Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в условиях быстрого научно-технического прогресса столкнулось с несколькими проблемами, включая необходимость улучшения управления информационными ресурсами ЖКХ. В ответ на эти вызовы были разработаны и внедрены первые информационно-коммуникационные системы. Информационно-коммуникационные проекты в ЖКХ оказались эффективными в увеличении прозрачности и структурированности данного сектора, а также в повышении информированности граждан о своих правах.
Несмотря на широкое использование информационных технологий на всех уровнях управления ЖКХ, существующих государственных проектов, направленных на улучшение качества предоставляемых услуг, недостаточно. Большинство существующих государственных информационных систем слишком сложны и неудобны для собственников жилья.
Коммерческие проекты, ориентированные на потребности современного общества, не всегда унифицированы, что затрудняет их широкое внедрение и интеграцию с существующими базами данных в ЖКХ.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью в совершенствовании системы управления информационными ресурсами региональных систем ЖКХ с использованием информационно-коммуникационных проектов, обеспечении их качества и инвестиционной привлекательности.
Исследования в области развития региональных систем ЖКХ с использованием информационных технологий опираются на работы российских и зарубежных ученых, которые исследуют эволюцию информационно-коммуникационных систем и их применение в ЖКХ, а также методы обоснования разработки и внедрения таких систем.
Информационным системам, системам «умного» города и информатизации в своих работах уделяли внимание Ларионова Ю.В., Кирсанов С.А., Силкина Г.Ю., Трофимов В.В. и пр. Значимые работы, касающиеся применения информационных технологий в ЖКК и государственном и муниципальном управлении были опубликованы Саак А.Э.
Анализ работ указанных авторов позволяет выявить необходимость дальнейших исследований проблем совершенствования управления информационными ресурсами системы ЖКХ путём разработки и активного применения информационно-коммуникационных проектов.
Цель курсовой работы : формирование методов управления интеграцией информационных ресурсов региональной системы ЖКХ
Задачи:
-дать понятие жилищно-коммунального комплекса и его место в социально-экономической сфере,
-описать информатизацию систем управления ЖКХ,
-рассмотреть особенности системы сбалансированных показателей для проектов в области информационных систем,
-сформировать систему сбалансированных показателей для разработки методов оценки управлением интеграцией информационных ресурсов региональной системы ,
-осуществить моделирование методов управления интеграцией информационных ресурсов в региональной системе ЖКХ с использованием BPMN-
1. Теоретические аспекты управления информационными ресурсами жилищно-коммунального хозяйства на основе информационных систем
1.1.Понятие жилищно-коммунального комплекса и его место в социально-экономической сфере.
Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) является сложной и важной подсистемой региональных экономик, и его функции охватывают различные аспекты социальной и производственной сфер регионов.Главной целью ЖКК является обеспечение высокого уровня жизни и комфорта для горожан. Это включает в себя создание комфортной среды для жизни и деятельности, поддержание и развитие человеческого капитала. Для достижения этих целей необходима сбалансированная градостроительная политика, которая направлена на развитие городских территорий, а не на ограничение комфорта горожан. Это подразумевает учет интересов жителей при планировании и развитии городов. Важными компонентами обеспечения комфортной среды жизнедеятельности являются благоустройство прилегающих к домам территорий, сохранение объектов культурного наследия и повышение внешней привлекательности городских территорий.
Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) включает в себя различные виды производственно-экономической деятельности, которые обеспечивают необходимые услуги для поддержания жизнеобеспечения территорий. Предприятия, занимающиеся этой деятельностью, являются поставщиками жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
В литературе и исследованиях различают разные аспекты структуры ЖКК. Основные элементы ЖКК включают жилищное хозяйство, ресурсоснабжение, благоустройство населенных пунктов и бытовое обслуживание. Последнее включает ритуальные услуги, гостиничное хозяйство и банно-прачечное хозяйство.
Существует дискуссия относительно бытового обслуживания, так как в некоторых случаях оно переходит в частный сектор. Однако, в ряде случаев, такие услуги все равно предоставляются муниципалитетами, например, муниципальными банными комплексами. Министерство строительства и ЖКХ осуществляет регулирование рынка ритуальных услуг, что свидетельствует о сохранении некоторых элементов бытового обслуживания в публичном секторе.
Объединив проанализированные подходы, мы выделили наиболее широкий отраслевой список ЖКК. Согласно ему, комплекс включает в себя:
• Жилищное хозяйство (учет, ремонт, эксплуатация жилых и нежилых зданий и сооружений). Указанные функции выполняются жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями;
• Коммунальную энергетику (электро-, тепло-, газоснабжение). Поставщиками энергетических ресурсов являются энергетические предприятия населенного пункта;
• Водоснабжение, водоотведение, а также канализацию;
• Санитарную очистку территорий (санитарную очистку домовладений, уборку городских территорий, утилизацию бытовых отходов);
• Территориальное благоустройство (озеленение общественных и придомовых территорий, уличное освещение, дорожное хозяйство);
• Информационную инфраструктуру (кабельные сети, телевидение, иные информационные сети и системы);
• Бытовое обслуживание населения (прачечные, банные комплексы, некоторые ритуальные услуги). Несмотря на значительное уменьшение количества муниципальных банных и прачечных комплексов, в некоторых регионах практика их использования все еще актуальна.
Жилищно-коммунальный комплекс является одной из самых крупных
отраслей государственной экономики. Его особенности связаны с высокой значимостью с социальной и экономической точек зрения, а также сложностью с организацией взаимодействия различных хозяйствующих субъектов и населения. [73] К основным отличительным свойствам ЖКК можно отнести:
• Сочетание производственных и непроизводственных функций на предприятиях сферы, связанных с производством материальных благ и оказанием услуг;
• Сочетание различных форм собственности;
• Наличие на рынке как естественных монополий (представленных в сфере производства и транспортировки энергетических ресурсов), так и конкурентных областей;
• Высокая роль органов местного самоуправления, обусловленная рассредоточением центров оказания услуг;
• Наличие большого числа взаимодействующих элементов, обуславливающее сложность полной и своевременной коммуникации;
• Обязательность предоставления минимально гарантированного количества услуг вне зависимости от платежеспособности населения;
• Наличие естественных монополий и низкая конкуренция на рынке коммунальных услуг;
• Вариативность форм собственности и многообразие потребителей.
В жилищно-коммунальном комплексе (ЖКХ) активно используются современные информационные технологии, и это включает не только информационные и геоинформационные системы, но и различные ресурсы и средства для работы с информацией.Использование информационно-коммуникационных проектов может содействовать более эффективному управлению и сбору информации в сфере жилищно-коммунального комплекса, что, в свою очередь, может улучшить качество предоставляемых услуг и оптимизировать процессы.
Применение ИКП в жилищно-коммунальном комплексе наиболее эффективно при решении любых задач, требующих автоматизации процессов или при необходимости освещения информации, направленной на широкую аудиторию. Информационные системы позволяют оптимизировать управление и контроль жилищно-коммунальными процессами, включая реагирование на чрезвычайные ситуации. Системы позволяют собирать, анализировать и обеспечивать доступ к информации о состоянии жилых и коммунальных объектов. Информационные системы обеспечивают возможность удаленного мониторинга и управления жилищно-коммунальными системами. Использование информационных систем помогает разрабатывать прогностические модели для планирования и оптимизации ресурсов. Информационные системы облегчают бухгалтерский учет и расчеты, что важно для финансовой прозрачности и эффективности ЖКХ. Системы улучшают взаимодействие с жителями, обеспечивая более эффективную обратную связь и решение их запросов. Информационные системы способствуют оптимизации процессов и повышению качества предоставляемых услуг, что улучшает общую репутацию сектора. Информационное обеспечение органов власти, потребителей услуг и управляющих организаций. Системы предоставляют необходимую информацию для принятия решений органами власти, а также управляющими организациями и потребителями услуг. Информационные системы упрощают обмен информацией между различными структурами в сфере ЖКХ.: Использование информационных систем позволяет оптимизировать расходы на управление и обслуживание жилищно-коммунальных систем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айрапетова А.Г., Корелин В.В., Завьялова К.А. Реализация методов государственного регулирования инновационных процессов [Текст] /
А.Г.Айрапетова, В.В.Корелин, К.А. Завьялова // В сборнике: Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы. Труды научно¬практической конференции с международным участием. Под ред. А.В. Бабкина. - 2017. - С. 545-550.
2. Анисифоров А.Б., Анисифорова Л.О. Методики оценки эффективности информационных систем и информационных технологий в бизнесе: учебное пособие [Текст] / А.Б. Анисифоров , Л.О.Анисифорова. - СПб.: 2014.- 97 с.
3. Асаул В.В., Рыбнов Е.И., Куралов С.П. Цифровая модернизация города: опыт проектов "умных городов" в Германии [Текст] / В.В.Асаул, Е.И.Рыбнов, С.П.Куралов // Вестник гражданских инженеров. 2020. № 5 (82). С. 206-215.
4. Бездудная А.Г., Трейман М.Г., Чечина О.С. Развитие систем ЖКХ в условиях цифровизации экономической деятельности. Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики [Текст] / А.Г.Бездудная, М.Г.Трейман, О.С.Чечина // Сборник научных трудов по итогам II международной научно-практической конференции. Под ред. Г.А. Краюхина, Г.Л. Багиева. 2019. С. 42-47.
5. Васильева О.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития строительного комплекса и ЖКХ РФ [Текст] / О.В.Васильева // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №3-1(80). - С. 187-191.
6. Ветрова Е.Н., Северин Р.А. Современные тенденции и возможности развития цифровой экономики России [Текст] / Е.Н.Ветрова, Р.А.Северин // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 12. С. 162-166.
7. Видясова Л.А., Тенсина Я.Д., Видясов Е.Ю. Восприятие концепции «умного города» активными горожанами в Петербурге [Текст] / Л.А.Видясова, Я.Д.Тенсина, Е.Ю.Видясов // Вестник СПбГУ. Социология. 2018. Т.11. №4. С. 404-419
8. Деменко О.Г. Тихомиров А.О. Цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства в России [Текст] / О.Г.Деменко, А.О.Тихомиров // Вестник университета. 2018. №5. С. 59-63.
9. Максимов С.Н. "Умный город": к вопросу о понятии и концепции. [Текст] / С.Н.Максимов // Проблемы современной экономики. - 2017. - № 1 (61). - С. 117-120.
10. Ларионова Ю.В. Основные направления государственной политики в сфере ЖКХ [Текст] / Ю.В.Ларионова // Недвижимость: экономика, управление. - 2018. - № 3. - С.18-22.
11. Любарская М.А., Чекалин В.С., Шаптала А.В. Внедрение цифровых технологий в сферу городского хозяйства [Текст] / М.А.Любарская,
В.С.Чекалин, А.В.Шаптала // Кластеризация цифровой экономики: Глобальные вызовы: сб. науч. тр. национальной научно-практической конференции. - 2020. - С.72-77
12. Манова А.А. Оценка результативности разработки и внедрения
информационно-технологических проектов в жилищно-коммунальном комплексе [Электронный ресурс] / А.А.Манова. - Электрон.журн. - Меридиан, 2019, №6(24). - Режим доступа: http://meridian-
journal.ru/site/article?id=3846