вербализуют концепт «запах» в русском языке.
Цель работы: изучение концепта «запах» и его лексической реализации на примере повести К. М. Веригина «Благоуханность».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к исследованию понятия «концепт» в современной лингвистике, выявить его структуру и типологию;
2. Определить особенности лексической экспликации «концепта» в тексте;
3. Выявить основные языковые средства и способы передачи концепта «запах» в повести К. М. Веригина «Благоуханность»;
4. Выявить и описать функции концепта «запах» в создании идейно-художественного своеобразия повести К. М. Веригина «Благоуханность»;
5. Предложить систему упражнений для изучения концепта-слова «запах» на уроках русского языка.
Теоретическая база исследования.
Научные работы под авторством А.С. Аскольдов-Алексеева [6], Э. Бенвениста [7], Н.Н. Болдырева [8], А. Вежбицкой [12;13], А.А. Залевская [18], Г.И. Кабаковой [20], В.И. Карасика [21], Е С. Кубряковой [27], Д.С. Лихачева [29], Ю.С. Степанова [38; 39] и других в области когнитивной лингвистики, этнолингвистики и лингвокультурологии описывали концептуальные основы исследуемых в работе явлений, а также разрабатывали понятийный аппарат для изучения ментальных и языковых явлений действительности.
Анализируя лингвокультурологию как науку, Э. Бенвенист называл ее «линзой, через которую исследователь может увидеть материальную и духовную самобытность этноса» [7, 45]. Подобный подход послужил основой разработки категориального аппарата лингвокультурологии, понятия языковой личности и концепта, еще недостаточно исследованных.
А.С. Аскольдов-Алексеев, первым применив термин «концепт», во многом предвосхитил научную разработку этого понятия, несмотря на его некоторое забвение [6].
В 90-х гг. XX века «реанимация» термина связана с трудами Д.С. Лихачева и Ю.С. Степанова. По мнению последнего, концепт - «явление, по своей структуре состоящее из самого понятия и ценностного (нередко образного) представления о нем человека» [38, 43].
В.И. Карасик, Ю.С. Степанов считают, что концепт имеет когнитивную природу и представляют собой «многомерное образование» [21; 38].
С.Г. Воркачев определяет концепт как трехчастную структуру, включающую понятийный (отражающую его признаки), образный (включающую когнитивные метафоры), значимостный (место концепта в лексико-грамматической системе языка) компоненты [15, 124].
В работе В.И. Карасика выделяются также три составляющие концепта – понятийный, образный и ценностный компоненты [21, 16].
Однако с методологической точки зрения наиболее целесообразной считается структура концепта, предложенная Ю.С. Степановым. Концепт в данной трактовке состоит из таких компонентов, как: «1) основной, актуальный признак; 2) дополнительный или несколько дополнительных, пассивных признаков, являющихся уже не актуальными, а историческими; 3) внутреннюю форму, обычно вовсе не осознаваемую, запечатленную во внешней словесной форме» [38, 41].
В любом случае лишь представленные в совокупности, дополняя друг друга, концепты способны восприниматься как целостное понятие. Поэтому можно говорить, что концепт формируется в сознании каждого индивида в результате социализации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Алимурадов О.А. Значение, смысл, концепт и интенциональность: система корреляций: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.02.19 – Ростов-на-Дону, 2004. – 48 с.
Антология концептов/ Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. –М.: Гнозис, 2007. – 512 с.
Ароматы и запахи в культуре. – Москва: Новое литературное обозрение, 2010. – 658 с.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 177 с. – (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12782-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/515390 (дата обращения: 23.11.2023).
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 202 с. // file:///C:/Users/user/Downloads/preview_osnovy_metodiki_razvitija_rechi_uchashhikhsja_448308.pdf (дата обращения: 02.12.2023).
Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 267-280.
Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М.: УРСС, 2002. – 448 с.
Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. - Тамбов: ТГУ, 2001. – 213 с.
Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 863 с.
Вайнштейн О. Семиотика «Шанель № 5» // Ароматы и запахи в культуре. Изд. 2-е, испр. Книга 2 / Сост. О.Б. Вайнштейн. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – C. 347–361.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русский словарь, 1996. – 416 с.
Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.
Веригин К.М. Благоуханность. Воспоминания парфюмера / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://online-knigi.com/page/202033?page=41 (дата обращения: 11. 10. 2023).
Володина Н. В. Концепты литературоведения / Н. В. Володина. – М.: Флинта, 2010. – 126 с.
Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. – 2001 – № 1. – С. 64-72.
Даль В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. – М.: Омма-пресс, 1999. - 612 с.
Зайцева М.Л. Синестезийное восприятие и познание объективной реальности в пространстве эстетических коннотаций // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. – Кострома, 2012. – Том 18. – №1. – С. 164-167.
Залевская А. А. Концепт как достояние индивида // Психолингвистические исследования слова и текста: сб. научн. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. – С. 5-8.
Зыховская Н. Л. Ольфакторий русской прозы XIX века: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01. – Русская литература. – Екатеринбург, 2016. – 40 с.
Кабакова Г.И. Запахи в русской традиционной культуре // Ароматы и запахи в культуре. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – C. 50–62.
Карасик В. П., Стернин, И. А. Предисловие / В. И. Карасик, И. А. Стернин // Антология концептов. – М.: Гнозис, 2007. – С. 5-6.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука. 1987. – 263 с.
Колупаева А.А. Концепт запах и способы его репрезентации в русском языке: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01. – Тамбов, 2009. – 23 с.
Косогорова Х. Г., Наместникова А. В. Языковая реализация концепта «запах» (на материале французской версии романа П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы») // Верхневолжский филологический вестник. – 2020. – № 2 (21). – С. 204-211. – Режим доступа: DOI 10.20323/2499-9679-2020-2-21-204-211 (дата обращения 21.11.2023).
Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры: знаки и символы. – М.: Наука, 2007. – С. 5.
Красавский Н.А. Динамика эмоциональных концептов в немецкой и русской лингвокультурах: дис. … д-ра филол. наук: 10.02.20. – Волгоград, 2006.
Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания. – 1994. – № 4. – С. 3 - 7.
Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – С. 177–192.
Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 280-288.
Логический словарь-справочник (Второе, исправленное и дополненное издание). – М.: Наука, 1975. – 720 с.
Маринченко И. А. Вестиментарный парфюмоним как объект метаязыковой рефлексии и креативной обработки в парфюмерном дискурсе // Universum: филология и искусствоведение. – 2017. – №2 (36). – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vestimentarnyy-parfyumonim-kak-obekt-metayazykovoy-refleksii-i-kreativnoy-obrabotki-v-parfyumernom-diskurse (дата обращения: 11.10.2023).
Маринченко И. А. Функционирование глагола нюхать и его производных в парфюмерном дискурсе // Universum: филология и искусствоведение. – 2017. – №3 (37). – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-glagola-nyuhat-i-ego-proizvodnyh-v-parfyumernom-diskurse (дата обращения: 11.10.2023).
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2003. – 896 с.
Пименова М.В. Метафора как один из способов реализации концепта // Труды по когнитивной лингвистике: Сб. статей. – Кемерово: КемГУ, 2008. – С. 99–100.
Попова 3. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 1999. – 30 с.
Русское культурологическое пространство: Лингво-культурологический словарь. – Вып. 1 / И. С. Брилева, Н. П. Вольская, Д. Б. Гудков, И. В. Захарченко, В. В. Красных. – М.: Гнозис, 2004. – 318 с.
Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка: Русский язык от А до Я. – М.: ЮНВЕС, 2003. – 704 с. – Режим доступа: URL: http://enc-dic.com/semenov/Dom-654.html (дата обращения: 26.04.2021).
Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М.: Академический проект, 2004. – 992 с.
Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 248 с.
Таджибова З.Т. К вопросу о понятии «Концепт» в современной лингвистике // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – 2023. – № 02 (94). – Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/k-voprosu-o-ponyatii-kontsept-v-sovremennoj-lingvistike.html (Дата обращения: 20.02.2023)
Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / Библиотека каф. общ. и сравн.-истор. языкознания МГУ им. М.В. Ломоносова [сайт] / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://genhis.philol.msu.ru/article_66.html (дата обращения: 12. 10. 2023).