Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Образы Ахилла и Энея в мифологии 5
1.1. От Гомера до Вергилия: интерпретации образа Ахилла в античной литературе 5
1.2. Предание об Энее 13
Глава 2. Сравнительная характеристика щитов Ахилла и Энея 18
2.1. Символика щита Ахилла 18
2.2. Символика щита Энея в поэме Вергилия «Энеида» 27
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Наблюдая за сменой мировоззренческой парадигмы от Античности к новому христианскому времени, стоит обратить внимание на то, как художественный образцы Античной эпохи преобразуются в названном отношении, тогда как авторы остаются художниками своего времени и вступают в собственно художническую полемику с предшественниками, следуя миметическому принципу. В связи с тем, что стиль и его внутренняя форма проявляют себя в индивидуальном воплощении образов идей и образах образов, Щит убедительно демонстрирует и традицию, вовлечение «щитов» из образцовых произведений предшественников, и отталкивание от них, поскольку новое время и новые задачи, стоящие перед автором, требуют «наращивания смыслов» за счет обращения к древним и на их основе создания «новых» и форм, смысловых узлов.
Описание щита Ахиллеса занимает особое место в «Илиаде» [5, XVIII, с. 478—608] и является наиболее ранним из сохранившихся произведений подобного рода.
Можно выделить два предмета древнегреческого оружия, на которых присутствовала четкая символика – щит и шлем. Щит гоплита диаметром около 1 м имел много места, чтобы показать противнику, находившемуся перед ним, тогда как шлем представлял как свой, так и чужой ранг бойца. Причем, по древней традиции, эллины не были изобретателями ни эмблем на щитах, ни султанов на шлемах - они заимствовали их у карийцев (Ирод. 1. 171; Schol. ad Thuc. 1.8.1; Страбон. XIV. 2 27; эп.: Плин. ХН. VII. 200; Свиток VII. 3).
«Щит Ахилла» — древнейший в древнегреческой литературе образец экфрасиса — описания произведения искусства или архитектуры. Этот экфрасис уже в древности стал объектом подражания. Например, «Щит Геракла», поэма неизвестного эпигона Гесиода. В «Энеиде» Вергилия [3, VIII, стр. 608-731] описан щит, изготовленный Вулканом для Энея по просьбе его матери Венеры, а в «Деяниях Диониса» Нонна Панополитанского есть описание щита Диониса Гефеста. [9, XXV, 394 кв.].
Византийский словарь Двора указывает, что Филострату-младшему принадлежит отдельный труд «Описание щита Ахилла» (Суида, ф 423). К сюжету щита Ахилла обращались Еврипид («Электра») [6, с. 451–475] и Овидий («Метаморфозы») [10, XIII, с. 291–294].
Некоторые античные авторы даже видели в нем символическое изображение формы земли и неба в связи с физическими стихиями (как, например, Гераклид Понтийский в своем трактате «Гомеровские аллегории»). В древности были критики, посвящавшие щиту Ахилла целые трактаты. Современные ученые также потратили немало усилий, чтобы определить форму щита и расположение изображений на нем, а также найти археологические свидетельства, подтверждающие его существование.
Цель работы – дать сравнительную характеристику щитов Ахилла и Энея.
Задачи работы:
- дать характеристику образа Ахилла;
- дать характеристику образа Энея;
- рассмотреть щит Ахилла в мифологии;
- изучить изображение щита Энея.
Объект исследования –щиты Ахилла и Энея.
Предмет исследования – сравнительная характеристика щитов Ахилла и Энея.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Блаженный Августин. Исповедь. М.: «Гендальф», 1992. Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. 544 с.
Вергилий. Буколики. Гергики. Энеида. Пер. с лат. М. Гаспарова. М.: Художественная литература, 1979.
Гесиод Работы и дни. Теогония. Щит Геракла / пер. Г. К. Властова. М.: Либроком. 2022. 288 с.
Гомер. Илиада. Пер. Н.И. Гнедича. Л.: Наука, 1990. Дион Хрисостом. Олимпийская речь // Греческие ораторы. М., 1985. С. 291.
Еврипид Ифигения в Авлиде / пер. И. Анненского // Еврипид. Трагедии: в 2 т. Т. 2. «Литературные памятники», М.: Наука, Ладомир, 1999. 699 с.
Ермолаева Е.Л. Гомер. Илиада. XVIII песнь. «Щит Ахилла». М.: Изд-во «Русский фонд содействия образованию и науке», 2011.
Иванов В.И. Эллинская религия страдающего бога // Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989. С. 351-450.
Кириченко О.В. Традиция с позиции православного мировоззрения // Традиции и современность. Научный православный журнал. М., 2007. № 7. С. 3-40.
Кун Н. А. Мифы и легенды Древней Греции. М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2005. 479 с.
Лосев А.Ф. Типы античного мышления // Античность как тип культуры. М., 1988.
Лосев А.Ф. История античной эстетики / Итоги тысячелетнего развития. Книга 1. М.: Изд-во «Фолио», 1992.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: «Мысль», 1993. 952 с.
Лосев А.Ф. История античной эстетики / Итоги тысячелетнего развития. Книга 2. М.: Изд-во «Фолио», 1994.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: «Аст», 2000. 624 с.
Петривняя Е. К., Травников С. Н., Июльская Е. Г. Античная мифологема судьбы в романтической балладе В. А. Жуковского «Ахилл» // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XXII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. С. 395-399.
Пичугина В. К., Можайский А. Ю. Добродетель vs победа: завершение Троянского похода и загадка трех огней в трагедии Эсхила «Агамемнон» // Человек. 2019 № 14. С. 119-136.
Платон. Федон // Платон. Сочинения в 3-х томах. М.: «Мысль», 1970. Т. 2. С. 11-95.
Платон. Софист // Платон. Сочинения в 3-х томах. М.: «Мысль», 1970. Т. 2. С. 319-401.
Платон. Парменид // Платон. Сочинения в 3-х томах. М.: «Мысль», 1970. Т. 2. С. 401-479.
Платон. Законы // Платон. Сочинения в 3-х томах. М., 1972. Т. 3 (2). С. 85-470.
Плутарх. Избранные жизнеописания в 2-х томах. М.: «Правда», 1987.
Плутарх. Застольные беседы. М.: Наука, 1990. 586 с.
Послание к Тимофею Святого Дионисия Ареопагита. О таинственном богословии // Философская и социологическая мысль. 1990. № 5. С. 95-98.
Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. М.: Художественная литература, 1971. 418 с.
Ревяко, К. А. Религиозный аспект внутренней и внешней политики Рима в конце III в. до н.э. / К. А. Ревяко // Проблемы античной истории и культуры. - Ереван : Издательство АН Армянской ССР, 1979. - 548 с. - С. 242-248.
Самохвалова В.И. Европа и Восток: между логосом эйдоса и меоном онтиса // Начала. 1994. № 2-4. С. 184-203.
Суслонова В. Э. Социально-политические воззрения Еврипида // Вопросы студенческой науки. 2019. № 7 (35). С. 224-226.
Топоров, В. Н. Эней - человек судьбы. К «средиземноморской» персонологии / В. Н. Топоров. - М. : Радикс, 1993. - IV, 195 с.
Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М.: Наука, 1987. 319 с.
Штаерман Е.М. От религии общины к мировой религии // Культура Древнего Рима в 2-х томах. Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: Наука, 1985.
Штаерман, Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима / Е. М. Штаерман. - М. : Наука, 1987. - 320 с.
Bassett S.E. The Poetry of Homer. Berkeley, 1938. Bobbitt P. The Shield of Achilles: War, Peace and the Course of History, Alfred A. Knopf. New York, 2002.
Byre C.S. Naration, Description and Theme in the Shied of Achilles // The Classical Journal. Vol. 88 (Okt. -Nov. 1992).
Schadewaldt W. Von Homers Welt und Werk. Leipzig, 1944. Schadewaldt W. «Der Schild des Achilleus», Von Homers Welt und Werk. Stuttgart, 1959.
Stefanovic L. Human or Superhuman: The Concept of Hero in Ancient Greek Religion and in Politics // Bulletin of the Institute of Ethnography. 2008. Vol. LVI (2). P. 7-20.