Фрагмент для ознакомления
2
Тема «Районные (городские) суды (компетенция, порядок формирования и состав)» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Значимость данного исследования заключается, с одной стороны, в большом внимании современной науки к теме «Районные (городские) суды (полномочия, порядок образования, состав)», а с другой стороны, в ее недостаточной разработанности. Исследование проблем, связанных с данной темой, имеет теоретическое и практическое значение.
В соответствии с Конституцией РФ суды являются единственными органами, наделенными правом осуществлять судебную власть. Целью осуществления правосудия в Российской Федерации является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод ее граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций. Рассматривая вопрос об эффективности отправления правосудия в районных судах и путях ее повышения, следует отметить, что большое значение имеет организация работы судов.
Основная цель данного исследования - понять основы организации и функционирования местных судов в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в работе рассматриваются следующие вопросы
Определение места местных судов в судебной системе России
Изучение основ порядка создания местных судов
описание полномочий местных судов при рассмотрении различных дел (гражданских, уголовных, административных).
Объектом исследования является местный суд как основное звено в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Предметом исследования являются некоторые аспекты реализации полномочий районными судами и связанные с этим проблемы.
Кроме существующего массива законодательства, довольно часто встречаются теоретические работы, монографии, научные статьи. Наибольший вклад в изучение конституционных основ судебной системы РФ внесли такие учёные, как М.В. Баглай, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Б.Н. Пантелеев, А.И. Коваленко, В.С. Авдовкин, А.Н. Кокотов и многие другие.
Вопросам состава и полномочий районного (городского) суда посвящено достаточно много нормативно-правовых актов. Также вопросы состава и полномочий районного (городского) суда затрагиваются в работах таких авторов как Н.П. Печников, М.П.Поляков, А.В. Федулов, С.Л. Лонь м др.
Конституция как нормативный источник права, обладающий высшей юридической силой и прямым действием, является источником права для судебной власти. Местные суды являются основным звеном в системе судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Федеральный закон "О судебной системе Российской Федерации" (№ 1-ФКЗ) был принят 23 сентября 1996 года Государственной Думой и одобрен 26 декабря 1996 года Федеральным Собранием. Она занимает особое место в действующей федеральной Конституции. Это связано с тем, что, следуя Конституции РФ, она играет основополагающую роль в формировании действующей системы судебных органов в Российской Федерации.
Методологической основой исследования послужила совокупность методов, включающая элементы сравнительно-правового, историко-правового, формально-юридического и социологического методов. Кроме того, при проведении исследований использовалась группа научных приемов логического, системно-структурного и аналитического характера.
Структура традиционный характер: введение, две главы, разделены на параграфы и заключение, в конце список использованной литературы
Глава 1. Районный(городской) суд-основное звено судебной системы РФ
1.1. Организация деятельности районного (городского) суда
Сегодня районные суды являются наиболее распространенными судебными органами в стране, поскольку они рассматривают как гражданские, уголовные и административные дела, так и дела первой и второй инстанции. Районные суды создаются в судебных округах в соответствии с федеральным законом и имеют юрисдикцию района, города или иного соответствующего административного деления субъекта Российской Федерации. Районные суды могут создаваться также в судебных округах, территория которых определяется общими (смежными) границами нескольких районов или других соответствующих административных единиц субъекта Российской Федерации. В российской юридической практике районные суды долгое время рассматривались как первое крупное звено в цепи судов общей юрисдикции - судов, в которые граждане или иные субъекты обращаются за защитой нарушенных или оспариваемых прав .
Однако это утверждение относится только к его полномочиям как суда первой инстанции, которые весьма широки по отношению к другим органам управления. Основным направлением деятельности местных судов является осуществление правосудия в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. В частности, они рассматривают дела в качестве судов первой и второй инстанции. Районные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают все уголовные, гражданские и административные дела, за исключением дел, переданных в соответствии с федеральными законами в юрисдикцию других судов. При выполнении функций суда второй инстанции речь идет о пересмотре судебных актов в апелляционном и кассационном порядке.
Однако здесь также действует пункт 4 статьи 34 Федерального закона. Статья 34-4 Федерального закона «О судах общей юрисдикции Российской Федерации» предусматривает, что районные суды рассматривают апелляционные жалобы и представления на решения судебных органов, действующих на территории соответствующего судебного района. Соответственно, Закон предусматривает, что полномочия суда второй инстанции ограничены только возможностью обжалования судебного акта, принятого мировым судьей по основному спору, и эта жалоба не имеет юридической силы. В тех субъектах Российской Федерации, где мировые судьи еще не назначены (не избраны), дела, отнесенные к их компетенции, рассматриваются исключительно судьями районных судов .
Районные суды являются основным звеном судебной системы Российской Федерации. До создания мировых судей районные (городские) суды рассматривали более 90% гражданских и уголовных дел, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции, а также дела об административных правонарушениях. Кроме того, районные (городские) суды решали все вопросы, связанные с исполнением приговоров и решений военных судов, арбитражных судов и других правоохранительных органов. В соответствии с Постановлением № 1 от 29 апреля 1996 года «О судебных решениях» Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал судам следующие разъяснения о точном и единообразном применении судами норм материального и процессуального права при назначении наказания: - приговоры выносятся именем государства; приговоры основываются исключительно на доказательствах, исследованных непосредственно в судебном заседании; при вынесении приговора должны быть оценены все доказательства, исследованные в судебном заседании; приговор не может быть основан на гипотезах основанные на предположениях. При провозглашении приговора должны быть оценены все доказательства, исследованные в судебном заседании; обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и может быть вынесен только в том случае, если вина обвиняемого доказана в ходе судебного разбирательства;
- Приговор должен состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
-Отказ обвиняемого от дачи показаний не может быть принят в качестве доказательства вины и не может учитываться как обстоятельство, отрицательно влияющее на личность обвиняемого при определении вида, назначаемого ему наказания и при назначении наказания.
-Приговор не может содержать утверждений, свидетельствующих о виновности подсудимого в совершении преступления, поскольку судебное разбирательство ведется только в отношении подсудимого. -Отказ обвиняемого от дачи показаний не может учитываться как обстоятельство, отрицательно влияющее на его личность, при определении вида наказания и приговора, назначаемого ему .
В соответствии со ст. 128 Конституции РФ судьи районных (городских) судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, на основании заключения Квалификационной комиссии судей и по согласованию с законодательными органами соответствующих субъектов государственной власти Российской Федерации. До назначения на должность судьи районного суда кандидаты должны сдать квалификационный экзамен, проводимый экзаменационной комиссией, и быть рекомендованы квалификационной комиссией судей. Несмотря на ограниченность полномочий по вынесению решения суда первой инстанции, действующим законодательством определены и другие полномочия, отнесенные к компетенции районного суда. Например, действующее законодательство предусматривает возможность обращения районных судов в Конституционный Суд РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции РФ районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ по вопросу о конституционности закона, действующего в конкретном деле. В соответствии с федеральным законом Конституционный суд рассматривает новые или вновь открывшиеся ситуации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) // Российская газета. 2002. №238.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
3. Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011г. № 1- ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - №7. – Ст. 898.
4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
5. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997 (6 января). – № 1. – ст. 1.
6. Республика Адыгея Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 08.06.2020г. 34 По делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки на нарушение конституционных прав и свобод
7. Калининградская область Постановление Уставного Суда Калининградской области № 3-П от 04.06.2020г. 49 По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 3 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», определенных Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»
8. Определение Уставного Суда Калининградской области № 35-О от 25.06.2020 г. 54 По делу об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 34 пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования «Светловский городской округ», принятого Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» от 9 декабря 2009 года № 129 «Об утверждении Устава муниципального образования «Светловский городской округ» в новой редакции»
9. Республика Ингушетия Определение Конституционного Суда Республики Ингушетия № 71-О от 11.06.2020г. 36 По делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки на нарушение ее конституционных прав пунктом 9 статьи 16 Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 года №59-РЗ
10. БожьевП. Правоохранительные органы Российской Федерации : Учебник / Под ред. В.П. Божьева.- 4-е изд., испр. И доп.- М.: Спарк, 2002.- 400с.
11. Ванеева Л.А., Заровнева Г.С., Кищенков А.В. Правоохранительные органы. Владивосток, 2010. С. 137.
12. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. –М.: ИГ «Юрист», 2005. - 321 с.
13. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Издательство «Зерцало», 2009. — 254 с.
14. Маранц Ю.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О судебной системе Российской Федерации". – М.: Юстицинформ, 2006. – 120 с.
15. Ниесов В. А., Чаплинский В. А. Нормативно-методическая база ГАС «Правосудие»: концептуально-методические аспекты // Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. — Вып. 2 / Под ред. В. В. Ершова, Д. А. Ловцова. — М.: Российская академия правосудия, 2007. — С. 214–225
16. Орлов Ю.К. Правоохранительные органы. Учебник. 2-е издание. Издательство «Проспект», 2010. — 198 с.
17. Погорелая, Т. И. Организация работы районных судов в Российской Федерации / Т. И. Погорелая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 578-583. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16529/ (дата обращения: 12.11.2023).
18. Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 187 с.
19. Печников Н.П. Некоторые аспекты деятельности правоохранительных органов в современных условиях. М., 2008. С. 59.
20. Пронякин А.Д. Пронякин Д.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2008. С. 45.
21. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы (учебник для вузов). — ИНФРА-М, 2004. — 312 с.
22. Смыкалин А.А. Зарождение судебной системы Российского государства. Журнал Российская Юстиция. 2000. №10. С. 31-34.
23. Смыкалин А. Зарождение судебной системы Российского государства. Журнал Российская Юстиция. 2000. № 10. С. 31-34
24. Сергеев А.И. Судоустройство: Сборник нормативных документов / Сост. А.П. Рыжаков, А.И. Сергеев.- М.: Белые альвы, 2003 г.
25. Тарханов М.В.. Механизм реализации местного самоуправления в муниципальных районах субъектов Российской Федерации (на примере Московской области). – М.: Юркомпани, 2009. – 180 с.
26. Тихомиров М.Ю., Л.В. Тихомирова. Исковые заявления в суд общей юрисдикции. – М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2008. – 128 с
27. Чаплинский В. А. Организационно-правовое обеспечение создания, внедрения и использования информационных технологий в судебной системе Российской Федерации // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. — М.: МАРТИТ, 2006. — № 14(36). — С. 93–97
28. Чувилев А.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. — Юриспруденция, 2000. -176 с.
29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова.- М.: ИПП» Отечество», 2008 г.